Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 25 июля 2016 г. N 69-18.1-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Колесникова Жанна Владимировна - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Томиленко Сергей Юрьевич - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
При участии представителя ООО "Феникс СК" - <__> (директор).
При участии представителя ООО "ЮгСпецСтрой" - <__> (доверенность от 21.07.2016 года).
При участии представителей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" - <__> (доверенность N2326-01/16 от 23.06.2016 года), <__> (доверенность N2328-01/16 от 23.06.2016 года), <__> (доверенность N2321-01/16 от 23.06.2016 года), <__> (доверенность N2760-01/16 от 18.07.2016 года) и <__> (доверенность N2332-01/16 от 23.06.2016 года).
Рассмотрев жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" (вх. N05/2877э от 14.07.2016 года) и ООО "Феникс" (вх. N05/2893э от 15.07.2016 года) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" (далее СКФУ) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-го этажа учебного корпуса Невинномысского технологического института (филиала) СКФУ в г. Невинномысске по адресу: ул. Гагарина, 1 (аукцион N31603742915), руководствуясь пунктами 16, 20, 23 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" (вх. N05/2877э от 14.07.2016 года) и ООО "Феникс СК" (вх. N05/2893э от 15.07.2016 года) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-го этажа учебного корпуса Невинномысского технологического института (филиала) СКФУ в г. Невинномысске по адресу: ул. Гагарина, 1 (аукцион N31603742915). Заявители указывают, что при проведении указанного аукциона были нарушения требования Федерального Закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". На основании вышеизложенного, заявители просят приостановить торги и проверить законность проведенных торгов.
Данная жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте www.stavropol.fas.gov.ru
Рассмотрение жалобы было назначено на 21.07.2016 года на 10 часов 00 минут.
Определением об отложении рассмотрение дела было отложено на 25.07.2016 года на 15 часов 30 минут.
На рассмотрении жалоб представители ООО "Феникс СК" и ООО "ЮгСпецСтрой" поддержали доводы, изложенные в жалобах. Указали, что СКФУ установила противоречивые требования в документации.
Представители СКФУ возражали против доводов заявителей. Пояснили, что техническое задание составлено в соответствии с действующими ГОСТами. В случае если не указана единица измерения, претенденты также должны были руководствоваться требованиями ГОСТа.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Проведение закупок в Северо-Кавказском федеральном университете регулируется Федеральным законом N223-ФЗ от 18.07.2011 года, Положением о закупке в ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет" (реестровый номер на ЕИС 1120000134), принятом Наблюдательным советом СКФУ (протокол от 27.07.2012 года N1), и опубликованном на официальном сайте университета ncfu.ru 09.08.2012 года и на официальном сайте zakupki.gov.ru/223 13.08.2012 года и введенным в действие приказом СКФУ от 07.08.2012 года (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N22-эа/16 было опубликовано на официальном сайте zakupki.gov.ru/223 и на электронной торговой площадке http://com.roseltorg.ru/ 03.06.2016 года, номер закупки в системе нумерации ЕИС - 31603742915.
Дата и время окончания подачи заявок - 15.07.2016 года в 09:00 (по московскому времени), дата окончания срока рассмотрения заявок 22.07.2016 года, дата проведения аукциона 25.07.2016 года в 10:00 (по московскому времени), дата подведения итогов аукциона - 28.07.2016 года. Начальная (максимальная) цена закупки - 31 568 364, 00 (тридцать один миллион пятьсот шестьдесят восемь тысяч триста шестьдесят четыре) рубля 00 копеек.
На дату окончания срока подачи заявок оператором торговой площадки http://com.roseltorg.ru/ предоставлены 3 (три) первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера N1 (один), N2 (два) и N3 (три). Рассмотрение поданных заявок не проводилось.
До момента окончания подачи заявок и получения уведомления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю N03/6891 от 18.07.16 года о поступлении жалоб на действия организатора торгов, в адрес Заказчика было подано 4 (четыре) запроса на разъяснение положений аукционной документации. На все запросы в установленные сроки были даны ответы.
По существу вопросов поставленных в жалобах Комиссией отмечается следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ, статьи 36 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
2) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
3) национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
4) объект стандартизации - продукция (работы, услуги) (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Основываясь на данных требованиях, установленных в 223-ФЗ и 162-ФЗ, правоприменительной практике, Заказчик установил характеристики к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в рамках действующего законодательства и на основании требований государственных стандартов, регламентирующих данный вид товаров (материалов). Государственные Стандарты Российской Федерации всегда содержат перечень нормативных документов, а, именно, список сопряженных ГОСТов и СНиПов, документация которых также применяется в определенном стандарте.
1) По позиции 8 "Электроды".
Объем подлежащих выполнению работ по данному аукциону в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется локальными сметными расчетами (Приложение N1 к Техническому заданию). Заказчик описывал требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, на основании ведомостей ресурсов, выделенных из локальных сметных ресурсов приложения 1 документации об аукционе. В соответствии с которыми и указаны все типы и диаметры применяемых при ремонте электродов, в том числе и электроды диаметром 4 мм типов Э42 и Э42А. Государственным стандартом регламентирующий электроды является ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия". В соответствии с пунктом 1.3 данного ГОСТ электроды подразделяются на типы - по ГОСТ 9467. Пункт 2 ГОСТ 9466-75 определяет изготовление электродов типов, в том числе Э42 и Э42А. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1. ГОСТ 9466-75 размеры электродов должны соответствовать в табл. 2, в которой установлены номинальный диаметры электродов, определяемые диаметром стержня d от 1, 6 мм до 12, 0 мм, в том числе со значениями 4 мм, 5 мм и 6 мм. Соответственно требования государственных стандартов 9466-75 и 9467-75 являются общими для всех типов и всех диаметров стержня электродов, на основании которых Заказчик и установил требования к электродам. Участник Закупки должен подать заявку перечислив все типы и соответствующие им диаметры электродов. Таким образом, утверждение подателя жалобы о том, что электроды диаметром 4 мм не могут одновременно соответствовать двум типам электродов Э42 и Э42А необоснованно. Установленные характеристики для электродов разных типов и диаметров стержня полностью соответствуют требованиям государственных стандартов, действующему законодательству, участники закупки в полном объеме могут определить соответствие закупаемого товара, имеют полную возможность подать конкретные показатели в соответствии с описанием объекта закупки на основании требований государственных стандартов.
2) По позиции 9 "Раствор готовый".
Предъявление требований к товарам (материалам) в рамках Закона "О стандартизации", требований государственных стандартов, никоим образом не могут ограничить круг участников, так как они устанавливают общие характеристики и требования к товарам (материалам) для всеобщего применения и повышения качества продукции. Государственным стандартом, регламентирующим растворы строительные, является ГОСТ 28013-98. ГОСТ 28013-98 устанавливает требования, что материалы, применяемые для приготовления строительных растворов, должны соответствовать требованиям стандартов (пункт 4.14.1 данного ГОСТ), так как все эти материалы (вяжущие - цемент и гипс как его составляющая, заполнители песок, золы-уноса и т.д.) определяют качество растворной смеси. Характеристики в отношении цемента и его составляющих установлены Заказчиком в соответствии с государственными стандартами, регламентирующими раствор готовый, на основании пункта 4.14.2 ГОСТ 28013-98, пункта 1.4.2 (в отношении кварцевого песка в добавках-наполнителях цемента), пункта 1.14 (в отношении тонкости помола цемента), пункта 1.15 (в отношении содержания ангидрида серной кислоты в цементе) и пункта 1.16 (в отношении содержания в цементе щелочных оксидов) ГОСТ 25328-82. Характеристики в отношении гипсового камня установлены на основании пункта 4.14.2 ГОСТ 28013-98, пункта 1.5 ГОСТ 25328-98 и пункта 1.3-1.5, таблицы ГОСТ 4013-82. Таким образом, указанные Заказчиком характеристики не ограничивают участников закупки в подаче заявки на участие в аукционе, так как они указаны на основании требований государственных стандартов и в рамках правоприменительной практики. Указанная позиция подтверждается имеющейся судебной практикой, в частности Решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-6164/2015).
3) По позиции 12 "Болты".
В техническом задании указано два требования, а именно что:
- "Конец болта l нужен не менее 49, 8 м.";
- "Конец болта l нужен не более 121, 1 м.".
Комиссия согласна с доводом заявителей о том, что данное обстоятельство вводит претендентов в заблуждение относительно предмета закупки. Ссылка СКФУ на пункт 4.2. Технической части Аукционной документации, в которой указано, что "В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей считать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов.", Комиссией отклоняется, так как в документации указана единица измерения - метр (м). Знак "м" - является общепринятым показателем измерения расстояния - метр.
4) По позиции 18 "Краска".
В техническом задании указано, что "Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) С, ч, не более 1.". Комиссия согласна с доводом заявителей о том, что данное обстоятельство вводит претендентов в заблуждение относительно предмета закупки. Ссылка СКФУ на пункт 4.2. Технической части Аукционной документации, в которой указано, что "В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей считать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов.", Комиссией отклоняется, так как в документации имеется единица измерения - С, которая не соответствует принятым нормам для обозначения температуры. Единица измерения температуры в градусах Цельсия обозначается "°С".
5) По позиции 21 "Панели потолочные с комплектующими "Армстронг" или эквивалент".
Доводы Подателя жалобы о том что, установленные требования по размерам панелей потолочных исключают возможность однозначного их толкования, являются несостоятельными. Наименование товара однозначно установлено Заказчиком "Панели потолочные с комплектующими "Армстронг" или эквивалент". На официальном сайте "Армстронг" (http://www.armstrong.ru) в разделе потолки размеры потолочных панелей отображаются в точно таком же формате, как и указал Заказчик в позиции 21, в том числе и в архитектурных спецификациях на панели (распечатки с сайта имеется в материалах дела). Кроме того, каждое изделие, в том числе и потолочные панели, имеют габаритные размеры. В соответствии с пунктом 3.5 ГОСТ 2.307-2011 "ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений" габаритные размеры: Размеры, определяющие предельные внешние (или внутренние) очертания изделия. Общепринятые обозначения габаритных размеров является длина х ширина х высота (толщина), о чем свидетельствует пункт 3.5 ГОСТ 14192-96 "габаритные размеры грузового места _ (длина, ширина и высота_)". Таким образом, указанные Заказчиком характеристики не ограничивают участников закупки в подаче заявки на участие в аукционе, так как они указаны на основании сведений от производителей, в рамках требований государственных стандартов. Установленные характеристики в полном объеме позволяют определить потребности заказчика.
6) По позиции 22 "Бетон".
В данном пункте Заказчиком установлено описание для товара "Гипсокартонные листы "ВОЛМА" или эквивалент". Подобное описание характеристик установлено Заказчиком в пункте 28 и пункте 35 приложения 2. Предъявление требований к товарам (материалам) в рамках Закона "О стандартизации", требований государственных стандартов не могут ограничить круг участников, так как они устанавливают общие характеристики и требования к товарам (материалам) для всеобщего применения и повышения качества продукции. Пункт 3.5 ГОСТ 26633-2012 устанавливает требования к материалам для бетона, таких как вяжущие, заполнители (крупные и мелкие), воде и добавкам. В соответствии с пунктом 3.5.2.2 ГОСТ 26633-2012 в качестве мелких заполнителей для бетонов применяют природный песок или песок из отсевов дробления горных пород_, соответствующие требованиям ГОСТ 8736 или ГОСТ 31424. Кроме того пункт 5.17 ГОСТ 26633-2012 определяет, что показатели качества мелкого заполнителя - по ГОСТ 8735. На основании пунктов 4.2.1-4.2.5, пункта 5.3, пункта 6.1 ГОСТ 8736-2014, пункта 4.1.6, таблицей 1 и 2, пункта 6.1 ГОСТ 31424-2010 и раздела 3 ГОСТ 8735-88. Все характеристики являются именно качественными показателями, так как от количества находящихся в песке пылевидных и особенно глинистых составляющих, зернового состава песка, и зависит его качество, а соответственно и качество бетонной смеси. Таким образом, требования установлены в соответствии с регламентирующими стандартами.
7) По позиции 30 "Щебень пористый из металлургического шлака (шлаковая пемза)"
Характеристики описаны Заказчиком с указанием точных фраз из государственного стандарта, регламентирующего щебень пористый. Щебень пористый из металлургического шлака определяется ГОСТ 5578-94. В соответствии с данным государственным стандартом и установлены характеристики по позиции 30, в том числе в соответствии с пунктом 4.2.2 и таблицей 1 установлена характеристика "Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня", где есть пояснение о обозначениях d и D. Заказчик не обязан в полном объеме переписывать требования государственных стандартов. Таким образом, требования установлены в соответствии с регламентирующим стандартом.
8) По позиции 35 "Бетон".
Термин "св." является общепринятым сокращением слова "свыше" и используется в области стандартизации во многих государственных стандартах, технических регламентах и других документах. Таким образом, характеристики установлены Заказчиком в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит требованиям государственных стандартов, не может ограничить количество участников в данном аукционе.
9) По позиции 45 "Трубы стальные".
Государственным стандартом, регламентирующим трубы стальные водогазопроводные, является ГОСТ 3262-75. В соответствии с пунктом 2.1. ГОСТ 3262-75 трубы изготовляют _ из сталей по ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия" и ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки". Углеродистая сталь - нелегированная конструкционная или инструментальная сталь, содержащая менее 2, 14% углерода. Соответственно, установленная характеристика не противоречит требованиям государственных стандартов и действующему законодательству.
10) По позиции 46 "Труба канализационная".
Заказчик произвел описание объекта закупки по данной позиции с учетом требований двух государственных стандартов, регламентирующих трубы канализационные, это ГОСТ 22689-2014 "Трубы и фасонные части из полиэтилена для систем внутренней канализации. Технические условия" и ГОСТ 32414-2013 "Трубы и фасонные части из полипропилена для систем внутренней канализации. Технические условия". В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 22689-2014 показатель текучести расплава ПТР материала труб и фасонных частей, определенный при условиях 190 °С/5 кг, должен быть в следующих пределах: от 0, 2 г/10 мин до 1, 1 г/10 мин. В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 32414-2013 показатель текучести расплава ПТР материала труб и фасонных частей, определенный при условиях 230 °С/2, 16 кг, должен быть не более 3, 0 г/10 мин. На основании вышеперечисленных требований Заказчик установил характеристику, отвечающим требованиям обоих ГОСТов "Показатель текучести расплава материала труб при условиях не менее 190оС/2, 16 кг должен быть не более 3, 0г/10 мин.", при указании сведений в первой части заявки участник закупки трубы канализационные из полиэтилена или из полипропилена должен будет указать сведения соответствующие тому или иному государственному стандарту. Показатель текучести расплава полипропилена или полиэтилена являются качественными характеристиками материалов и определяются в обязательном порядке, о чем свидетельствую ГОСТ 11645-73, 26996-86, 16337-77. Таким образом, характеристика указана Заказчиком в соответствии с требованиями непосредственных ГОСТ, регламентирующих трубы полиэтиленовые, не может ограничить участников закупки от участия в аукционе.
11) Приложением 1 "Сметная документация" к документации об аукционе предусмотрено выполнение работ по устройству пожарной сигнализации. При этом подпункт 2 пункта 21 Раздела 1.3. "Информационная карта аукциона (ИКА)" не установлено требование "в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладать необходимыми лицензиями (свидетельствами, разрешениями) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом заключаемого договора". Вместе с тем, пункт 4.1. части III. "Техническая часть" документации предусмотрено "Работы должны быть выполнены в строгом соответствии с действующими законодательством и подзаконными актами Российской Федерации, _ требованиями договора и настоящего технического задания". В пункте 1.3. проекта договора указано: "Работы проводятся силами Подрядчика, его инструментами, механизмами и материалами", указание на выполнение работы силами подрядчика не отменяет право подрядчика на привлечение к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 706 ГК РФ). Заказчиком сформирована закупка исходя из своих потребностей в качестве и результате работ. Работы по капитальному ремонту объекта предусматривают работы по монтажу пожарной сигнализации, такие работы выполняются во взаимоувязке ввиду их функциональной и технической связи между собой. Для выполнения работ по монтажу (устройству) пожарной сигнализации требуется наличие соответствующей лицензии, такие работы могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-го этажа учебного корпуса Невинномысского технологического института (филиала) СКФУ в г. Невинномысске по адресу: ул. Гагарина, 1 (аукцион N31603742915) аукционная документация содержала ряд противоречий, которые ввели в заблуждение претендентов (жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" и ООО "Феникс СК").
Таким образом, жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" и ООО "Феникс СК" - обоснованы, в связи с чем имеются основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь частями 16, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1) Признать жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" и ООО "Феникс СК" на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-го этажа учебного корпуса Невинномысского технологического института (филиала) СКФУ в г. Невинномысске по адресу: ул. Гагарина, 1 (аукцион N31603742915) - обоснованными.
2) В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" выдать Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" обязательное для исполнения предписание:
- отменить открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-го этажа учебного корпуса Невинномысского технологического института (филиала) СКФУ в г. Невинномысске по адресу: ул. Гагарина, 1 (аукцион N31603742915);
- установить срок исполнения предписания 10 дней с момента получения копии Решения и Предписания антимонопольного органа.
- при необходимости процедуру аукциона провести повторно, устранив замечания, указанные в настоящем решении.
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение и предписание могут быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить Предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 июля 2016 г. N 69-18.1-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016