Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 15 августа 2016 г. N 1-00-1436/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" Овчинниковой О.А. (доверенность от 04.05.2016 N б/н),
в отсутствие:
АО НПК "НК.ЛТД" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.08.2016 N ИШ/35271, Уведомлением о переносе заседания Комиссии от 11.08.2016),
рассмотрев жалобу АО НПК "НК.ЛТД" на действия Заказчика - ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку луковичных культур для цветников ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" (реестровый N 31603894573),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба АО НПК "НК.ЛТД" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку луковичных культур для цветников ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" (реестровый N 31603894573) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении в Аукционной документации требования, о наличии у участников Аукциона действующего сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им М. Горького" (далее - Положение о закупках).
15.07.2016 в ЕИС Заказчиком размещены Извещение и Аукционная документация. В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 15.07.2016 дата окончания подачи заявок - 10.08.2016, дата проведения Аукциона - 11.08.2016.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 10.08.2016 N 1/051/16 на участие в Аукционе было подано 5 заявок: АО НПК "НК. ЛТД", ООО "Ависта", ООО "ДЕМЕТРА", ООО "РУСЦВЕТ", ООО "Строймонтаж Лифт". Заявка Заявителя по результатам рассмотрения заявок не допущена до участия в Аукционе по причине несоответствия требованиям пункта 18 раздела III "Информационная карта" Аукционной документации в соответствии с частью 14.4 статьи 14 Положения о закупках, а именно: не представлена копия собственного действующего сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено в Аукционной документации требование, о наличии у участников Аукциона действующего сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках, в Закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 14.4 статьи 14 Положения о закупках участник Аукциона, подавший заявку, не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в следующих случаях, в том числе, несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;
Пунктом 1.7.3 раздела 1.7 Аукционной документации установлено, что участник закупки для того, чтобы принять участие в аукционе в электронной форме, должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 1.7.4 Аукционной документации, а также требованиям, установленным в части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ".
Согласно пункту 11 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" Аукционной документации установлены требования к участникам процедуры закупки, установленные Заказчиком в соответствии с Положением о закупке и законодательством РФ, в том числе, участник закупки должен соответствовать следующим дополнительным требованиям:
1) опыт поставки луковичных культур для цветников за 2014-2016 гг. на сумму не менее 1 490 000,00 (Один миллион четыреста девяносто тысяч) рублей 00 копеек;
2) участник закупки должен иметь действующий сертификат системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
Пунктом 18 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" Аукционной документации установлено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме, включает в себя следующие документы, в том числе, копию собственного действующего сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
Согласно пункту 3.2.1 раздела 3.2 Аукционной документации заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы, указанные в части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" Аукционной документации.
Согласно пункту 3.2.2 раздела 3.2 Аукционной документации в случае неполного предоставления обязательных документов перечисленных в части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", участник закупки не допускается комиссией к участию в аукционе в электронной форме.
Таким образом, Аукционная документация содержит в себе требование об обязательном предоставлении участниками Аукциона в составе заявки копии собственного действующего сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 применительно к изготовлению и/или распространению продукции.
Согласно пояснениям Заказчика, данное требование установлено с целью обеспечения Заказчика гарантией поставки качественного товара в соответствии с предметом Аукциона.
Вместе с тем, согласно возражениям Заказчика, система менеджмента качества ISO 9001 не является стандартом качества непосредственно продукта. Стандарт ISO 9001 содержит набор требований к системам менеджмента качества, наличие которых определяет управление процессом создания компанией продукта (его наличие и качество), который получает потребитель.
Кроме того, подтверждение соответствия системы менеджмента качества на предприятии, в том числе стандартам ISO 9001 на территории Российской Федерации носит добровольный характер.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о том, что заявленное в Аукционной документации требование относительно наличия у участников Аукциона сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 является завышенным.
Устанавливая указанное требование, Заказчик ограничивает возможность участия в Аукционе тех лиц, у которых отсутствует сертификат системы менеджмента качества ISO 9001, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок от 10.08.2016 N 1/051/16, согласно которому, к участию в Аукционе не допущены три заявки из пяти по причине непредоставления в составе заявки сертификата системы менеджмента качества ISO 9001.
При этом, наличие сертификата системы менеджмента качества ISO 9001 не гарантирует Заказчику поставку качественного товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно подпункту 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Исходя из этого, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, подпункта 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 августа 2016 г. N 1-00-1436/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016