Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 13 июля 2016 г. N 36-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 36-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения в городе Миассе рекламы продукции под маркой "Фитомакс", установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением по факту распространения в городе Миассе рекламы продукции под маркой "Фитомакс", в которой, по мнению заявителя, присутствуют признаки нарушения требований рекламного законодательства.
Из представленных заявителем материалов следует, что информация о препаратах с наименованием "Окапин", "Экстракт алое по С. Федорову" распространяется в виде газеты, которая содержит информацию о проведенных исследованиях препарата "Окапин" в десятке крупных институтов, сведения о том, что применение препарата способствует улучшению и восстановлению зрения, отзывы физических лиц с выражением благодарности, ссылки на телефонный номер <_> и адрес сайта www.fitomax.ru. Также на последней странице рекламы содержится предупреждение: "Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультироваться с врачом" и сведения о проведении выставки-продажи в г. Миассе 15 марта и 21 марта 2016 года по адресам: ГДК, ул. Пролетарская, д. 12 (с 15:00 до 16:00); ДК Автомобилейстроителей, пр-т Автозаводцев, д. 21 (15.03.2016 с 17:00 до 18:00; 21.03.2016 с 11:00 до 12:00).
На запрос Челябинского УФАС России о лице, в интересах которого 15 марта и 21 марта 2016 года проводилась выставка-продажа препаратов под маркой "Фитомакс" по указанным адресам, МКУ "Городской дом культуры" Миасского городского округа представило письменные пояснения, согласно которым в указанные даты на территории учреждения выставки-продажи продукции под маркой "Фитомакс" не проводились.
Челябинским УФАС России проведен осмотр сайта www.fitomax.ru, который показал, что под маркой "Фитомакс" реализуются биологически активные добавки, в частности к такому виду продукции относятся "Окапин" и "Экстракт алое по С. Федорову", что подтверждается актом осмотра N 54-2016 от 22.04.2016. Указанный сайт содержит сведения о телефонном номере <_> по которому можно получить круглосуточную бесплатную консультацию.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонные номера <_> и <_> входят в ресурс нумерации оператора связи ПАО "Ростелеком".
На запрос Челябинского УФАС России ПАО "Ростелеком" представило в материалы дела договор на оказание услуги интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением интеллектуального номера в КДУ "800" от 19.12.2012, согласно которому ПАО "Ростелеком" оказывает ИП <_> услугу с предоставлением интеллектуальных номеров <_> и <_>
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В городе Миассе распространялась реклама продукции под маркой "Фитомакс" ("Окапин", "Экстракт алое по С. Федорову") в виде газеты посредством почтовых ящиков.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Так, информация о препаратах с наименованием "Окапин", "Экстракт алое по С. Федорову", распространяемая в городе Миасе в виде газеты, отвечает признакам рекламы, следовательно, на нее распространяются требования рекламного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
По смыслу указанной нормы указание на лечебные свойства рекламируемых препаратов допустимо, в частности в рекламе лекарственных средств.
Из контекста информации, размещенной в рекламе под видом газеты и на общедоступном сайте www.fitomax.ru в информационно-коммуникационной сети Интернет, усматривается, что она направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к биологически активным добавкам (далее - БАД), на данный факт, в частности указывают сведения: "Не является лекарственным средством_", размещенные на последней странице рекламы в виде печатного издания. Следовательно, реклама БАДов под маркой "Фитомакс", содержащая указание на лечебные свойства таких препаратов, как "Окапин", "Экстракт алое по С. Федорову" нарушает требование пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Анализ рекламного материала показывает, что реклама торговой марки "Фитомакс", а именно препаратов "Окапин", "Экстракт алое по С. Федорову", содержит выражение благодарности физических лиц, оформленных в виде писем и содержащих выражения: "_ спасибо вам, что вернули_", "_довольна и благодарна вам_", что не допускается при рекламировании биологически активных добавок и нарушает требование пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама биологически активных добавок, распространенная в виде печатного издания, газеты, должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, которое составляет не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Так, Челябинским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено, что площадь предупредительной надписи, которая присутствует только на последней страницы издания, составляет 0, 26% при условии, что площадь рекламного поля составляет 1979, 04 см2, площадь предупредительной надписи рассчитывалась по формуле.
Реклама в виде печатного издания в качестве обратной связи содержит только сведения о контактном номере <_> ссылку на сайт www.fitomax.ru и информацию о возможности получить продукцию под маркой "Фитомакс" посредством почтовой или иной доставки. Материалы дела содержат договор на оказание услуги интеллектуальной сети связи "Бесплатный вызов" с предоставлением интеллектуального номера в КДУ "800" от 19.12.2012, заключенный между ПАО "Ростелеком" и ИП <_> согласно которому ПАО "Ростелеком" оказывает ИП <_> услугу с предоставлением интеллектуального номера <_>
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) основным видом деятельности ИП <_> является курьерская деятельность (64.12 по ОКВЭД), дополнительно индивидуальный предприниматель осуществляет, в частности прочую розничную торговлю вне магазинов (52.63 по ОКВЭД).
Таким образом, принимая во внимание принадлежность абонентского номера <_> который указан в рекламе в виде печатного издания, в том числе в целях приема заказов продукции под маркой "Фитомакс" и их доставке, ИП <_> и осуществление предпринимателем в частности деятельности по доставке товаров, Комиссия приходит в выводу о том, что данная реклама распространена в интересах ИП <_>
Пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем является ИП <_> как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что следует из анализа материалов дела.
Поскольку по состоянию на 13 июля 2016 года ИП <_> не представлено документов, материалов с указанием на прекращение распространения рекламы продукции под маркой "Фитомакс", не соответствующей требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", Комиссия считает возможным выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу продукции под маркой "Фитомакс", распространенную в виде газеты ИП <_> в городе Миассе посредством почтовых ящиков, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
13 июля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
<_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 13 июля 2016 по делу N 36-08/2016 о признании рекламы продукции под маркой "Фитомакс" ИП <_> распространенной в виде газеты в городе Миассе посредством почтовых ящиков, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно не распространять рекламу продукции под маркой "Фитомакс", которая содержит выражение благодарности физическими лицами, указание на лечебные свойства и площадь предупредительной надписи составляет менее 10% рекламной площади (пространства).
2. ИП <_> в срок до 31 августа 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы продукции под маркой "Фитомакс" (рекламный материал, соответствующий требованиям Федерального закона "О рекламе", при его наличии), либо письменные пояснения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
13 июля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
<_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 13 июля 2016 по делу N 36-08/2016 о признании рекламы продукции под маркой "Фитомакс" ИП <_> распространенной в виде газеты в городе Миассе посредством почтовых ящиков, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 3 части 1, части 1.1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе", а именно не распространять рекламу продукции под маркой "Фитомакс", которая содержит выражение благодарности физическими лицами, указание на лечебные свойства и площадь предупредительной надписи составляет менее 10% рекламной площади (пространства).
2. ИП <_> в срок до 31 августа 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно документы и пояснения, свидетельствующие о прекращении распространения ненадлежащей рекламы продукции под маркой "Фитомакс" (рекламный материал, соответствующий требованиям Федерального закона "О рекламе", при его наличии), либо письменные пояснения о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Сведения об исполнении предписания направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по почте и на адрес электронной почты: to74@fas.gov.ru (с указанием исполнителя и номера исходящего документа).
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июля 2016 г. N 36-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016