Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> , рассмотрев жалобу <> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "АСЭ", организатора АО "Атомкомплект" при проведении запроса предложений на право заключения договора на Лот N8865/802 Куд3,4/П-16 на комплектную поставку трубопроводов для энергоблоков N 3 и N 4 АЭС Куданкулам (извещение N 31603932465), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба <> (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "АСЭ", организатора АО "Атомкомплект" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на Лот N8865/802 Куд3,4/П-16 на комплектную поставку трубопроводов для энергоблоков N 3 и N 4 АЭС Куданкулам (извещение N 31603932465) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
В ЕИС 27.07.2016 размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о закупке, а именно:
Документация содержит избыточные требования к участникам;
Документация содержит неизмеряемые требования к участникам закупки;
Порядок оценки, установленный Документацией не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.
Представители Заказчика, Организатора закупки с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора закупки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссии.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пункта 4 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Подпунктом 1.1. пункта 1 подраздела 2.1.1 части 2.1 Документации установлены требования к участникам Запроса предложений, изготовителям, а именно: "Участник Запроса предложений должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам запроса предложений, в том числе:
если исполнение договора предусмотрено на территории Российской Федерации:
иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (для российских участников);
иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения такого участника запроса предложений и в соответствии с законодательством Российской Федерации (для иностранных участников);
если исполнение договора предусмотрено на территории иностранного государства:
иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (для российских участников);
иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения такого участника запроса предложений (для иностранных участников);
иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством государства по месту исполнения договора (для российских и иностранных участников)".
Кроме того, данные требования подтверждаются иностранными участниками краткой пояснительной запиской.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора пояснили, что права на ведение деятельности для российских и иностранных участников закупки подтверждаются наличием ОГРН.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2 Положения о закупке.
Пунктом 3 подраздела 2.1.1 части 2.1 Документации установлены требования к изготовителям "юридическому лицу, координирующему деятельность изготовителей составных частей оборудования и отвечающему за изготовление данного оборудования в целом" (далее - изготовитель) оборудования по предмету запроса предложений не ниже 3 класса безопасности по НП-001-15 в объеме выполняемых работ:
Российский изготовитель предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по НП-001-15 должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам;
наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или международного стандарта ISO 9001;
Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершённые в 2013-2016 гг. работы по изготовлению трубопроводов и/или деталей трубопроводов для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) по ОПБ 88/97 (НП-001-97) и/или по НП-001-15 в количестве не менее 350 (трехсот пятидесяти) тонн.
Вместе с тем, установление данных требований ограничивает количество участников, так как данные требования могут быть установлены к исполнителю по договору, а не на момент подачи заявок участниками.
Кроме того, пунктом 2 подраздела 2.1.1 части 2.1 Документации установлены требования к участникам Запроса предложений, в том числе наличие права распоряжения предлагаемым оборудованием, что подтверждается:
документами подтверждающими право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя;
документом от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя на предложение оборудования не ниже 3 класса безопасности, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, в срок и на условиях Документации;
документом его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования на предложение оборудования (копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров и т. п.).
Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица - производителя, изготовителя закупаемого товара.
Кроме того, пунктом 1.8 подраздела 2.1.1 части 2.1 Документации установленно обязательное требование к участникам об отсутствии за последние 2 года в отношении участника запроса предложений следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией "Росатом" и ее организациями в соответствии со Стандартом:
случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в которых участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки.
случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки было предусмотрено его предоставление после заключения договора;
установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц;
случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
Вместе с тем, наличие данных фактов у участника не влияет на исполнение обязательств по договору заключенному по результатам Запроса предложении.
Действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации, противоречит пункту 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу <> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "АСЭ", организатора АО "Атомкомплект" при проведении запроса предложений на право заключения договора на Лот N8865/802 Куд3,4/П-16 на комплектную поставку трубопроводов для энергоблоков N 3 и N 4 АЭС Куданкулам (извещение N 31603932465) обоснованной в части неправомерного установления избыточных требований ограничивающих количество участников закупки.
2. Признать заказчика АО "АСЭ", организатора АО "Атомкомплект" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику АО "АСЭ", организатору АО "Атомкомплект" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2016 г. N 17/56453/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016