Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 3 августа 2016 г. N 78/17297/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей
СПбГУ (далее - Организатор закупки);
ООО "СтройРесурс" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "СтройРесурс" (вх.N17723/16 от 27.07.2016) на действия организатора торгов СПбГУ при организации и проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7" (извещение N31603848777, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
01 июля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31603848777 о проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7", включая документацию на проведение открытого конкурса (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд СПбГУ (далее - Положение о закупках) в редакции от 27.03.2014, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
139 959 703, 65 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
01.07.2016 в 10:00 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
01.08.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
02.08.2016 в 17:45 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, Адм. здание, каб.N 225 |
2. Заявитель полагает, что Организатором закупки в Закупочной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников Закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия без указания конкретных видов работ, требуемых при их выполнении по предмету Закупки.
Заявитель считает, что Организатором закупки в документах в составе Закупочной документации, а именно в локальной смете и проектной документации допущены противоречия и несоответствия по выполнению различных видов работ, а также по характеристикам применяемых материалов.
Также по мнению Заявителя Организатор закупки незаконно опубликовал в составе Закупочной документации сметную документацию, не имеющую положительного заключения государственной экспертизы, что по мнению Заявителя свидетельствует о несоблюдении Организатором закупки надлежащего порядка формирования цены договора по предмету Закупки.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился, вместе с тем, письменных возражений на жалобу Заявителя не представлено.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/16752/16 от 01 августа 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
Заявитель не подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводам жалобы Заявителя, ООО "СтройРесурс" обжалует, в том числе, размещение в ненадлежащем и не соответствующем требованиям антимонопольного законодательства виде требований к участникам Закупки, фактически означающее неразмещение Организатором закупки в надлежащем виде обязательной информации о закупке, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
СПбГУ относится к государственным бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
01 августа 2016 года Организатор закупки разместил на Официальном сайте Протокол вскрытия конвертов N353/223(1) от 01.08.2016, согласно которому на участие в Закупке не поступило ни одной заявки, в связи с чем процедура Закупки признана несостоявшейся на основании ч. 2.6.5 ст. 2.7 раздела 2 Положения о закупках от 25.03.2014 г. и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
По первому доводу жалобы Заявителя:
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.
Как указано в п. 1.15.2 ч. 3 Закупочной документации, одним из требований к участникам Закупки Организатором закупки установлено наличие у участника Закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В подтверждение соответствия указанному требованию участник Закупки обязан представить в составе заявки копию имеющейся у него лицензии.
При этом, действующим законодательством предусмотрена выдача лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и лицензий на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с обязательным указанием конкретных видов работ в приложении к указанным лицензиям.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Закупочная документация не содержит указаний на то, какие именно виды работ должны содержаться в прилагаемых участниками Закупки лицензиях согласно п. 1.15.2 ч. 3 Закупочной документации.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленного порядка допуска заявок к участию в Закупке Организатором закупки созданы такие условия, следуя которым потенциальный участник Закупки, который не имеет лицензии на выполнение работ непосредственно по предмету Закупки, может быть допущен к участию в Закупке, а также стать победителем Закупки.
Таким образом по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному неуказанию в Закупочной документации конкретных видов работ, содержащихся в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.
По второму доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На Официальном сайте в составе Закупочной документации в числе прочих документов размещена как проектная, так и сметная документация по предмету Закупки.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представил выдержки из отдельных рабочих проектов и локальных смет, размещенных в составе Закупочной документации, при сопоставлении которых выявлено, что ряд работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию, указанных в локальных сметах, отсутствуют в проектной документации или не соответствуют ей, а именно, работы по облицовке шахты лифта, объем работ, связанных с изготовлением фундаментной плиты для оборудования насосной станции, работы по монтажу заправочных устройств, рукавов высокого давления, систем пожаротушения, сигнализаций, систем контроля управления доступом, марки планируемых к использованию швеллеров, бетона, спецификации дверных проемов, вентиляционного и отопительного оборудования, конструкции полов.
Таким образом по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по неправомерному указанию в проектной и сметной документациях в составе Закупочной документации противоречивых сведений в отношении выполняемых видов работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию по предмету Закупки, нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении Закупки.
В отношении третьего довода жалобы ООО "СтройРесурс":
Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В соответствии с п.п. 4, 5 раздела II Закупочной документации Организатором закупки указано, что начальная (максимальная цена) договора составляет 139 959 703, 65 руб. (Сто тридцать девять миллионов девятьсот пятьдесят девять тысяч семьсот три рубля 65 копеек) с учетом НДС, а также с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Представитель Организатора закупки в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя пояснил, что обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы в отношении сметной документации не относится к обязанностям исполнителя по договору по предмету Закупки.
При этом нормами Закона N223-ФЗ не закреплена обязанность для заказчиков размещать в составе Закупочной документации обоснование начальной (максимальной) цены или какие-либо отдельные документы, разъясняющие порядок формирования цены договора (цены лота) в отношении иных, не указанных в п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, позиций.
На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным, вследствие чего по третьему доводу жалобы ООО "СтройРесурс" Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает в действиях Организатора закупки нарушений порядка организации и проведения процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "СтройРесурс" (вх.N17723/16 от 27.07.2016) на действия организатора торгов СПбГУ при организации и проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7" (извещение N31603848777), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПбГУ" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройРесурс" (вх.N17723/16 от 27.07.2016) на действия организатора торгов СПбГУ при организации и проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7" (извещение N31603848777) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов СПбГУ при организации и проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7" (извещение N31603848777) нарушения
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Закона N223-ФЗ, в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем неправомерного неуказания в Закупочной документации конкретных видов работ, содержащихся в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного указания в проектной и сметной документациях в составе Закупочной документации противоречивых сведений в отношении выполняемых видов работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию по предмету Закупки.
3. Не выдавать организатору закупки СПбГУ обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского Государственного Университета по адресу: г. Санкт-Петербург, 22 линия, дом 7" (извещение N31603848777) ввиду принятого Организатором закупки решения о признании процедуры Закупки несостоявшейся согласно Протоколу вскрытия конвертов N353/223(1) от 01.08.2016.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 августа 2016 г. N 78/17297/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016