Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 3 августа 2016 г. N 484
Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2016 года
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
"_";
Члены Комиссии:
"_";
"_";
рассмотрев дело N 99 от 09.06.2016 г., возбужденное в отношении ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения при проведении запроса предложений N 31502967921 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту конференц-зала для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.4.6 документации о закупке необоснованного требования о предоставлении участниками свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
в присутствии представителя ответчика - ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база", "_", и в отсутствие представителя заявителя - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области письмом исх. от 02.03.2016 г. N 92-37-409/01/16 представлена информация о наличии в действиях ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" нарушений Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении закупок.
Иркутским УФАС России по вышеуказанным обстоятельствам, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.
В соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон N 223-ФЗ) протоколом N 2 от 18.09.2014 г. Совета директоров ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Общества.
18.11.2015 г. ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены извещение и документация по проведению запроса предложения N 16 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту конференц-зала Общества.
Пунктом 4.6. документации о закупке и пунктом 4.4. информационной карты документации установлен перечень обязательных сведений и документов, входящих в заявку, в число которых входит копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
В силу п.2.2. информационной карты документации по проведению запроса предложений объем выполняемых работ установлен техническим заданием, являющимся приложением N 5 к документации, в соответствии с которым, в частности, надлежит замена напольного покрытия (п.6), монтаж новой электропроводки (п.11).
Требования в отношении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, закреплены в ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, перечень таких работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624.
Пунктом 14.2. статьи 1 Градостроительного кодекса установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
Однако не все работы по капитальному ремонту могут быть отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, а только установленные вышеуказанным приказом Минрегиона России.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2 части 2 раздела 2 Положения о закупке установление требований к участникам закупок дискриминационного характера не допускается.
Учитывая изложенное, действия заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам конкурса о наличии свидетельств, выданных саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, перечисленных в пункте 16 информационной карты документации, противоречат нормам пункта 3 статьи 9 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Действия заказчика по установлению в документации по проведению закупки на выполнение работ по ремонту конференц-зала Общества требования о предоставлении участников свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются незаконными, так как работы, установленные техническим заданием документации о закупке, не оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, соответственно, установление указанного требования способно привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку выполнить работы вправе хозяйствующий субъект не имеющий свидетельство саморегулируемой организации.
Частью 1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение при проведении запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом N 99 от 09.06.2016 г. в отношении ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая база" дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в части совершения при проведении запроса предложений N 31502967921 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту конференц-зала для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.4.6 документации о закупке необоснованного требования о предоставлении участниками свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 99 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела N 99 от 09.06.2016 г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Порядок).
По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции установлено следующее:
- продуктовые границы товарного рынка - работы по ремонту помещений;
- географические границы - Российская Федерация (конкуренция на рынке работ по ремонту помещений в пределах РФ развита). Ограничения по привлечению хозяйствующих субъектов к исполнению работ по ремонту помещений отсутствуют, соответственно могут были привлечены любые хозяйствующие субъекты, выполняющие такие виды работ и зарегистрированные на территории РФ.
ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая база" в материалы дела N 99 представлены письменные пояснения исх. N 1468 от 27.06.2016 г., согласно которым техническим заданием предусмотрено выполнение ремонтных работ капитального характера, соответственно, ссылка заказчика на ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса уместна. В составе технического задания указаны работы по устройству системы электроснабжения (п.15 раздела III перечня видов работ согласно приказу Минрегиона от 30.12.2009 г. N 624). При этом в случае привлечения субподрядчиков к выполнению работ по предмету закупки участник должен представить свидетельство СРО о допуске работ по генподряду, а в случае выполнения работ своими силами участник представляет в составе заявки свидетельство СРО о допуске к видам работ. Данная позиция отражена в письме ФАС России от 21.06.2010 г. N АЦ/19078 "О разъяснении законодательства". Таким образом, ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая база" считает, что при утверждении документации о закупке заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО.
Данная позиция ответчика по делу рассмотрена комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела N 99 и признана несостоятельной, поскольку перечень видов работ, установленных документацией о закупке N 31502967921, не относится к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленных приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. N 624. Указание заказчиком на то обстоятельство, что в ходе выполнения работ по предмету закупки необходимо выполнить работы по устройству системы электроснабжения, включенные в вышеуказанный перечень видом работ, необоснованно, поскольку предусмотренные п.15.5. работы по устройству системы электроснабжения требуют получения СРО только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст.48.1. Градостроительного кодекса РФ, а именно на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, каковыми конференц-зал ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая база" не может быть признан.
Ссылка ответчика по делу на возможность наличия у участника СРО по допуску к видам работ по генподряду и на письмо ФАС России не относится к существу рассматриваемого дела, поскольку в рамках настоящего дела комиссией Иркутского УФАС России рассматривается вопрос о правомерности установления заказчиком в документации по проведению закупки требования о наличии у участника свидетельства СРО, а не правомерность допуска к участию в закупке участника, имеющего СРО по генподряду или видам работ, установленных техническим заданием.
Комиссией Иркутского УФАС России 07.07.2016. подготовлено и направлено в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение об обстоятельствах дела N 99.
ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела, в Иркутское УФАС России не представлены.
На основании вышеизложенного, комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, и руководствуясь статьями 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, Комиссия решила:
Признать ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения при проведении запроса предложений N 31502967921 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту конференц-зала для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.4.6 документации о закупке необоснованного требования о предоставлении участниками свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Выдать ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" предписание о недопущении совершения действий при проведении закупок на выполнение работ по ремонту, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно необоснованного установления требования о предоставлении участником закупки копии свидетельства СРО о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в случае, если работы, являющиеся предметом закупки, не включены в перечень видов работ, установленных приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624.
3. Копии решения и предписания направить в адрес ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база"
Копию решения направить в адрес Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня их принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 167
"03" августа 2016 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
"_";
Члены Комиссии:
"_";
"_";
рассмотрев дело N 99 от 09.06.2016 г., возбужденное в отношении ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения при проведении запроса предложений N 31502967921 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту конференц-зала для нужд Общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.4.6 документации о закупке необоснованного требования о предоставлении участниками свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 494 от __.08.2016 г. по делу N 99 о нарушении ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" не допускать совершения действий при проведении закупок на выполнение работ по ремонту, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно необоснованного установления требования о предоставлении участником закупки копии свидетельства СРО о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в случае, если работы, являющиеся предметом закупки, не включены в перечень видов работ, установленных приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624.
2. О выполнении п.1 настоящего предписания ОАО "Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база" уведомить Иркутское УФАС России путем представления в срок до 05.12.2016 г. копий извещений и документаций по проведению Обществом закупок, предметом которых является ремонт помещений (зданий, строений) по ремонту в период с момента получения настоящего предписания до 01.12.2016 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 августа 2016 г. N 484
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016