Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 июля 2016 г. N 508-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев жалобу ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры", в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 08.04.2016;
- главного инженера ОГКУ "Челябинскавтодор" Степанищевой И.П., личность удостоверена на основании служебного удостоверения,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Кунашак - Усть-Багаряк, участок км 16 - км 23,7 (0169200003616000054) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.06.2016 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 111 955 677 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 04.07.2016 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" контракт не заключен.
В жалобе ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" указано, что работы, образующие объект закупки, представляют собой капитальный ремонт автомобильной дороги, ввиду чего заказчиком неправомерно не установлено требование о наличии свидетельства СРО по организации строительства, а также не размещена проектная документация в составе аукционной документации и не получено положительное заключении государственной экспертизы проектной документации.
Заказчиком неправомерно установлен размер обеспечения исполнения контракта в размере 30% от начальной цены контракта, тогда как указанный размер обеспечения может быть предусмотрен при наличии авансирования работ.
Заказчиком размещена закупка до истечении 10 дней с момента опубликования изменений в план-график, что нарушает статью 21 Закона о контрактной системе.
Заказчик возражал против доводов жалобы и представил письменные возражения, которые поддержал на заседании Комиссии. Кроме того, на заседании Комиссии заказчик пояснил, что работы, указанные в ведомости объемов и стоимости работ, относятся к текущему ремонту автомобильной дороги, ввиду необходимости восстановления дорожного покрытия на участках автомобильной дороги небольшой площади. Согласно Приказу N 402 указанные в документации о закупке работы относятся к текущему ремонту, следовательно, требования к участнику закупки в части наличия свидетельства СРО не установлено.
Обеспечение исполнения контракта установлено заказчиком в соответствии с требованиями части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком размещено извещение о проведении закупки 08.06.2016 в связи с возникновением потребности в проведении работ, являющихся объектом закупки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень, Приказ N 624).
Раздел 3 Перечня определяет виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в том числе в пункте 25 определены виды работ по устройству автомобильных дорог и аэродромов,
- устройство оснований автомобильных дорог (пункт 25.2);
- устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4);
- устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (пункт 25.7).
Согласно пункту 5 информационной карты документации о закупке, Приложению N 1 к информационной карте документации об аукционе предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
В пункте 5 раздела 1 Приложения N 1 к информационной карте документации об аукционе указано, что объемы работ определены в ведомости объемов и стоимости подрядных работ (далее - ВОИСР) на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
Пунктом 2 раздела 1 Технического задания указан ремонтируемый участок автомобильной дороги: Челябинская область, Кунашакский муниципальный район, автомобильная дорога Кунашак - Усть - Багаряк, участок км 16-км 23,7 (протяженность 7,7 км).
Как следует из ВОИСР необходимо выполнять следующие работы:
- восстановление основания толщиной 0,15 м из фракционированного щебня с розливом битума 2,5 л/м2 и расклинцовкой (поз. 8, 20, 24, ВОИСР);
- восстановление нижнего слоя покрытия толщиной 0,07-м из горячей крупнозернистой асфальтобетонной смеси, марки II (поз. 9 ВОИСР);
- восстановление верхнего слоя покрытия толщиной 0,05-м из горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа типа А, марки I, с розливом битума 0,3л/м2 (поз. 10, 21, 25 ВОИСР);
- восстановление дорожных знаков на оцинкованных металлических стойках d-76 мм, тип пленки Б (поз. 26 ВОИСР).
При этом, согласно поз. 26, 29, 32, 38, 42, 45, 47, 50, 52 локальной сметы N 2 (Кунашак - Усть-Багаряк, участок км 16 - км 23,7), утвержденной Распоряжением Министерства дорожного хозяйства и транспорта N 2 от 21.01.2016, следует выполнять работы по устройству нижнего и верхнего слоя покрытия, по устройству основания автомобильной дороги, что свидетельствует капитальном характере выполняемых работ.
По позиции N 59 локальной сметы N 2, а также по позиции N 1 локальной сметы N 1 необходимо осуществить установку дорожных знаков бесфундаментных на металлических стойках.
Анализ работ по капитальном ремонту, включенных в Перечень, позиций ВОИСР и локальных смет позволяет прийти к следующим выводам.
Позиции 9, 10, 21, 25 ВОИСР, поз. 29, 32, 38, 47, 52 локальной сметы N 2 относятся к пункту 25.4 Перечня "устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами".
Позиции 8, 20, 24 ВОИСР, поз 26, 42, 45, 50 локальной сметы N 2 относятся к пункту 25.2 Перечня "устройство оснований автомобильных дорог".
Позиция 26 ВОИСР, позиция N 59 локальной сметы N 2, а также позиция N 1 локальной сметы N 1 соответствуют пункту 25.7 Перечня "устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог".
С учетом изложенного, работы, указанные в техническом задании и локальных сметах являются работами по капитальному ремонту автомобильной дороги, которые включены в Перечень, согласно которому лицо, осуществляющее капитальный ремонт должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.2.1 Перечня "автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлено требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Указанные обстоятельства также подтверждаются Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Приказ N 402), которым утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, в том числе путем холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и устройством новых слоев покрытий относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Подпунктом "а" пункта 4 части 3 раздела 2 Приказа замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений также относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Исходя из содержания совокупности позиций 8, 20, 24, 9, 10, 21, 25 ВОИСР следует, что работы, указанные в данных позициях, относятся к подпункту "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа.
Перечень работ, указанных по позиции 26 ВОИСР соответствуют подпункту "а" пункта 4 части 3 раздела 2 Приказа
Таким образом, с учетом Приказа N 624 работы по указанным позициям ВОИСР, содержащимся в аукционной документации по своему характеру относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, что также подтверждается и Приказом N 402.
Доводы заказчика, согласно которым объем ремонта по укладке основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, является незначительным, ввиду чего данные работы отнесены к ремонту автомобильной дороги, являются несостоятельными, как противоречащие Приказу N 624.
Кроме того, подпункт "е" пункта 2 части 4 раздела 2 Приказа "укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия" не определяет объем указанных работ, которые необходимо выполнить с целью признания капитального характера указанных работ, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания для отнесения указанных работ к работам по ремонту автомобильных дорог.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 указанной статьи договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
С учетом изложенного, определение предмета контракта, то есть объема и видов работ, которые должны быть определены в соответствии с технической и сметной документацией, является императивным и безотлагательным требованием, как в силу положений законодательства о контрактной системе, так и гражданского законодательства.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе капитального ремонта архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть разработана и размещена в составе аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (далее - Порядок).
Как следует из пункта 34 раздела 5 Порядка результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов и иным нормативным требованиям.
При этом согласно пункту 38 раздела 5 Порядка проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из совокупного толкования указанных положений действующего законодательства следует, что необходимым и обязательным условием для осуществления закупки на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования является наличие на момент опубликования документации о закупке как проектной документации, так и положительного заключения государственной экспертизы, которая обуславливает правомерность утверждения проектной документации, определяющей потребность заказчика в объемах и видах работ, подлежащих выполнению, то есть в объекте закупки. Указанные документы также должны быть размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Из отдельных положений проекта контракта, представленного в составе аукционной документации, однозначно следует, что работы должны выполняться на основании проектной документации, а именно:
- подрядчик обязуется на свой риск выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом и приложениями к нему, и сдать выполненные работы с качеством, соответствующим условиям проектной документации, настоящего государственного контракта и приложений к нему (пункт 4.3.1);
- подрядчик обеспечивает разбивку осей и частей сооружения в соответствии с проектной документацией, геодезической разбивочной основой и несет ответственность за правильность разбивки осей сооружения, высот и размеров всех его частей (пункт 4.3.9);
- подрядчик гарантирует, что объект или выполненные строительно-монтажные работы будут соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов (строительных норм и правил), перечисленным в проектной документации на ремонт объекта (пункт 7.7);
- раздел 5 проекта контракта посвящен порядку и срокам передачи проектной документации подрядчику.
Таким образом, отсутствие в составе аукционной документации проектной документации, а также сведений о наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на момент размещения закупки не позволяет сделать вывод об условиях выполнения работ, а также о порядке осуществления капитального ремонта объекта капитального строительства, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Пунктом 30 информационной карты документации об Аукционе, пунктом 9.1 проекта контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта.
Авансовые выплаты документацией об Аукционе не предусмотрены.
Таким образом, установление Заказчиком требования о размере обеспечения исполнения контракта не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
4. Частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о контрактной системе, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" (далее - Постановление) внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящих Правил, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - до даты заключения контракта.
Согласно материалам дела 03.06.2016 в план-график закупок заказчика N 44201601692000036001 внесены сведения о проведении аукциона на ремонт автомобильной дороги Кунашак - Усть-Багаряк, участок км 16 - км 23,7, тогда как извещение об осуществлении закупки размещено 08.06.2016, то есть до истечения 10 дней со дня размещения сведений о закупке в плане-графике, что нарушает часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе, пункт 9 Постановления.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Установление порядка выполнения работ в проекте контракта, документации о закупке организует работу участника по исполнению контракта, помогает наладить взаимодействие сотрудников участника закупки и заказчика при исполнении контракта и позволяет:
1) обеспечить необходимые условия для эффективного взаимодействия сторон контракта в вопросах исполнения контракта, отчета о ходе его исполнения, порядка сдачи результатов, а также оперативного решения возникающих в процессе конфликтов;
2) рационально использовать ресурсы (временные, производственные, трудовые, транспортные) участника закупки и заказчика при исполнении контракта;
3) усовершенствовать контроль за исполнением контракта;
4) оптимально разместить производительные силы;
5) содействовать достижению ожидаемого результата;
6) обеспечить документальное и информационное взаимодействие.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, регламента и порядка действий при выполнении работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта (предмет контракта).
Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, предмета контракта, конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих последовательность действий Заказчика и Подрядчика, позволяет участнику закупки понять поставленную задачу в полной мере, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки, предмете контракта и условиях исполнения контракта.
Наименование и описание объекта закупки характеризует предмет контракта, который в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе является неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Пунктами 3.1-3.3 проекта контракта по закупке определены следующие условия выполнения работ.
Начало - дата заключения Государственного контракта, окончание - 25.10.2016 г.
При этом подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги согласно подписанному квартальному графику производства подрядных работ по ремонту автомобильных дорог и ввести в эксплуатацию объект не позднее 25.10.2016 г.,
На момент подписания Государственного контракта дата окончания работ, установленная пунктом 3.1 Государственного контракта, является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения Подрядчиком сроков ремонта объекта.
Квартальный график (приложение N 2 к контракту) устанавливает обязательство Подрядчика выполнить работы в два этапа, определенных в виде месяцев (июль, август, сентябрь) и разбитых по стоимости работ.
Вместе с тем, объем и перечень работ, подлежащих выполнению в каждом месяце, квартальным графиком не определены, что не позволяет определить условия исполнения контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Более того, в квартальном графике указан ежемесячный объем финансирования исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а не из предложенной Победителем Аукциона цены контракта.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, из положения части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе следует, что приемку и экспертизу выполненных работ, подписание результатов такой приемки и экспертизы, оплату выполненных работ осуществляет именно Заказчик.
2.1. Раздел 6 проекта контракта определяет следующий порядок приемки работ по государственному контракту:
"6.1. Строительный контроль при ремонте объекта, приемку выполненных работ с оформлением акта по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 осуществляет Областное государственное казенное учреждение "Челябинскавтодор" в соответствии с Государственным заданием (454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 77, тел. 8 (351) 237-80-88, ИНН 7451332481, ОГРН 1117451019630) (далее - ОГКУ "Челябинскавтодор").
6.2. Приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно в срок до 25 числа. О готовности предъявить к приемке выполненные работы Подрядчик должен уведомить ОГКУ "Челябинскавтодор" в письменном виде не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты приемки.
6.3. При каждой приемке выполненных работ Подрядчик предоставляет материалы фото и (или) видео фиксации на выполнение объема работ, предъявляемых к оплате.
Результаты фото и (или) видеосъемки являются неотъемлемой частью отчетной документации о приемке выполненных работ и подлежат обязательному размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
6.4. Работы принимаются при условии соответствия объемов и качества выполненных Подрядчиком работ требованиям настоящего Государственного контракта и приложений к нему, при наличии исполнительной технической документации, подтверждающей объем и качество выполненных работ.
6.5. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ Государственный заказчик проводит экспертизу в части их соответствия условиям Государственного контракта. Экспертиза полученных результатов проводится непосредственно Государственным заказчиком путем привлечения ОГКУ "Челябинскавтодор" в соответствии с утвержденным Государственным заданием.
Срок проведения экспертизы составляет не более 5 рабочих дней со дня предоставления Подрядчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
6.6. Сроки оформления результатов приемки выполненных работ: Государственный заказчик подписывает акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 в течение 5 рабочих дней с момента получения результатов проведенной экспертизы.
6.7. В случае, если технической документацией предусмотрена разборка зданий и сооружений, комиссией в составе представителей Подрядчика и организации, уполномоченной на осуществление строительного контроля производится техническое обследование объекта, уточняются объемы выхода материалов и изделий, предусмотренных технической документацией. По окончании разборки составляется акт, в котором указывается номенклатура материалов, полученных в результате демонтажа, их количество, процент годности.
Стоимость возвратных материалов определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Возвратные суммы, полученные Подрядчиком от реализации материалов и изделий, оформляются актом и перечисляются на лицевой счет, указанный в п. 13.9. настоящего Государственного контракта.
6.8. При расчетах за выполненные работы резерв средств на непредвиденные работы и затраты, переданный Подрядчику в составе твердой цены, в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается Государственным заказчиком в соответствии с установленным процентом в Ведомостях объемов и стоимости подрядных работ по ремонту автомобильных дорог (Приложение N 1).
6.9. Приемка законченного ремонтом объекта в эксплуатацию осуществляется комиссией, состав которой утверждается Государственным заказчиком.
6.10. В случае, если комиссия не приняла объект (пусковой комплекс) в эксплуатацию по вине Подрядчика, ОГКУ "Челябинскавтодор" определяет мероприятия по подготовке объекта (пускового комплекса) для проведения повторной приемки. В этом случае все затраты, связанные с проведением данных мероприятий, подлежат оплате за счет средств Подрядчика".
Из пунктов 6.1, 6.2, 6.4 проекта контракта следует, что приемку выполненных работ с оформлением акта по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 осуществляет не Заказчик, а Областное государственное казенное учреждение "Челябинскавтодор", которое стороной по контракту не является, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и противоречит части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, а также свидетельствует о том, что Заказчик в приемке работ (за исключением экспертизы) не участвует, в указанных вопросах основывается только на выводы ОГКУ "Челябинскавтодор".
Указанный вывод антимонопольного органа подтверждается также и положением 4.1.1 проекта контракта, устанавливающего единственную обязанность государственного заказчика по обеспечению финансирования в течение всего периода выполнения работ в размере, в сроки и в порядке, предусмотренные контрактом.
2.2. Пунктом 2.6 проекта контракта определено, что оплата выполненных работ в текущем финансовом году осуществляется за фактически выполненные работы на основании акта приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и счета-фактуры/счета в течение 60 дней после их подписания, но не позднее срока завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году, установленного бюджетным законодательством.
Из содержания пункта 2.6 проекта контракта в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе невозможно установить событие, наступление которого признается Заказчиком как начало срока оплаты выполненных работ, поскольку отсутствуют сведения о том, каким из субъектов должны быть подписаны справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и счета-фактуры/счета: Подрядчиком и/или Заказчиком и/или ОГКУ "Челябинскавтодор".
2.3. В силу части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта составляет 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена по закупке составляет более 100 млн. рублей.
При этом в нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует требование о представлении Заказчику информации, указанной в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в течение десяти дней с момента заключения Подрядчиком договора с соисполнителем, субподрядчиком.
Кроме того в проекте контракта не указана, предусмотренная частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность Подрядчика за непредставление указанной информации путем взыскания с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью.
Довод Заказчика об установлении в пункте 8.1 проекта контракта требования о том, что Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, включая ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб в результате ненадлежащего содержания объекта (п. 4.3.), за качество, объем выполненных работ и сроки, установленные настоящим Государственным контрактом и приложениями к нему не принимается Комиссией антимонопольного органа во внимание, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении указанных нарушений контракта предусмотрен иной размер ответственности подрядчика.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика обоснованными в части нарушений, связанных с размещением извещения о закупке ранее установленного законодательством о контрактной системе срока, нарушений при описании объекта закупки, неустановления требований к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 14 статьи 21 Закона о контрактной системе, пункта 9 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 553.
По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 508-ж/2016
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
08 июля 2016 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России. |
на основании решения Челябинского УФАС России от 08.07.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЮК "Стерлигов и партнеры" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Кунашак - Усть-Багаряк, участок км 16 - км 23,7 (0169200003616000054) (далее - аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
1.1 со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.
1.2 в срок до 20.07.2016 принять решение об отмене аукциона и разместить решение в единой информационной системе.
2. ООО "РТС-тендер" с 13.07.2016 обеспечить Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области возможность исполнения данного предписания.
3. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в срок до 22.07.2016 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного аукциона, а также распечатку из единой информационной системы, свидетельствующую о дате размещения указанного решения.
4. ООО "РТС-тендер" в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 2 настоящего предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июля 2016 г. N 508-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016