Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 9 августа 2016 г. N 06-04/5741
Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 N 38 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>
в присутствии от заказчика - открытого акционерного общества "Водоканал" - <_>
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Компания Восток - Трейд" - <_>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Восток - Трейд" на положения конкурсной документации Заказчика - открытого акционерного общества "Водоканал" при проведении открытого аукциона на закупку экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W. (N изв. 31603873995), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 28.07.2106 обратилось общество с ограниченной ответственностью "Компания Восток - Трейд" (далее - ООО "Компания Восток - Трейд") с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика - открытого акционерного общества "Водоканал" при проведении открытого аукциона на закупку экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W. (N изв. 31603873995) (далее - Открытый конкурс).
ООО "Компания Восток - Трейд" в своей жалобе указывает, что техническое задание конкурсной документации составлено Заказчиком под конкретную модель экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу, торговой марки Hyundai, что исключает возможность участия в конкурсе аналогичных экскаваторов иных торговых марок и ограничивает количество участников.
В заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители заказчика нарушения требований законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц при проведении открытого конкурса на закупку экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W не признали, просили признать жалобу ООО "Компания Восток - Трейд" необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке. Порядок обжалования процедуры торгов и процедуры заключения договора установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Организация закупочной деятельности Заказчика определяется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества "Водоканал" г.Чебоксары, утвержденным советом директоров ОАО "Водоканал" от 12.05.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
ОАО "Водоканал" 11.07.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого конкурса на закупку экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W (изв. 31603873995) и конкурсная документация.
По доводу заявителя о том, что техническое задание конкурсной документации составлено Заказчиком под конкретную модель экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу, торговой марки Hyundai, что исключает возможность участия в конкурсе аналогичных экскаваторов иных торговых марок и ограничивает количество участников, Комиссия установила следующее.
Объектом рассматриваемой закупки является экскаватор одноковшовый полноповоротный на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W.
Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регламентированы статьей 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются одним из таких принципов как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Требования к содержанию документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках и предусматривают наличие следующих сведений:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
На основании изложенного следует, что документация о закупке не должна содержать характеристики товара, которые могли бы привести к ограничению числа участников закупки.
Комиссией установлено, что заявитель является поставщиком строительной спецтехники, в частности экскаватора торговой марки Doosan. Данный экскаватор имеет идентичные характеристики, установленным документацией о закупке.
При этом, ООО "Компания Восток - Трейд" не имело возможности подать заявку на участие в данной закупке, в связи с тем, что заказчик указал конкретные торговые марки экскаваторов, в число которых не входит торговая марка, поставляемого ООО "Компания Восток - Трейд".
Таким образом, установление заказчиком конкретных торговых марок экскаваторов ограничивает число участников закупки, поскольку не дает поставщикам иных торговых марок принять участие в закупке, в том числе под данное ограничение подпадает и оборудование российского производства, что является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ООО "Компания Восток - Трейд" обоснованной и признает в действиях заказчика - открытого акционерного общества "Водоканал" нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы открытый конкурс на закупку экскаватора одноковшового полноповоротного на пневмоходу Hyundai R210W-9S или Volvo EW205D или JCB JC200W или Hitachi ZX190W-3 или Hyundai R180W-9S или JCB JC160W (изв. N 31603873995) отменен, осуществление Комиссией действий направленных на устранение нарушений, не представляется возможным.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Компания Восток - Трейд" необоснованной.
2. Признать Заказчика - открытое акционерное общество "Водоканал" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 9 августа 2016 г. N 06-04/5741
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016