Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 26 июля 2016 г. N 06/4919
На основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - Заказчик, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") Ю. А. Щировой (по доверенности), А. А. Ореховой (по доверенности), -
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города" (далее - Заявитель) от 27.05.2016 N70, направленное в Крымское УФАС России Прокуратурой г. Алушты письмом от 08.06.2016 N546ж/2016 (вх. N1357/09 от 04.07.2016), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о защите конкуренции, Закона о закупках, установила:
В Крымское УФАС России поступило заявление Заявителя о наличии нарушений в действиях Заказчика в лице филиала в городе Алушта при заключении договора на "Оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов для нужд филиала" с единственным поставщиком Муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушты Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства".
В заявлении Заявитель указывает, что руководителем филиала Заказчика предоставлена Заказчику недостоверная информация о наличии в г. Алуште единственного исполнителя услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), в результате чего комиссия Заказчика принято незаконное решение о заключении договора с Муниципальным унитарным предприятием городского округа Алушты Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" как с единственным исполнителем.
Заседание по рассмотрению обращения Заявителя назначено на 14:30 15.07.2016. В связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией объявлен перерыв до 16:00 26.07.2016.
В результате рассмотрения обращения, на основании документов и сведений, предоставленных Заказчиком, заслушав доводы представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (новая редакция), утвержденным генеральным директором ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от 27.01.2016 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно требованиям части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 5.1 статьи 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки, размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заявитель имеет лицензию на транспортирование твердых бытовых отходов, а Филиал Заказчика "согласно заключенного договора закупает услугу по утилизации ТБО (талоны - пропуска на ТБО), а не услугу по транспортировке ТБО. Кроме того, согласно п. 4.2. договора Заказчик осуществляет вывоз и доставку отходов до городского полигона ТБО собственным транспортом_ Комиссия приняла решение о проведении закупки согласно п. 11 п. 14.1.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" у единственного исполнителя МУП "Управление благоустройства города и капитального строительства"_" (цитаты из письменных пояснений Заказчика).
Комиссией установлено, что согласно Годовому плану закупок товаров (работ, услуг) на 2016 год (далее - План закупок) Заказчик в Плане закупок предусмотрел закупку "Услуги по вывозу твердых бытовых отходов для нужд филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Алуште.
Пункт 11 пункта 14.1.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" предусматривает, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае если "возникла потребность в продукции, которая не имеет аналогов и поставка которой осуществляется единственным поставщиком (например, официальным дилером)".
Вместе с тем, Заказчиком в лице директора филиала в г. Алуште заключен ДОГОВОР N7/738 Возмездного оказания услуг по размещению строительного мусора на полигоне ТБО г. Алушта от 18.04.2016 г. (далее - ДОГОВОР N7/738) с Муниципальным унитарным предприятием городского округа Алушты Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства". Предметом ДОГОВОРА N7/738 является "выполнять комплекс услуг по размещению отходов производства и потребления, строительного мусора, образующих в процессе деятельности Заказчика, на территории городского полигона твердых бытовых отходов" (цитата).
Следовательно, данную закупку невозможно отнести к указанному случаю.
Таким образом, действия Заказчика по заключению договора на вывоз ТБО с единственным исполнителем без проведения конкурентной процедуры закупки, противоречат требованиям Закона о закупках.
Кроме того, согласно Извещению о закупке у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя), Документации о закупке у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя), утвержденным генеральным директором Заказчика, предметом договора по лотам N1-N8 является "Оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов для нужд филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", в т. ч. по Лоту N5 "Оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов для нужд филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Алуште с начальной (максимальной) ценой договора 3 597, 00 рублей (без НДС).
Учитывая изложенное, предмет ДОГОВОРА N7/738 не соответствует предмету договора, согласно утвержденным Плану закупок, Извещению о закупке у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя) и Документации о закупке у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя), что нарушает требования части 5.1 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) Комиссия решила:
1. Признать Заказчика нарушившим требования части 5.1 статьи 3, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать ввиду заключения договора.
3. Материалы дела N06/1419-16 передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 июля 2016 г. N 06/4919
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016