Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 18 августа 2016 г. N 245-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Азарова Е.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНИКА СИЗ" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Кореновское" Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П.П. Лукьяненко (далее - Заказчик, Организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в отсутствие представителей надлежаще уведомленного Заявителя, и в присутствии представителей Организатора торгов - Ф.А.В. (доверенность.) и Б. И.С. (доверенность.), установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.08.2016 в 11-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы оспаривает действия Организатора торгов, выразившиеся в неуказании в составе закупочной документации порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев и подкритериев, их веса при сопоставлении заявок, а также информации о сроке, месте и порядке предоставления документации о закупке и сроках внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации. Кроме того указывает, что в закупочной документации отсутствует информация о дате начала и дате окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке, также считает, что п. 17 Извещения о проводимой закупке противоречит Закону о закупках, в связи с чем просит признать незаконными действия Заказчика, выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов считает жалобу Заявителя необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении торгов.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о проведении запроса котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Закупочная деятельность регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного унитарного предприятия "Кореновское" Краснодарского научно - исследовательского института сельского хозяйства имени П.П. Лукьяненко (далее - Положение о закупке), утвержденным Приказом директора ФГУП "Кореновское" N 11 от 16.01.2015 г. (с изм. от 13.07.2015 г.).
В п. 3.12. Положения о закупки, а также п. 18 извещения о проведении запросе котировок указано, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок, участников, допущенных к проведению запроса котировок, осуществляется закупочной комиссией по единственному критерию - стоимость предлагаемой продукции. Победителем признается участник, котировочная заявка которого отвечает всем установленным в запросе требованиям и содержит наиболее низкую цену.
Таким образом, Заказчиком в полной мере указаны критерии оценки заявок участников, и не нарушены требования п. 13 ч. 10 ст. 4 ФЗ N 223-ФЗ от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Довод Заявителя об отсутствии информации о сроке, месте и порядке предоставления документации о закупке и сроках внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации не подтвержден, так как на официальном сайте Единой информационной системы Заказчиком предусмотрен пункт: "Предоставление документации", в котором указано:
- срок предоставления: с 10.08.2016 по 15.08.2016;
- место предоставления: www.zakupki.gov.ru;
- порядок предоставления: доступна в электронной форме на сайте www.zakupki.gov.ru;
- Внесение платы за предоставление конкурсной документации - Требования не установлены.
Таким образом, Заказчиком не нарушены требования пункта 6 части 9 статьи 4 Федерального закона N223-ФЗ от 18.07.2011 г.
Вместе с тем, Заказчиком при проведении указанной закупки допущены следующие нарушения.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
В Информационной карте о закупке не указано на начало и окончание срока предоставления разъяснений.
Таким образом, Заказчиком не определена дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что нарушает пункт 1 части 2, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 17 Извещения заключение договора осуществляется в день, следующий за днем подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в пункте 17 Извещения о проведении указанной закупки срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемая Заказчиком закупочная документация и Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНИКА СИЗ" на действия ФГУП "Кореновское" Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П.П. Лукьяненко (далее - Заказчик, Организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Н.В. Левит
Е.И. Азарова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения
ПРЕДПИСАНИЕ N 46-245-Т/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
18 августа 2016 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Азарова Е.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
на основании решения от 18.08.2016 N 245-Т/2016, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "ТЕХНИКА СИЗ" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Кореновское" Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П.П. Лукьяненко при организации и проведении запроса предложений запроса котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Организатору торгов - ФГУП "Кореновское" Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П.П. Лукьяненко в срок до 12 сентября 2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно:
- аннулировать запрос котировок на закупку средств индивидуальной и коллективной защиты (спецодежды) (извещение N 31603980214 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
2. Организатору торгов в срок до 16 сентября 2016 года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Н.В. Левит
Е.И. Азарова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 августа 2016 г. N 245-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016