Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 11 августа 2016 г. N 03-10.1/209-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - и.о. руководителя управления, Председателя комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова" и его единой комиссии (далее - БУЗОО "КПБ им. Н.Н. Солодникова", заказчик, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку сыра полутвердого (извещение N 0352200032616000192) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя заказчика -<_>
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5922э от 04.08.2016) жалоба заявителя на действия единой комиссии, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5392 от 05.08.2016) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя (вх. N 6006э от 08.08.2016, N 6025 от 09.08.2016, N 6024 от 09.08.2016, N 6026 от 09.08.2016), из которых следует, что 17.07.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) размещены извещение и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 585495 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 26.07.2016 на участие в аукционе поступило одиннадцать заявок, десяти участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе заявителю.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 27.07.2016 заявка единственного допущенного участника закупки ООО "Гелиос" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к составу первой части заявки на участие в аукционе установлено заказчиком в подпункте 1 пункта 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе был установлен перечень поставляемых товаров с указанием показателей, позволяющих определить соответствие товаров требованиям, установленным заказчиком:
Наименование объекта закупки |
Описание объекта закупки |
Сыр полутвердый |
Сыр полутвердый. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, ГОСТ 32260-2013. Товар должен иметь упаковку, отвечающую требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также обеспечивающую сохранность товара при его транспортировке и хранении. |
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 17 документации об электронном аукционе, в частности установлено следующее: "При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в приложении N 1.
Участник закупки должен указать в заявке наименование сыра полутвердого в соответствие с ГОСТ, например: "Сыр полутвердый Голландский".
При несоблюдении указанных выше требований заявка участника подлежит отклонению".
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 26.07.2016 указано, что заявителю (порядковый номер заявки N 7) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки под N 7 на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ за несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ требованиям п. 17 документации об электронном аукционе, а именно: конкретные показатели товара не содержат наименования сыра в соответствии с ГОСТ32260-2013, в то время как в п.17 документации об электронном аукционе имеется Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в которой указано: "Участник закупки должен указать в заявке наименование сыра полутвердого в соответствие с ГОСТ, например: "Сыр полутвердый Голландский".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в первой части заявки заявителя в отношении поставляемого товара указаны следующие сведения:
Наименование объекта закупки |
Описание объекта закупки |
Сыр полутвердый |
Сыр полутвердый. Поставляемый товар соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, ГОСТ 32260-2013. Товар имеет упаковку, отвечающую требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также обеспечивающую сохранность товара при его транспортировке и хранении. Производство: Россия |
В жалобе заявителем указано следующее: "Мы подали заявку, первая часть которой (приложение N 1 к жалобе), полностью соответствует приложению 1 к документации аукциона "Заказ на поставку товара" (приложение N 2 к жалобе). Заказчик отклонил нашу заявку, указав причину "несоответствие требованиям извещения (приложение N 3 к жалобе). Действия заказчика привели к допуску только одну организацию из 11 участников (приложение N 4 к жалобе).
В телефонном разговоре Заказчик пояснил, что отклонил заявку в связи с тем, что в ней отсутствовало название сыра, а в инструкциях к заполнению заявки, с которыми опытные участники как правило не ознакамливаются в связи с едиными требованиями к заявкам по 44 ФЗ, было указано данное требование.
В соответствии с п. 1б ч 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг", мы указали конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, среди которых не было такого значения как "наименования сыра". При потребности определенного вида сыра Заказчик должен был указать в описании товара перечень возможных допустимых наименований сыра или "Сыр Голландский или эквивалент". Считаем, что требовать указывать дополнительные значения, кроме установленных в описании объекта закупки, заказчик не имеет права, и ссылаться при этом на инструкцию нет оснований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с п. 2. ч 1. Ст. 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Считаем, что инструкция не может включать в себя детали описания объекта закупки, и носит только рекомендательный характер по заполнению заявки, а заявка была отклонена неправомерно. Своими действиями Заказчик ограничил конкуренцию, что может привести к закупке по максимальной (начальной) цене контракта".
В представленных возражениях заказчиком указано: "Участники закупки должны были указать конкретные показатели товара согласно ГОСТ 32260-2013 (раздел 4 содержит классификацию сыров), а именно, что предлагают к поставке: сыр полутвердый "Российский" или сыр полутвердый "Голландский".
Также раздел 17 документации об электронном аукционе содержит подробную инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе с указанием на указание в заявке наименования сыра полутвердого в соответствии с ГОСТ.
Указав "сыр полутвердый" участник закупки не конкретизировал, что предлагает к поставке.
Если участнику закупки не были понятны положения документации он вправе был подать запрос на разъяснения документации. Такого запроса участник закупки под N 7 и другие участники закупки не направляли".
Комиссия отмечает, что исходя из содержания жалобы заявителя, Обществом фактически обжалуются как положения документации об электронном аукционе, так и действия единой комиссии заказчика.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что жалоба заявителя поступила в Омское УФАС России после окончания срока подачи на участие в аукционе (согласно извещению и документации об аукционе срок окончания подачи заявок установлен 25.07.2016 в 10:00 час.), Комиссия рассматривает данную жалобу Общества исключительно с части обжалования действий единой комиссии заказчика.
Что касается непосредственно довода жалобы заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе, Комиссия отмечает следующее.
В жалобе Обществом дословно указано, что "опытные участники как правило не ознакамливаются с инструкциями по заполнению заявки на участие в аукционе".
Комиссия не может согласиться с данным утверждением заявителя, поскольку участники закупки, имеющие намерение участвовать в закупке на право заключения контракта (договора) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в целях надлежащего содержания заявки должны знакомиться, в том числе и с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе, входящей в состав документации об электронном аукционе.
В Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе заказчиком сделана ссылка на то, что поставляемый товар (сыр полутвердый) должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 32260-2013.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 "Классификация" ГОСТа 32260-2013 "Сыры полутвердые. Технические условия" (далее - ГОСТ 32260-2013) сыры изготавливают в следующем ассортименте:
- с низкой температурой второго нагревания - Российский, Голландский, Костромской, Ярославский, Эстонский, Степной, Угличский, Латвийский;
- с высокой температурой второго нагревания - Советский, Швейцарский, Алтайский.
Согласно подпункту 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 "Технические требования" ГОСТа 32260-2013 по форме, размерам и массе сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
В силу подпункта 5.1.3 пункта 5.1 раздела 5 "Технические требования" ГОСТа 32260-2013 по органолептическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, с допустимыми отклонениями в соответствии с А.2 (приложение А).
В соответствии с подпунктом 5.1.6 пункта 5.1 раздела 5 "Технические требования" ГОСТа 32260-2013 по физико-химическим показателям сыры должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.
Проанализировав содержание таблиц 1, 2 и 4 ГОСТа 32260-2013, Комиссия установила, что данные таблицы содержат наименование сыра с указанием на его ассортимент (Советский, Швейцарский, Алтайский, Российский, Голландский и т.д.), предусмотренный пунктом 4.2 раздела 4 "Классификация" ГОСТа 32260-2013.
Из устных пояснений представителя заказчика следует, что участники закупки должны были указать в первой части заявки на участие в аукционе сведения о наименовании сыра в соответствии с ассортиментом сыров, указанных в разделе 4 ГОСТа 32260-2013.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к поставке товаров применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
В силу пункта 2 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации, если ассортимент в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.
При указанных обстоятельствах, учитывая содержание ГОСТа 32260-2013 и требования документации об электронном аукционе, Комиссия не усматривает в действиях единой комиссии нарушений Федерального закона о контрактной системе и признает жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу ООО "Альтаир" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова" и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку сыра полутвердого (извещение N 0352200032616000192).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 августа 2016 г. N 03-10.1/209-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016