Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<> , рассмотрев жалобу ООО "ВИП Трейд" от 03.08.2016 N 03/08 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор поставщика услуг на проведение ТО и ремонта служебного автотранспорта ЦА марки Форд (не гарантийного) (извещение N 31603833521) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ВИП Трейд" (далее - Заявитель)
от 03.08.2016 N 03/08 (вх. от 05.08.2016 N 115302/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор поставщика услуг на проведение ТО и ремонта служебного автотранспорта ЦА марки Форд (не гарантийного) (извещение N 31603833521) (далее - Жалоба, Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор, ЭТП) закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://utp.sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом работы торговой секции "Закупки по 223-ФЗ" универсальной торговой платформы "Сбербанк-АСТ", утвержденным генеральным директором ЗАО "Сбербанк-АСТ" Н.Ю. Андреевым от 22.05.2015 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.06.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация).
По результатам проведения Запроса котировок заключен договор от 29.07.2016 N 1170789.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно выбран победитель Запроса котировок, вместе с тем Заявителем на участие в Запросе котировок представлено лучшее и последнее предложение о скидке в торговом зале на ЭТП.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации, Положением о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о заупках, установлено что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Порядок проведения Запроса котировок установлен в пункте 11 Положения о закупке.
Пунктом 1.2 Документации установлено, что "проведение Запроса котировок осуществляется в соответствии с Регламентом торгов, размещенном на сайте электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" в секции Заказчика
ПАО "Сбербанк России".
В соответствии с протоколом заседания котировочной комиссии
ПАО "Сбербанк России" по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг от 25.07.2016 N 053/16 на участие в Запросе котировок подано 13 заявок, допущено к участию в Запросе котировок 12 заявок. Вместе с тем, Заказчиком принято решение призанть ООО "ВИПАВТОТОН" победителем Запроса котировок и заключить с данным участников договор.
Из представленного на заседании Комиссии ФАС России графического изображения отображенной на сайте электронной площадки информации следует, что по результатам проведения Запроса котировок Заявителем предложено лучшее предложение.
Пунтом 11.4.3 Положения о закупке установлено, что победителем в процедуре Запроса котировок признается участник, предложивший наименьшую цену закупаемой Продукции, при условии, что его котировочная заявка соответствует требованиям Извещения о проведении Запроса котировок.
Согласно таблице N 1 Приложения N 1 Документации победителем Запроса котировок будет признана компания, предложившая наимениший процент снижения.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что участники Запроса котировок делали предложения о скидке на стоимость нормо-часа ремонта на стоимость запчестей. Итоговым предложением участника является сумма скидок по обеим позизиям.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что заявка ООО "ВИП-Трейд" заняла 4-е место, а именно: скидка на стоимость нормо-часа Заявителя составила 69, 12 % + 12, 94 % составила скидка на стоимость запчастей в результате чего получилось 82, 06%.
Кроме того, заявка ООО "ВИПАВТОТОН" содержала предложение о сумммарной скидке в размере 93, 55%.
Согласно Извещению, Документации, Запрос котировок осуществляется Заказчиком на сайте ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не представлена инструкция по заполнению сведений на ЭТП при подаче предложений, а именно, не предусмотрено, каким образом должны подаваться предложения о скидке по действующему на сайте http://www.ford.ru/ Owners/Ford SparePart/PriceSpareParts прейскуранту на дату ремонта и технического обслуживания Ford, предлагаемые участниками в рамках Запроса котировок на ЭТП, что вводит в заблуждение участников Запроса котировок.
Кроме того, на ЭТП размещена информация о том, что Заявителем предложено лучшее предложение.
Учитывая изложенное, действия Заказчика выразившиеся в неустановлении порядка проведения Запроса котировок в Документации, нарушают принцип информационной открытости участников, ограничивая возможность участников определить какая скидка будет расчитана при подачи предложения на ЭТП, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Пунктом 2.1 Документации установлены требования к участникам Запроса котировок:
- о наличии необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
- о наличии необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- о наличии профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции.
При этом, из Документации не представляется возможным определить на какие товары, работы, услуги требуется наличие лицензий или свидетельств, какие сертификаты на продукцию необходимо представить в составе заявки на участие в Запросе котировок, что подразумевает Заказчик под "профессиональной компетентностью", наличие каких финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта необходимо для исполнения договора.
Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, что нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть указаны сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 Документации установлено, что "все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок. Банк после получения запроса от Участника в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения запроса Участника осуществляет подготовку разъяснений, направляет их Участнику, подавшему запрос (в письменном (электронном) виде) и размещает разъяснения на сайте Банка www.sberbank.ru в разделе "Закупки", на сайте Электролнной площадки, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (без указания компании, задавшей вопрос)". Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса котировок разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктами 1.2 Положения о закупке.
Кроме того, пунктом 2.1 Документации следует, что участники должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
отсутствие случаев предоставления Участником в Банк при проведении Закупочных процедур недостоверной информации и/или фиктивных документов в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате объявления Закупки.
отсутствие фактов предъявления к ПАО "Сбербанк России" претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в т.ч., возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком Продукции, ранее поставленной участником.
отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки. Вместе с тем, несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника Запроса котировок исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса котировок и отказ в допуске участникам Запроса котировок в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса котировок, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Запроса котировок не отклонялись.
4. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.
Вместе с тем Положением о закупке не установлен минимальный срок заключения договора по итогам закупки.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, дата подведения итогов Запроса котировок 28.07.2016.
Дата заключения договора по итогам проведения Запроса котировок 29.07.2016.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в Документации неправомерно установлен срок заключения договора, что нарушает часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ВИП Трейд" от 03.08.2016 N 03/08 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении запроса котировок на право заключения договора на выбор поставщика услуг на проведение ТО и ремонта служебного автотранспорта ЦА марки Форд (не гарантийного) (извещение N 31603833521) обоснованной в части в неустановлении инструкции по заполнению сведений на ЭТП при подаче предложений.
2. Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.08.2016 N 223ФЗ-437/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях. 4. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 15.08.2016 N 223ФЗ-437/16 не выдавать, поскольку по результатам Запроса котировок заключен договор. Вместе с тем, выдать обязательное для исполнение предписание, направленное на внесение изменений в Положение о закупке.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N 17/57230/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016