Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 28 июля 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "21" июля 2016 г
Решение в полном объеме изготовлено "28" июля 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
М.О. Хрипченко - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 78/16, возбужденное по факту размещения на оконном проеме блинной "Bliss" (ООО "МиВЗ"), расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 20, информации, с признаками нарушения:
- п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их,
в присутствии:
заявителя - физическое лицо "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом),
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "МиВЗ" - "_". (Доверенность от 27.06.2016 г.), "_". (Доверенность от 27.06.2016 г.), установила:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 1442э от 08.04.2016 г.) по факту нарушения требований Закон о рекламе при размещении рекламы по ул. Ленина, д. 20.
Комиссией Новосибирского УФАС России в ходе рассмотрения данного дела установлено следующее.
На оконном проеме блинной "Bliss", расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 20, размещалась информация следующего содержания:
"Шоковые цены! Франция, Италия, Грузия, Крым/ Корпоративы и праздники", с изображением бокала с вином и бутылки вина "2010 Сhampo Gevrey-Chambertin ler Cru Cazetiers" (Акт фиксации информации от 11.04.2016 г.).
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару (пиву определенной марки), изображенному на рекламе и предлагаемому к реализации определенным продавцом, и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).
Объектом рекламирования в данном случае является вино марки "2010 Сhampo Gevrey-Chambertin ler Cru Cazetiers".
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ), с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена в оконном проеме, являющемся конструктивной частью здания кафе, то данная реклама указывает на признаки нарушения п.5 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно информации вывеске, а также сведениям, предоставленным Комитетом Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, деятельность кафе по указанному адресу осуществляет ООО "МиВЗ" на основании Лицензии N 54РПА0002556 от 16.07.2015 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, именно ООО "МиВЗ" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
В соответствии с пояснениями Общества (вх. N 5809 от 28.06.2016 г.) в связи с неблагоприятной экономической ситуацией и спадом посетителей в блинной "Bliss" проводилась акция, по которой была снижена цена на алкоголь до розничных цен торговых сетей.
Наклейка с указанной рекламой была размещена в марте 2016 г. перед праздниками 8 марта и масленицей. Реклама была изготовлена силам сотрудников Общества Виноградова М.Н. и Батуриной О.Ю. Макет бутылки с маркой вина был взят из сети Интернет, такого наименования алкогольной продукции в продаже у Общества не было.
В связи с отсутствием знаний действующего законодательства о рекламе сотрудниками Общества было допущено нарушение законодательства о рекламе.
Обществом реклама была демонтирована, о чем свидетельствует представленное фотоизображение.
Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев материалы дела и пояснения представителей Общества, приходит к следующим выводам.
Обществом представлены: Трудовой договор N 18 от 02.07.2012 г., заключенный с сотрудником Батуриной О.Ю., Приказ N 254 от 02.07.2012 г., копия трудовой книжки менеджера Батуриной О.Ю., Дополнительное соглашение N 12 от 01.12.2015 г. к трудовому договору N 56 от 01.05.2007 г., заключенному с Виноградовой М.Н., копия трудовой книжки и Приказ N 20 от 01.12.2015 г.
При этом, согласно требованиям ст. 402 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В ст. 1068 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В этих случаях действия работников рассматриваются как действия работодателя, а юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников.
Принимая во внимание вышеизложенное, именно ООО "МиВЗ" являясь рекламораспространителем допустил нарушение требований п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
В связи с представленными фотоизображениями, свидетельствующими о демонтаже рассматриваемой рекламы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушении законодательства РФ о рекламе.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО "МиВЗ", Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в апреле 2016 г. на оконном проеме блинной "Bliss" (ООО "МиВЗ"), расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 20, следующего содержания:
"Шоковые цены! Франция, Италия, Грузия, Крым/ Корпоративы и праздники", с изображением бокала с вином и бутылки вина "2010 Сhampo Gevrey-Chambertin ler Cru Cazetiers", ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "МиВЗ" (юридический адрес: Красный пр-т, д. 50, г. Новосибирск, 630091, ИНН 5406167345) нарушившим требования п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе: реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
2. Не выдавать ООО "МиВЗ" предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016