Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 11 августа 2016 г. N 65.04-14.31
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) Попов В.Г., повторно рассмотрев материалы дела N 65.04-14.31 об административном правонарушении, возбужденного в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж"; юридический адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, 90; ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) <> по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> (доверенность от 23.05.2016 г.),
У С Т А Н О В И Л:
14.04.2016 г. Управлением вынесено постановление по делу N 65.04-14.31 об административном правонарушении, в соответствии с которым генеральный директор ООО "РВК-Воронеж" <> был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20.000 руб.
04.07.2016 г. решением Ленинского районного суда г. Воронежа указанное постановление по настоящему делу было отменено, а дело возвращено в Управление на новое рассмотрение.
Основанием для возвращения судом дела на новое рассмотрение явились следующие обстоятельства: Управлением не установлены причины прекращения водоснабжения жильцам многоквартирного дома N 27, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Неделина (далее - МКД N 27), в чем выразилось злоупотребление Обществом и его руководителем доминирующим положением на рынке услуг по поставке холодной воды при прекращении подачи воды в указанный дом, какие меры мог и должен был принять директор Общества для предотвращения прекращения подачи воды в жилой дом N 27 в период с 14 по 23 января 2015 г., а также не исследован вопрос: подписан ли передаточный акт на бесхозный объект между ООО "РВК-Воронеж" и органом местного самоуправления.
При подготовке дела к новому рассмотрению определением от 04.08.2016 г. о назначении времени и места рассмотрения настоящего дела у генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> были запрошены:
- Письменные объяснения по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ (п. 2.3 определения);
- Доказательства, подтверждающие факт отключения электрической энергии на ПНС, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Неделина, 25 в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. (п. 2.4 определения);
- Информация о том, какие своевременные и исчерпывающие меры были приняты генеральным директором ООО "РВК-Воронеж" <> для недопущения прекращения ООО "РВК-Воронеж" водоснабжения многоквартирного жилого дома N 27, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Неделина в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г., учитывая условия договора на отпуск холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод от 12.09.2012 г. N 1825 (пункты 1.3, 2.2.1, 2.2.2, 5.1.2, 5.2.4), приложив документальные доказательства принятия указанных мер (п. 2.5 определения).
Новое рассмотрение дела N 65.04-14.31 об административном правонарушении было назначено на 11.08.2016 г.
09.08.2016 г. от представителя генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> <> поступила информация (исх. от 04.08.2016 г., б/н) о том, что сети, через которые осуществляется подача холодной воды жильцам МКД N 27 не передавались ООО "РВК-Воронеж" по Концессионному соглашению, а также между администрацией г. Воронежа и ООО ""РВК-Воронеж" не было подписано каких-либо передаточных актов. Также представитель генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> сообщил, что причиной прекращения водоснабжения МКД N 27 явилось отключение РЭС "Воронежский филиала "Юго-Западный" ОАО "Оборонэнерго" электрической энергии на повысительной насосной станции, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Неделина, 25 (далее - ПНС).
Одновременно с этим, в качестве доказательств принятия ООО "РВК-Воронеж" и его директором своевременных и исчерпывающих мер представитель генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> <> сообщила, что ООО "РВК-Воронеж" были осуществлены мероприятия по переключению насосов на автоматический запуск в работу при восстановлении напряжения. Также по информации <> ООО "РВК-Воронеж" были направлены письма в адрес администрации городского округа г. Воронеж с предложением по переключению энергоснабжения ПНС на точку присоединения, находящуюся в ведении другой энергоснабжающей организации. Одновременно с этим, <> сообщила, что ООО "РВК-Воронеж" обращалось в Управление ЖКХ г. Воронежа, где было проведено совещание с участием заинтересованных лиц.
11.08.2016 г. на рассмотрении настоящего дела присутствовал представитель генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> <> (доверенность от 23.05.2016 г.), которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела N 65.04-14.31 об административном правонарушении, выслушав доводы представителя генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> <> прихожу к следующим выводам.
13.07.2015 г. комиссией Управления принято решение по делу N 38-10К о нарушении антимонопольного законодательства, пунктом 1 которого признан факт наличия у ООО "РВК-Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению г. Воронежа (зоны обслуживания), ограниченной сетями водоснабжения ООО "РВК-Воронеж", технологически присоединенными к сетям (приборам учета) многоквартирного жилого дома N 27 по ул. Маршала Неделина, посредством которых ООО "РВК-Воронеж" осуществляет водоснабжение последнего в соответствии с договором, заключенным с ООО УК "Буран" на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организацией и прием от нее сточных вод от 12.09.2012 N 1825 (далее Договор). Пунктом 2 указанного решения необоснованное прекращение ООО "РВК-Воронеж" в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам многоквартирного дома N 27 по ул. Маршала Неделина (г. Воронеж), являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению их интересов, а также интересов ООО УК "Буран", исполняющего функции по управлению указанным домом признано злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В связи с принятием комиссией Управления решения по делу N 38-10К, которым установлен факт нарушения ООО "РВК-Воронеж" антимонопольного законодательства, 11.04.2016 г. лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ООО "РВК-Воронеж" был составлен протокол N 65.04-14.31 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения генеральным директором ООО "РВК-Воронеж" <> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции действующей на момент принятия комиссией Управления решения по делу N 38-10К о нарушении антимонопольного законодательства), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, из правового смысла указанной нормы следует, что доминирующему хозяйствующему субъекту запрещено не только совершение конкретных действий, приводящих к определенным последствиям в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо ущемления интересов других лиц, но и бездействие, которое приводит к аналогичным последствиям.
В связи с этим, ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на две формы злоупотребления доминирующим положением в виде действия (активного поведения доминирующего хозяйствующего субъекта, когда закон запрещает такое поведение) и бездействия (пассивного поведения доминирующего хозяйствующего субъекта, когда закон предусматривает совершение активных действий).
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон о водоснабжении и водоотведении) одними из основных целей настоящего закона являются охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о водоснабжении и водоотведении является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 24.09.2013 г. N 883, ООО "РВК-Воронеж" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории городского округа город Воронеж в зоне обслуживания, ограниченной сетями и сооружениями, используемыми ООО "РВК-Воронеж" для осуществления водоснабжения.
Целью наделения указанным постановлением ООО "РВК-Воронеж" специальным статусом гарантирующей организации является обеспечение централизованного, надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения и объектов социальной сферы городского округа г. Воронеж.
Таким образом, ООО "РВК-Воронеж" как доминирующий хозяйствующий субъект и гарантирующая организация обязано совершать активные и инициативные действия, направленные на обеспечение гарантированного бесперебойного водоснабжения жителей городского округа г. Воронеж, в том числе путем гарантированной и бесперебойной работы всех сетей и сооружений, используемых ООО "РВК-Воронеж" для водоснабжения потребителей.
Кроме того, ООО "РВК-Воронеж", осуществляя деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, в силу ч. 1 ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях", является субъектом естественной монополии.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения, регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила).
Указанными Правилами, в числе иных, определены следующие понятия:
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии со п. 23 Правил, местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (п. 32 Правил).
Пунктом 5 статьи 8 Закона о водоснабжении установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении и водоотведении), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством).
При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении, расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между ООО "РВК-Воронеж" (Поставщик) и ООО "УК "Буран" (Абонент) заключен и действует Договор, предметом которого является отпуск холодной питьевой воды из системы водоснабжения по водопроводным вводам-выпускам Поставщика и прием сточных вод в систему канализации по канализационным вводам-выпускам.
При этом, пунктом 1.3 Договора установлено, что акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон по системам водоснабжения и водоотведения составляются к каждому объекту управления Абонента по водопроводным вводам и канализационным выпускам и являются неотъемлемой частью договора. В случае отсутствия графического изображения акта разграничения зон эксплуатационной ответственности, граница эксплуатационной ответственности по системам водоснабжения Абонента устанавливается до стены жилого дома (при этом акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон к Договору отсутствует).
В соответствии с подпунктом 2.2.1 Договора Поставщик обязуется обеспечивать подачу холодной питьевой воды Абоненту по объектам согласно приложению 1 (список объектов Абонента, в том числе многоквартирный жилой по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Неделина, 27) до границы эксплуатационной (балансовой) принадлежности водопроводных сетей, т. е. до стены жилого дома. Круглосуточно поддерживать давление воды в точке поставки в многоквартирных домах Абонента согласно п. 2.26 СНиП 2.04.02-84 для многоквартирных домов, но не выше максимального допустимого значения для домов данной этажности, либо ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
На основании пункта 2.2.2 Договора "Поставщик (ООО "РВК-Воронеж") обязуется обеспечивать подачу холодной питьевой воды Абоненту (ООО "УК "Буран") согласно СанПин 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" до границы эксплуатационной (балансовой) принадлежности водопроводных сетей.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 5.1.2 Договора Поставщик (ООО "РВК-Воронеж") несет ответственность за нарушение установленного Договором режима отпуска и параметров качества холодной воды.
Таким образом, в соответствии с частями 1, 2 ст. 3 Закона о водоснабжении и водоотведении и вышеуказанными положениями Договора ООО "РВК-Воронеж" обязано осуществлять гарантированную поставку холодной воды надлежащего качества потребителям бесперебойно и круглосуточно до стены МКД N 27.
Однако, согласно журналу регистрации жалоб, предложений и заявлений, предоставленному ООО "УК "Буран", осуществляющим обслуживание МКД N 27, холодное водоснабжение в указанном доме было прекращено в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г.
Факт необоснованного прекращения ООО "РВК-Воронеж" в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27, подтверждается также актами об отсутствии водоснабжения МКД N 27, составленными представителями ООО "УК "Буран" и жителями указанного МКД.
В связи с этим, в нарушение указанных выше норм Закона о водоснабжении и водоотведении и положений Договора, ООО "РВК-Воронеж" как субъект естественной монополии и гарантирующая организация не выполнило свои обязательства по гарантированному бесперебойному водоснабжению жильцов МКД N 27, в том числе принятию своевременных и исчерпывающих действий, направленных на обеспечение гарантированной бесперебойной работы всех объектов централизованной системы холодного водоснабжения, в том числе ПНС, которая используется ООО "РВК-Воронеж" для водоснабжения жильцов МКД N 27 по Договору с ООО "УК "Буран".
Из материалов настоящего дела установлено, что прекращение водоснабжения МКД N 27 было допущено ООО "РВК-Воронеж" в результате его и генерального директора <> необоснованного бездействия, выразившегося в непринятии следующих своевременных и исчерпывающих мер:
- по надлежащему оформлению ПНС, используемой ООО "РВК-Воронеж" для водоснабжения жильцов МКД N 27 и передаче данного сооружения в зону эксплуатационной ответственности ООО "РВК-Воронеж" с момента заключения Договора с ООО УК "Буран";
- по урегулированию отношений с третьими лицами в целях гарантированной и бесперебойной работы ПНС через которую осуществляется водоснабжение МКД N 27.
Непринятие своевременно ООО "РВК-Воронеж" и его генеральным директором указанных мер привело к невыполнению данным юридическим лицом наделенным статусом субъекта естественной монополии и гарантирующей организации своих обязательств по гарантированному и бесперебойному холодному водоснабжению жильцов МКД N 27 в соответствии с Договором, заключенным с ООО УК "Буран".
Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе письмом управы Ленинского района городского округа г. Воронеж от 16.01.2015 г. N 3245705, направленным в адрес ООО "РВК-Воронеж" в котором указывается на невыполнение ООО "РВК-Воронеж" своих обязательств по надежному и бесперебойному водоснабжению МКД N 27 и необходимость принятия незамедлительных мер по устранению нарушения законных прав граждан на благоприятные условия проживания.
Согласно предоставленной в материалы настоящего дела представителем <> информации, передаточный акт, в соответствии с которым ПНС принята ООО "РВК-Воронеж" в свою зону ответственности был подписан последним и администрацией городского округа г. Воронеж только 10.03.2016 г., то есть после необоснованного прекращения поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27, являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению и возбуждения Управлением в отношении ООО "РВК-Воронеж" дела N 38-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, учитывая специальный статус субъекта естественной монополии и гарантирующей организации, а также условия Договора, ООО "РВК-Воронеж" обязано было подписать указанный акт и обеспечить передачу ПНС в свою зону эксплуатационной ответственности с момента заключения Договора с ООО УК "Буран", то есть с 12.09.2012 г., что сделано в нарушение своих обязательств ООО "РВК-Воронеж" не было, поскольку именно последний обязан был своевременно инициировать совершение указанных действий в целях обеспечения осуществления своей деятельности по гарантированному, бесперебойному водоснабжению жильцов МКД N 27.
Вся последующая переписка между ООО "РВК-Воронеж" и администрацией городского округа г. Воронеж, предоставленная представителем <> в материалы настоящего дела в качестве доказательств принятия ООО "РВК-Воронеж" всех исчерпывающих мер для недопущения прекращения водоснабжения МКД N 27 также датирована уже после наступления негативных последствий для жильцов МКД N 27 в виде прекращения водоснабжения, в связи с чем, вопреки утверждению представителя <>, указанная переписка не может служить надлежащим и бесспорным доказательством принятия ООО "РВК-Воронеж" и его генеральным директором своевременных и исчерпывающих мер для недопущения прекращения ООО "РВК-Воронеж" водоснабжения жильцов МКД N 27, в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г., учитывая условия Договора с ООО УК "Буран" (пункты 1.3, 2.2.1, 2.2.2, 5.1.2, 5.2.4).
При указанных обстоятельствах, прекращение водоснабжения жильцов МКД N 27 было допущено именно ООО "РВК-Воронеж" при его бездействии, а также бездействии <>
Согласно сведениям, предоставленным ООО "УК "Буран", в МКД N 27 по ул. Маршала Неделина (г. Воронеж) находится 180 квартир, в которых проживают 203 человека. При этом, собственники лишь 23 квартир по состоянию на 01.02.2015 г. имели перед ООО "УК "Буран" незначительные задолженности за услуги по водоснабжению в размере от 17, 83 руб. до 582, 02 руб. Из предоставленной ООО "РВК-Воронеж" информации следует, что у ООО "УК "Буран" по состоянию на 01.02.2015 г. отсутствовала какая-либо задолженность перед ООО "РВК-Воронеж" (исх. от 12.03.2015 г. N 4214/15).
В результате допущенного ООО "РВК-Воронеж" прекращения водоснабжения были нарушены права на гарантированное, качественное и бесперебойное получение коммунальной услуги по холодному водоснабжению граждан, проживающих в МКД N 27, своевременно и в полном объеме оплачивающих данную услугу.
Одновременно следует отметить, что ООО "УК "Буран" является исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД N 27, и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников.
С учетом изложенного, допущенное ООО "РВК-Воронеж" прекращение в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27 по ул. Маршала Неделина (г. Воронеж) привело также и к нарушению прав и интересов ООО "УК "Буран" в сфере его хозяйственной деятельности, так как создали препятствия для исполнения данным хозяйствующим субъектом своих обязанностей перед добросовестными плательщиками - гражданами по обеспечению предоставления им услуги по холодному водоснабжению.
Таким образом, в силу указанных выше положений действующего законодательства в сфере водоснабжения и Договора, допущенное ООО "РВК-Воронеж" прекращение в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27, являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению, которое привело к ущемлению их интересов, а также к ущемлению интересов ООО "УК "Буран", выполняющего функции по управлению указанным домом, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, необоснованное прекращение ООО "РВК-Воронеж" в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27, являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению, что привело к ущемлению их интересов, а также интересов ООО "УК "Буран", исполняющего функции по управлению указанным домом, решением Комиссии Управления от 13.07.2015 по делу N 38-10К о нарушении антимонопольного законодательства признано злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьей 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Согласно ч. 2 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью Единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и колле-гиального исполнительного органа общества.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ руководство текущей деятельностью ООО "РВК-Воронеж" осуществляется единоличным исполнительным органоном - генеральным директором.
Исходя из изложенного, именно генеральный директор ООО "РВК-Воронеж", как единоличный исполнительный орган, обязан организовать/обеспечить соблюдение ООО "РВК-Воронеж" требований антимонопольного законодательства, в том числе не допускать действий/бездействия признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и запрещенных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Должность генерального директора ООО "РВК-Воронеж" занимает <> (приказ ООО "РВК-Воронеж" от 10.04.2015 г N 114).
В соответствии с п. 2.4.1 трудового договора от 10.04.2015, заключенного ООО "РВК-Воронеж" и <>, последний обязан добросовестно и разумно осуществлять руководство текущей деятельности Общества, руководствуясь действующим законодательством РФ, Уставом Общества, настоящим договором и должностной инструкцией, а также обеспечивать соблюдение действующего законодательства РФ в процессе текущей деятельности.
Согласно п. 2.4.2 указанного договора <> обязан обеспечивать устойчивую работу Общества, выполнение принятых Обществом обязательств в соответствии с заключенными договорами и соглашениями.
Однако, в рассматриваемом случае, <> не выполнил свои служебные обязанности, в том числе предусмотренные п. 2.4.2 трудового договора от 10.04.2015, а именно: не обеспечил выполнение ООО "РВК-Воронеж" обязательств по гарантированному и бесперебойному водоснабжению жильцов МКД N 27 в соответствии с заключенным с ООО УК "Буран" Договором, в связи с чем допустил совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Доказательств обратного в материалы настоящего дела не предоставлено.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что бездействие генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> по неисполнению своих служебных обязанностей, приведшее к необоснованному прекращению со стороны возглавляемой им организации, в период с 14.01.2015 г. по 23.01.2015 г. поставки холодной питьевой воды жильцам МКД N 27, являющимся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению, содержит в себе состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом указанных обстоятельств, вина генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> в результате совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное генеральным директором ООО "РВК-Воронеж" <> имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в незаконном лишении прав жильцов МКД N 27, являющихся добросовестными плательщиками услуг по холодному водоснабжению на гарантированное, бесперебойное и качественное получение услуг по холодному водоснабжению. Одновременно жильцы МКД N 27 в результате совершенного <> правонарушения были лишены доступности водоснабжения и водоотведения за счет повышения эффективности деятельности ООО "РВК-Воронеж" как организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> от административной ответственности.
Доводы представителя генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> <> о том, что сети через которые осуществляется подача холодной воды жильцам МКД N 27 не передавались ООО "РВК-Воронеж" по Концессионному соглашению, а также что между администрацией г. Воронежа и ООО ""РВК-Воронеж" не было подписано каких-либо передаточных актов являются необоснованными и подлежат отклонению в силу следующего.
Из материалов настоящего дела установлено и не опровергнуто генеральным директором ООО "РВК-Воронеж" <>, что местом исполнения ООО "РВК-Воронеж" своих обязательств по Договору является внешняя стена МКД N 27 (п. 1.3 Договора), в связи с чем ООО "РВК-Воронеж" обязано обеспечивать гарантированное, бесперебойное холодное водоснабжение до внешней стены МКД N 27.
При этом решение вопросов, связанных с передачей сетей водоснабжения, подписанием передаточных актов, с учетом наличия у ООО "РВК-Воронеж" специального статуса, а также заключенного с ООО УК "Буран" Договора, находится исключительно в сфере компетенции ООО "РВК-Воронеж" и не должно нарушать права граждан на гарантированное, беспрепятственное и качественное водоснабжение.
Довод представителя генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> о том, что причиной прекращения водоснабжения МКД N 27 явилось отключение РЭС "Воронежский филиала "Юго-Западный" ОАО "Оборонэнерго" электрической энергии на ПНС является голословным, так как данный довод не подтвержден надлежащими документальными доказательствами.
Между тем, порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) регулируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее Правила).
В соответствии с п. 12 Правил, при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:
а) вид ограничения режима потребления (частичное или полное);
б) дата и время вводимого ограничения режима потребления;
в) уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);
г) наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;
д) адрес, по которому производится ограничение режима потребления;
е) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);
ж) номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;
з) причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись.
Однако представитель генерального директора ООО "РВК-Воронеж", заявляя об отключении электроэнергии на ПНС не предоставил в материалы настоящего дела акт о введении ограничения режима потребления на ПНС, составленный в соответствии с указанными требованиями Правил.
В связи с этим, факт отключения электроэнергии на ПНС не находит документального подтверждения при рассмотрении настоящего дела. Протокол совещания в администрации городского округа г. Воронеж от 23.01.2015 г., предоставленный представителем генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> в материалы дела не является надлежащим документальным доказательством, подтверждающим факт отключения электроэнергии на ПНС.
Довод генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> о том, что ООО "РВК-Воронеж" были приняты меры по переключению насосов на автоматический запуск в работу при восстановлении напряжения также голословен, поскольку документальных доказательств совершения ООО "РВК-Воронеж" указанных действий не предоставлено в материалы дела.
Каких-либо обстоятельств смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность генерального директора ООО "РВК-Воронеж" <> не установлено.
Учитывая изложенное в настоящем деле необходимо назначить административный штраф в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
Признать генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (юридический адрес: юридический адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Пеше-Стрелецкая, 90; ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) <> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. (Двадцать тысяч рублей 00 копеек).
Направить генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" <> настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366401001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа - административный штраф по делу N 65.04-14.31
Зам. руководителя управления В.Г. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 августа 2016 г. N 65.04-14.31
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016