Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 10 августа 2016 г. N 4427/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" - Алексеева Даниила Игоревича (доверенность N 53 АА 0265870 от 28.01.2014);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность N 56 от 19.05.2016);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" - Алтухова Максима Владимировича (доверенность б/н от 22.03.2016),
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" (119049, г. Москва, 1-й Люсиновский пер., д. 3 Б, офис 222; далее - ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27; далее - ГОБУЗ "ОКОД") при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д", извещение N 0150200000616000376 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила:
03.08.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" на действия заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д", извещение N 0150200000616000376 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.06.2016 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
В соответствии с пунктом 3.1 документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса (далее - Конкурсная документация) объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д".
В соответствии с пунктом 9.3.1 Конкурсной документации к участникам закупки предъявляются требования, в том числе, о наличии у них, как действующего свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, так и действующего свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации.
Подпункт 4 пункта 10.3.1 Конкурсной документации устанавливает требование о представлении в составе заявок участников закупки копий вышеуказанных свидетельств.
В Приложении N 1 к Конкурсной документации (далее - Техническое задание) описаны работы, выполняемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении контракта, такие как:
- инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания в соответствии с нормативными документами;
- корректировка рабочей документации, ее состав и в объем, необходимый для завершения строительства;
- и т.д.
Исходя из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что работы по инженерным изысканиям и работы по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48 ГрК РФ).
Таким образом, податель Жалобы приходит к выводу, что работы по инженерным изысканиям и работы по подготовке проектной документации являются разными видами экономической деятельности, для их реализации требуются специалисты в разных областях знаний, разное оборудование, а также получение разных свидетельств о допуске к видам работ, выданных саморегулируемой организацией.
Кроме того, согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Следовательно, в случае объединения работ по осуществлению инженерных изысканий и подготовке проектной документации поставщик (подрядчик, исполнитель), выполняющий работы по организации подготовки проектной документации и имеющий допуск к соответствующему виду работ (в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 48 ГрК РФ), также вправе осуществлять организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, осуществляемым лицами, обладающими допусками к конкретным видам работ по инженерным изысканиям.
Учитывая изложенное, ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" считает, что заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" предъявлены необоснованные требования к участникам закупки и составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Также податель Жалобы обращает внимание, что пунктом 1.3 Приложения N 3 к Конкурсной документации (далее - Проект контракта) предусмотрено привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к выполнению работ по контракту третьих лиц (субподрядчиков).
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" поддержал доводы Жалобы в полном объеме.
Заказчик - ГОБУЗ "ОКОД", в свою очередь, представил письменные возражения на Жалобу (исх. N 621 от 08.08.2016), суть которых сводится к следующему.
В соответствии со статьей 48.1, пунктом 4 статьи 55.8 ГрК РФ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), заказчик - ГОБУЗ "ОКОД" правомерно установил требования к участникам закупки о наличии действующих свидетельств о допускам к видам работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
ГОБУЗ "ОКОД" считает доводы Жалобы несостоятельными. Объединение работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации было совершено заказчиком законно, а соответствующие требования к участникам закупки предъявлены обоснованно.
На рассмотрении Жалобы представитель заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" поддержал доводы возражений в полном объеме.
Из письменных возражений уполномоченного органа - Департамента (исх. N ГИ-5001-И от 09.08.2016) следует, что указанные в Жалобе доводы не относятся к компетенции уполномоченного органа.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В июне-августе 2016 года заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" и уполномоченным органом - Департаментом осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д" (начальная (максимальная) цена контракта - 19 005 433, 07 руб.).
Конкурсная документация утверждена главным врачом ГОБУЗ "ОКОД" А.Б. Петровым 09.06.2016 (первоначальная редакция).
Впоследствии при осуществлении рассматриваемой закупки заказчиком - ГОБУЗ "ОКОД" неоднократно вносились изменения в Конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 3.1 Конкурсной документации объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит сведения, представленные в извещении о проведении открытого конкурса.
Учитывая изложенное, единые требования, предъявляемые к участникам закупки установлены заказчиком в пункте 9.3 Конкурсной документации, а пунктом 10.3 определяется содержание заявок таких участников.
В подпункте 9.3.1 пункта 9.3 Конкурсной документации заказчиком установлено требование о наличии у участников рассматриваемой закупки определенных документов (свидетельств), подтверждающих соответствие таких участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
В частности к участникам закупки предъявляются требования о наличии следующих документов:
- действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по инженерным изысканиям;
- действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по подготовке проектной документации.
Виды работ по инженерным изысканиям и виды работ по подготовке проектной документации установлены в Перечне, причем данный нормативный правовой акт также определяет группы таких работ.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 5.1 статьи 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий (часть 5.2 статьи 48 ГрК РФ).
Из Конкурсной документации следует, что участник закупки должен одновременно иметь два свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства: по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации. Подпункт 4 пункта 10.3.1 Конкурсной документации, в свою очередь, предъявляет к участникам открытого конкурса требование о представлении копий вышеуказанных свидетельств в составе заявок.
В то же время, представление свидетельства саморегулируемой организации о допуске по каждому из данных видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, является необходимым в случае, если из документации о закупке следует, что участник открытого конкурса выполняет работы, предусмотренные контрактом, самостоятельно.
В ином случае, в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации заказчику достаточно предъявить требование к участникам закупке о наличии только свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации. Прочие требования, в том числе к безопасности выполняемых работ, достигаются через привлечение сторонних лиц, имеющих соответствующие допуски.
В рассматриваемом случае, в соответствии с пунктом 1.3 Проекта контракта подрядчик вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц (субподрядчиков).
Таким образом, заказчик - ГОБУЗ "ОКОД" должен был установить в Конкурсной документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, только в отношении наличия действующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении в конкурсной документации незаконных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Следовательно, Жалоба является обоснованной.
Установленное в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" нарушение в части требований к участникам рассматриваемого открытого конкурса может существенно повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКОД" и уполномоченного органа - Департамента иных нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Руководствуясь статьями 31, 49, 50, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью Агентство конкурентных закупок "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" (119049, г. Москва, 1-й Люсиновский пер., д. 3 Б, офис 222) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" (173016, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектных и изыскательских работ (корректировка и проектной и рабочей документации) по объекту "Областной онкологический диспансер на 240 коек, Великий Новгород, ул. Ломоносова, микрорайон N 7, Блок "Д", извещение N 0150200000616000376 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.06.2016, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер" и уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Раскоснов
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 августа 2016 г. N 4427/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016