Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 июля 2016 г. N 22-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 22-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного дома по адресу: город Магнитогорск, ул. Советская, д. 145/1 рекламы продукции под маркой "Рецепты Сибири", установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением по факту распространения по почтовым ящикам в городе Магнитогорске рекламы продукции под маркой "Рецепты Сибири", которая, по мнению заявителя, нарушает требования рекламного законодательства.
Из представленных заявителем материалов следует, что информация о препаратах с наименованием "Сибирский целебник", "Эректовит", "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В", масло "Сибирское плюс", "Кардиплюс", бальзам "Сибирский плюс", "Медисил", "Остенол" распространяется в виде газеты, которая содержит информацию о профилактике и оздоровлении при различных заболеваниях, отзывы физических лиц, которые использовали указанные препараты, ссылки на исследования, номер телефона <_> по которому можно получить бесплатную консультацию, сведения о выставке-продаже в период с 02 марта по 09 марта, а также информацию о том, что под торговой маркой "Рецепты Сибири" объединены три крупнейших производителя оздоровительной продукции ООО "НПК "Апифитогрупп", ООО "Амулет Здоровья", ООО "МНПХ "Созвездие мечты". При этом последняя страница газеты содержит сведения: "Остерегайтесь подделок! Не является лекарственным средством".
Вместе с тем, препараты с наименованием "Сибирский целебник", "Эректовит", "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В", масло "Сибирское плюс", "Кардиплюс", бальзам "Сибирский плюс", "Медисил", "Остенол" не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, поскольку в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют, что отражено в акте осмотра N 40-2016 от 14.03.2016. Следовательно, эликсир "Сибирский целебник", "Эректовит", "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В", масло "Сибирское плюс", "Кардиплюс", бальзам "Сибирский плюс", "Медисил", "Остенол" не являются лекарственными средствами.
Таким образом, в силу положений Федерального закона "О рекламе" реклама таких средств не должна содержать сведений, указывающих на их лечебные свойства.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <_> указанный в рекламе и по которому можно получить бесплатную консультацию, входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО "Ростелеком".
На запрос Челябинского УФАС России ПАО "Ростелеком" представлены письменные пояснения, согласно которым телефонный номер <_> предоставлен абоненту ИП <_> в рамках договора N 11Ю-00015/14-124Д на оказание Услуги интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением интеллектуального номера в КДУ "800" от 31.01.2014.
Реклама препаратов под маркой "Рецепты Сибири", распространяемая в виде газеты, содержит информацию о проведении выставки-продажи в г. Магнитогорске 02 марта и 09 марта 2016 года по адресам:
1) театр кукол и актера "Буратино", ул. Бориса Ручьева, д. 7А (с 09:00 до 10:00);
2) кафе "Султан", ул. Труда, д. 43А (с 11:00 до 12:00);
3) кинотеатр "Современник", ул. Грязнова, д. 28 (с 13:00 до 14:00);
4) театр оперы и балета, ул. Ленина, д. 16 (с 15:00 до 16:00);
5) ДК "Орджоникидзе", ул. Набережная 1 (с 17:00 до 18:00).
В связи с чем антимонопольным органом запрошены сведения о проведении выставки-продажи продукции под маркой "Рецепты Сибири" по указанным адресам в городе Магнитогорске.
В материалы дела поступили письменные пояснения Муниципального бюджетного учреждения культуры "Магнитогорский театр оперы и балета" (далее - МБУК "МТОиБ") о том, что 02 марта 2016 года между муниципальным учреждением культуры и ИП <_> заключен договор оказания услуг от 02.03.2016, предметом договора которого выступает проведение мероприятия "Выставка-продажа", не связанного с культурной деятельностью. Оплата услуг по указанному договору подтверждается платежной накладной N 428 от 22.03.2016.
Материалы дела также содержат пояснения Муниципального бюджетного учреждения культуры Магнитогорский театр куклы и актера "Буратино" (далее - МБУК "МТК и А "Буратино"), в соответствии с которыми муниципальное учреждение предоставило ИП <_> во временное пользование часть нежилого помещения для целей не связанных с культурной деятельностью на основании договора оказания услуг от 02.03.2016. Оказание услуг, предусмотренных указанным договором, в полном объеме подтверждается актом N 00000039 от 02.03.2016.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В городе Магнитогорске распространялась реклама продукции под маркой "Рецепты Сибири" "Сибирский целебник", "Эректовит", "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В", масло "Сибирское плюс", "Кардиплюс", бальзам "Сибирский плюс", "Медисил", "Остенол") в виде газеты посредством почтовых ящиков.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Так, информация о препаратах марки "Рецепты Сибири", распространяемая в городе Магнитогорске в виде газеты, отвечает признакам рекламы, следовательно, на нее распространяются требования рекламного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
По смыслу указанной нормы указание на лечебные свойства рекламируемых препаратов допустимо, в частности в рекламе лекарственных средств.
Челябинским УФАС России установлено, что препараты с наименованием "Сибирский целебник", "Эректовит", "Экстракт алоэ с аденозином и витамином В", масло "Сибирское плюс", "Кардиплюс", бальзам "Сибирский плюс", "Медисил", "Остенол" не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru, сведения об этом отсутствуют, что подтверждается актом осмотра N 40-2016 от 14.03.2016.
На лечебные свойства препаратов под маркой "Рецепты Сибири" указывают, присутствующие в рекламе сведения такие как: "_быстро и эффективно способствуют_", "_полезное действие _ разнообразно_", "_список заболеваний, при которых применяют_", "_помогает нормализовать процессы в организме_" и т.д.
Данная информации, размещенная в рекламе под видом газеты направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к препаратам не являющимя лекарственным средствам. Следовательно, такая реклама препаратов под маркой "Рецепты Сибири", содержащая указание на их лечебные свойства нарушает требование пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Реклама в виде печатного издания содержит сведения о контактном номере <_> ссылку на сайт www.рецепты-сибири.com. Материалы дела содержат копию договора N 11Ю-00015/14-124Д на оказание Услуги интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением интеллектуального номера в КДУ "800" от 31.01.2014, заключенного между ПАО "Ростелеком" и ИП <_> согласно которому ПАО "Ростелеком" оказывает ИП <_> услугу с предоставлением интеллектуального номера <_>
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) основным видом деятельности ИП <_> является розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (52.6 по ОКВЭД), дополнительно индивидуальный предприниматель осуществляет, в частности розничную торговлю вне магазинов (52.1 по ОКВЭД).
В материалах дела также имеется доказательство проведения выставки-продажи ИП <_> в городе Магнитогорске на основании договоров оказания услуг от 02.03.2016, заключенных между индивидуальным предпринимателем и МБУК "МТОиБ", МБУК "МТК и А "Буратино".
Таким образом, принимая во внимание принадлежность абонентского номера <_> который указан в рекламе в виде печатного издания, проведение выставки-продажи продукции под маркой "Рецепты Сибири" ИП <_> и осуществление предпринимателем деятельности по розничной торговле, Комиссия приходит в выводу о том, что данная реклама распространена в интересах ИП <_>
Пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем является ИП <_> как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что следует из анализа материалов дела.
Поскольку по состоянию на 21 июля 2016 года ИП <_> не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы продукции под маркой "Рецепты Сибири", не соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", Комиссия считает возможным выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу продукции под маркой "Рецепты Сибири", распространенную в виде газеты ИП <_> в городе Магнитогорске посредством почтовых ящиков, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июля 2016 г. N 22-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016