Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 5 августа 2016 г. N 03-122/18.1-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
<>
при участии:
от заказчика акционерного общества "Сахаэнерго" (далее - АО "Сахаэнерго", заказчик) представитель по доверенности N204 от 14.03.2016 года Захаров А.В., представитель по доверенности N276 от 05.08.2016 года Алексеева С.В.,
в отсутствие надлежаще уведомленного общества с ограниченной ответственностью "Тендер Эксперт" (далее - ООО "Тендер Эксперт", заявитель),
рассмотрев жалобу ООО "Тендер Эксперт" на действия заказчика Акционерной компании "Сахаэнерго" при проведении закупки у единственного источника на оказание услуг экспертно-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности (извещение N31603918640), установила:
28.07.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тендер Эксперт" на действия заказчика Акционерной компании "Сахаэнерго" при проведении закупки у единственного источника на оказание услуг экспертно-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности (извещение N31603918640) (далее - закупка).
Заявитель указывает на отсутствие размещенной в единой информационной системе информации о закупке, а именно документации закупки, проекта договора и протокола. Кроме того, заявитель считает, что заказчиком неправомерно выбран способ закупки у единственного источника, в то время как Положением заказчика установлен исчерпывающий перечень оснований для возможности использования такого способа закупки, а также по предмету закупки имеется функционирующий рынок компаний, способных оказать подобные услуги.
На рассмотрении дела представители АО "Сахаэнерго" пояснили следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 5.11.1.5 Положения о закупке продукция для нужд АО "Сахаэнерго" Центральная закупочная комиссия АО "Сахаэнерго" имеет право принимать специальное решение о проведении закупки у единственного источника при наличии обстоятельств, требующих проведение закупки данным способом. Решением Центральной закупочной комиссии АО "Сахаэнерго" (протокол N404 от 15.07.2016 года) закупка утверждена способом "у единственного источника". Таким образом, выбор способа закупки произведен правомерно. По поводу не размещения информации о закупке, представители пояснили, что вследствие допущенной технической ошибки проект договора и техническое задание закупки не были размещены, в момент размещения проекта договора не имелось в наличии.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
25.07.2016 года на официальном сайте РФ в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке N 31603918640 "Оказание услуг экспертно-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности" способом закупки у единственного источника (далее - Извещение).
АО "Сахаэнерго" проводит закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке продукции для нужд АО "Сахаэнерго" утверждено решением Совета директоров АО "Сахаэнерго" от 22.09.2015 г. (далее - Положение).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 4.1.1 Положения предусмотрен способ закупки у единственного источника.
Согласно пункту 5.11.1 Положения закупки у единственного источника могут осуществляться на основании утвержденной Советом директоров общества Годовой комплексной программой закупок (далее - ГКПЗ) или решения Центральной закупочной комиссии Общества (далее - ЦЗК), в том числе в случае наличия иных обстоятельств, требующих закупки у единственного источника (только по специальному решению ЦЗК) При этом объем закупок осуществляемых в соответствии с настоящим пунктом не должен превышать 5 (пять) % общего годового объема закупок продукции (в рублевом выражении по начальной (максимальной) цене договора (цене лота)) (пункт 5.11.1.5 Положения).
Согласно выписке N1 из протокола заседания Совета директоров АО "Сахаэнерго" N2 от 15.02.2016 года утвержден состав ЦЗК АО "Сахаэнерго".
Согласно выписке N1 из протокола N404 от 15.07.2016 года заседания ЦЗК принято решение о согласовании проведения внеплановых закупок для нужд ПАО "РусГидро" и ДО ПАО "РусГидро" (в том числе ПАО "РАО ЭС Востока" и его ДО) способом у единственного источника "Павлодольская ГЭС" (после переименования - АО "РГС"), в том числе согласно приложения 2 к настоящему протоколу закупку "Оказание услуг экспертно-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности".
На основании вышеизложенного, довод заявителя о неправомерном выборе способа закупки Комиссией отклоняется, поскольку Положением АО "Сахаэнерго" установлен такой способ закупки как закупка у единственного источника, и выбор такого способа закупки осуществлен на основании Положения.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлен принцип информационной открытости при проведении закупки товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.7.1.14 Положения на официальном сайте размещается иная информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также иная информация которую заказчик посчитает необходимой разместить на официальном сайте при условии технической возможности такого размещения.
Согласно пункту 7.1.5.1 Положения действия, предпринимаемые при закупке у единственного источника, определяются заказчиком самостоятельно, в зависимости от условий, требующих такой закупки в соответствии с разделом 5.11, а также в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из устных пояснений представителей заказчика следует, что извещение закупки у единственного источника также является документацией о закупке и протоколом.
Согласно пункту 2 Извещения настоящее извещение, которое также является документацией о закупке, размещено на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru от 25.07.2016 года.
Между тем, Комиссией установлено, представителями заказчика не оспаривается, что информация о закупке, а именно проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также техническое задание закупки в единой информационной системе не размещено.
Таким образом, заказчик в нарушение требований части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках при проведении закупки у единственного источника на оказание услуг эксперт но-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности в единой информационной системе не разместил информацию о закупке, а именно проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также техническое задание закупки.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия), решила:
Признать жалобу ООО "Тендер Эксперт" на действия заказчика АО "Сахаэнерго" при проведении закупки у единственного источника на оказание услуг экспертно-методического характера в области методологии организации закупочной деятельности (извещение N31603918640) обоснованной.
Признать заказчика АО "Сахаэнерго" нарушившим часть 1 статьи 3, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "Сахаэнерго" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 августа 2016 г. N 03-122/18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016