Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 14 июля 2016 г. N 215-42Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В. Г. Попов - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. Н. Михина - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 215-42р по признакам нарушения муниципальным автономным учреждением культуры Павловского муниципального района "информационно-развлекательный кино-телецентр "Дон" (396421, Воронежская область, Павловский район, город Павловск, просп. Революции, д. 102, ИНН/КПП 3620013171/362001001) (далее по тексту - МАУ "ИРКТЦ "Дон") и <_> требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> МАУ "ИРКТЦ "Дон" <_> (далее по тексту - <_>),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> (уведомлен надлежащим образом), установила:
В Воронежское УФАС России 10 мая 2016 года поступило заявление гражданки (вх. N 01-10/184) о распространении рекламы программного обеспечения "Луч-Ник" (далее по тексту - ПО "Луч-Ник"), посредством телевизионного вещания муниципальным автономным учреждением культуры Павловского муниципального района "информационно-развлекательный кино-телецентр "Дон" (396421, Воронежская область, Павловский район, город Павловск, просп. Революции, д. 102, ИНН/КПП 3620013171/362001001) (далее по тексту - МАУ "ИРКТЦ "Дон"), в котором Заявитель указывает на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.
30 апреля в 9 часов 00 минут и 01 мая в 18 часов 00 минут на телеканале "Дон ТВ" в телепередаче "Павловское время" в рубрике "Гость студии" выявлен факт распространения следующей информации:
"Ведущая - "/_/ Сегодня премьера рубрики "Гость студии", в ней вы узнаете о новых нетрадиционных возможностях оздоровления организма с нашими гостями <_> и <_> беседует <_>".
<_> - "Здравствуйте уважаемые телезрители, сегодня у нас в гостях, в гостях нашей редакции телеканала "ДОН ТВ" <_> и <_> сегодня эти молодые люди расскажут нам об удивительной технологии которая была создана на основе знаний русского ученого Николая Викторовича Левашова /_/"
<_> - "/_/ Ну а все-таки что же из себя представляет "Луч-Ник", эта технология созданная Левашовым"
<_> - "Принцип действия основан на взаимодействии пространства и материи, то есть простыми словами "Луч-Ник" положительно воздействует на биополе или сущность человека, то есть на нашу душу. /_/ Поскольку тело и сущность являются единым целым, то залогом здоровья физического тела является здоровая душа, здоровая сущность".
<_> - "Мы раньше говорили: "в здоровом теле здоровый дух", а сейчас можно говорить по-другому, если у человека здоровая душа, то у него будет и здоровое тело, насколько так я понимаю, этот основной принцип этой технологии "Луч-Ник", да"
<_> - "Ну понятие да, равнозначное, получается, что сначала болезни возникают все-таки там - на сущности, потом уже перетекают на физическое тело, и благодаря этой разработке которая основана на знаниях вот она, она воплотилась в жизнь"
<_> - "Как она действует"
<_> - "Я покажу зрителям, ну если вы не против, при нажатии вот на этого лучника разворачивается пси-генератор который сканирует сущность человека, душу, то есть определяет, какие у нее есть болячки, какие есть проблемы и так далее. /_/"
<_> - Если этот планшет воздействует на тонкие материи, таким образом он может и повлиять на генетику человека"
<_> - "Да, тут даже есть такое меню, давайте я вам покажу, это вот следующее - коррекция поражения системы органов /_/"
<_> - "/_/ этот "Луч-Ник" борется и с такими проблемами социальными, как алкоголизм, наркомания"
<_> - "Ну вот как раз мы подошли к следующему меню, наркомания здесь не прописана, а вот есть профилактика - острые состояния, где, давайте я нажму далее, где есть и алкоголизм, алкогольный гепатит, то есть здесь тоже в этом заложено, на самом деле здесь порядка, для мужчин - 197 коррекций, ну профилактики, для женщин 204, то есть разные программы подходят как для мужчин так и для женщин, ну мы же отличаемся чем-то, поэтому, соответственно, у нас разные могут быть и заболевания и так далее, анорексия здесь есть, что такое, болезнь Альцгеймера, близорукость, болезнь Паркинсона, булимия, варикозная болезнь/_/ и коррекция веса /_/"
<_> - "А вообще есть примеры оздоровления с помощью этой технологии"
<_> - "Ну можете на меня посмотреть. Как то я сходил в госпиталь наш, сказали золотой генофонд России, я знаю что у меня были проблемы с пищеварением - дисбактериоз, наверное у всех сейчас, я это не замечаю, была изжога частая /_/ конечно я думаю, что он очень сильно мне помог и в своем развитии - стрессов меньше стало /_/ поменяло я думаю в большинстве благодаря этой разработке. /_/"
<_> - "/_/ Уважаемые телезрители, сегодня у нас в гостях <_> который уже не первый год, второй да Второй год использует программное обеспечение "Луч-Ник". Хотелось бы знать Ваши ощущения, Ваши впечатления, что бы вы рассказали /_/"
<_> - "/_/ Начал им пользоваться и у меня уже есть определенные результаты и наблюдения. /_/ Я заметил, учась в институте, что у меня на ладонях появились бородавки, называется это - обычная бородавка. /_/ Мне они не нравились, я их хотел убрать. /_/ В лучнике в разделе профилактика там есть функция - коррекция бородавок, я стал включать каждый день и где то уже месяца через три я обнаружил что бородавки с ладоней исчезли совсем. /_/ Есть еще наблюдение по поводу грибковых заболеваний: как то после посещения общественной бани я заметил что у меня на ногах между пальцами на коже начинается зуд, чешется, кожа покраснела, стала трескаться и ногти на пальцах стали желтеть, деформироваться. /_/ Это заболевание грибковое, называется - микоз, в лучнике в разделе профилактика также есть "коррекция микоза" начал включать пробовать, где то уже через месяц я заметил что почти все сошло кожа обновилась, ногти перестают желтеть и уже появляются здоровые ткани (они отрастают) и уже месяца через два все дело исчезло совсем /_/ Одел носки которые носил после бани и снова у меня появился грибок /_/ Стал использовать лучник, так как случай был не запущенный, уже через неделю все это дело прекратилось. /_/ Стало побаливать сердце, начал включать лучник через пару недель боли прекратились. /_/ После каждой тренировки идет восстановительный период. /_/ При использовании лучника гораздо быстрее происходит восстановительный период и особенно очень хорошо воздействует на связки" (далее по тексту - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация распространяется посредством телевещания, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее по тексту - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является ПО "Луч-Ник".
Определением от 23 мая 2016 года N 215-42р в отношении МАУ "ИРКТЦ "Дон" и <_> возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10 часов 30 минут (мск) 22 июня 2016 года по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.72.
В целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, определением об отложении рассмотрения дела от 22.06.2016 года N 215-42р рассмотрение дела было отложено и назначено на 10 часов 30 мин (мск) 14.07.2016 года.
14 июля 2016 года на рассмотрении дела N 215-42р <_> сообщила, что МАУ "ИРКТЦ "Дон" признает факт нарушения законодательства о рекламе.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Из общего контекста рекламы следует, что ПО "Луч-Ник" обладает лечебными свойствами, а именно положительно влияет на течение различных заболеваний, в частности: "дисбактериоз", "изжога", "анорексия", "болезнь Альцгеймера", "близорукость", "болезнь Паркинсона", "булимия", "варикозная болезнь", "алкоголизм", "алкогольный гепатит", вирусный дерматоз ("бородавки"), "микоз", сердечные боли.
При этом в соответствии с государственным реестром медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (http://www.roszdravnadzor.ru) ПО "Луч-Ник" не является медицинским изделием.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в части указания на лечебные свойства ПО "Луч-Ник".
Также, согласно части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Учитывая, что рекламный сюжет телеканала "Дон ТВ" в телепередаче "Павловское время" под названием "Гость студии" (содержащий пометку "на правах рекламы") длится более тридцати минут и тем самым, превышает пятнадцать процентов времени вещания в течение часа, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является <_> так как указанное лицо является "Заказчиком" оказания рекламной услуги МАУ "ИРКТЦ "Дон" по распространению рассматриваемой рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МАУ "ИРКТЦ "Дон", так как указанное учреждение является "Исполнителем" оказания рекламной услуги <_> по распространению рассматриваемой рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу программного обеспечения "Луч-Ник", распространяемую посредством телевизионного вещания телеканала "Дон ТВ" в телепередаче "Павловское время" в рубрике "Гость студии" 30-го апреля в 9 часов 00 минут и 01-го мая в 18 часов 00 минут (мск.), поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ненадлежащая реклама).
2. Выдать МАУ "ИРКТЦ "Дон" (ИНН/КПП 3620013171/362001001) предписание об устранении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Выдать МАУ "ИРКТЦ "Дон" (ИНН/КПП 3620013171/362001001) предписание об устранении нарушения части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения общей продолжительности распространяемой в телепрограмме рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
4. Выдать <_> предписание об устранении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии огласил порядок и сроки обжалования решения в соответствии со ст. 198 АПК РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Н. Н. Михин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 июля 2016 г. N 215-42Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.8.2016