Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 15 августа 2016 г. N 5/25-2016
Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2016 года
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Тульского УФАС России),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр смазок" (далее - ООО "Центр смазок") от 26.07.2016 г. исх. N 2016/07-26.03 (вх. N 3505 от 04.08.2016 г.) на действия Заказчика - Муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" (далее МКП "Тулгорэлектротранс"), Закупочной Комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии лиц:
- представители ООО "Центр смазок" по доверенности от 02.08.2016 г.;
Со стороны Заказчика (МКП "Тулгорэлектротранс"):
- представители МКП "Тулгорэлектротранс" по доверенности от 10.08.2016 г.; установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба ООО "Центр смазок" от 26.07.2016 г. исх. N 2016/07-26.03 (вх. N 3505 от 04.08.2016 г.) на действия Заказчика - МКП "Тулгорэлектротранс", Закупочной Комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711).
По мнению ООО "Центр смазок" (далее - Заявитель), нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем.
30 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 31603842711 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс".
19 июля 2016 года ООО "Центр смазок" направило заявку на участие в электронном аукционе, а 21 июля 2016 года согласно протоколу N ЭА-45-РАССМ Комиссия приняла решение отказать в допуске к итоговому мероприятию ООО "Центр смазок", с указанием причины: "предоставленная документация не соответствует требованиям пункту 23.6 "Информационной карты".
С данным решением Заказчика Заявитель не согласен и считает его принятым с нарушением норм законодательства о закупках.
В ходе заседания Комиссии представители МКП "Тулгорэлектротранс" представили письменные объяснения по доводам жалобы ООО "Центр смазок", и пояснили следующее.
21.07.2016 года была проведена процедура закупки в виде электронного аукциона на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс".
На дату окончания подачи заявок было зарегистрировано 2 заявки от ООО "Фарсаж" и ООО "Центр смазок".
По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией обе заявки были отклонены.
Решение об отказе в допуске к итоговому мероприятию электронного аукциона ООО "Центр смазок" принято по причине предоставления документов, не соответствующих требованиям пункта 23.6 "Информационной карты".
Большая часть предоставленных ООО "Центр смазок" документов, которые должны подтверждать соответствие товара, установленным требованиям и качеству имеют просроченные сроки действия. Таким образом, в составе документации ООО "Центр смазок" выявлены недостоверные данные о качестве товара, что явилось основанием для закупочной комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" не допустить к участию в аукционе ООО "Центр смазок".
Также, на заседании Комиссии представители МКП "Тулгорэлектротранс" пояснили, что в связи с тем, что обе заявки были отклонены, аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711) был признан несостоявшимся.
Изучив представленные в Тульское УФАС России документы, заслушав доводы участников, Комиссия пришла к следующим выводам.
Положение о закупках товаров, работ, и услуг МКП "Тулгорэлектротранс", утвержденное и.о. директора и согласованное председателем комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы 19.05.2015 года, является согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (далее - Положение).
Согласно части 4.1 Положения одним из способов закупки является открытый аукцион в электронной форме.
30.06.2016 года МКП "Тулгорэлектротранс" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены документация и извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711).
Начальная (максимальная) цена договора составила - 14 742 734,01 рублей.
Согласно извещению срок окончания подачи заявок - 21.07.2016 года.
Предметом договора является - поставка автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс".
В соответствии с требованиями части 6 статьи 3 Закона, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 23.6 "Информационной карты" Документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711), утвержденной директором МКП "Тулгорэлектротранс" Симаковичем В.Т. 30.06.2016 г. (далее - Документация), в составе заявки необходимо наличие сертификатов, паспортов качества или свидетельств для производства, поставки товаров и оказания услуг, являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Изучив заявку ООО "Центр смазок" от 15.07.2016 года исх. N 2016/07-15/04, Комиссия Тульского УФАС России установила, что в составе указанной заявки, документы, которые подтверждают соответствие товара, установленным требованиям и качеству имеют просроченные сроки действия: "сертификат соответствия на продукцию - масло моторное минеральное марки MOBIL DELVAC MX 15W-40, срок действия до 27.08.2010 года", "сертификат соответствия на продукцию - масла моторные торговой марки "Mobil", срок действия до 02.08.2013 года", "декларация соответствия ООО "Юнайтед Дистрибьюшн" действительна до 12.11.2015 года", "декларация соответствия ООО "Шелл Нефть" действительна до 21.11.2015 года".
Рассмотрев представленный в составе документов протокол закупки товаров, работ, услуг Аукцион в электронной форме от 21.07.2016 года N 31603842711-01 Комиссией Тульского УФАС России установлено, что в указанном протоколе содержится единогласное решение Закупочной комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в аукционе (извещение N 31603842711) о том, что заявке ООО "Центр смазок" отказано в допуске к итоговому мероприятию (предоставленная документация не соответствует требованиям пункту 23.6 "Информационной карты").
В соответствии с пунктом 3.9.8 Документации непредоставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товаре, работах, услугах, на поставку которых размещается заказ, является риском участника закупки, подавшего такую заявку, и является основанием для не допуска к участию в аукционе
Таким образом, Комиссия Тульского УФАС России пришла к выводу, что Закупочная комиссия в соответствии с требованиями Документации и части 6 статьи 3 Закона о закупках правомерно отказала в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711) участнику ООО "Центр смазок".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Согласно части 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления о поступлении жалобы и до рассмотрения жалобы по существу торги приостанавливаются, в этот период организатор торгов не вправе заключать договор. Причем договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.
Вместе с тем, в пункте 8.2. Положения указано: "Договор с победителем (победителями) либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 дней со дня подписания итогового протокола, если иной срок не предусмотрен извещением о проведении закупки".
Согласно пункту 3.13.2 Документации указано: "Договор может быть заключен в течение 10 дней со дня размещения на сайте протокола подведения итогов электронного аукциона".
В извещении о проведении аукциона в электронной форме (закупка N 31603842711) указан срок подписания договора - не позднее 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик нарушил требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, путем исключения или сокращения срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока, что приводит к снижению эффективности защиты гражданских прав участников и иных лиц в административном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 23.6 "Информационной карты" Документации в составе заявки необходимо наличие сертификатов, паспортов качества или свидетельств для производства, поставки товаров и оказания услуг, являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 года N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в постановление Правительство Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. Так, пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, изложен в следующей редакции: "Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона".
Учитывая изложенное, возможность получить сертификаты соответствия на товар возникает непосредственно при покупке такого товара. Таким образом, установление требования о представлении сертификата соответствия на товары в заявке ведет к необоснованному затруднению принять участие в закупке, и как следствие, ограничению конкуренции.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы не привели объективные доводы в обоснование установления требования о наличии сертификатов на товары.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В тоже время, по результатам рассмотрения заявок в допуске отказано всем 2 претендентам. Аукцион признан несостоявшимся, правовые основания для заключения договора по результатам закупки у Заказчика отсутствуют.
С учетом вышеизложенного Комиссия Тульского УФАС России не усматривает необходимости выдать предписание об устранении указанного нарушения Закона.
На основании изложенного, руководствуясь частями 4, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тульского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Центр смазок" от 26.07.2016 г. исх. N 2016/07-26.03 (вх. N 3505 от 04.08.2016 г.) на действия Заказчика - МКП "Тулгорэлектротранс", Закупочной Комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711) необоснованной.
Признать в действиях заказчика - МКП "Тулгорэлектротранс" нарушение требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отсутствии в Положении установленного срока, до истечения которого договор не может быть заключен.
Выдать заказчику - МКП "Тулгорэлектротранс" предписание об устранении выявленного нарушения требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции путем внесения изменения в Положение о закупках товаров, работ, и услуг МКП "Тулгорэлектротранс", утвержденное и.о. директора и согласованное председателем комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы 19.05.2015 года.
Признать в действиях заказчика - МКП "Тулгорэлектротранс" нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в ограничении принятия участия в закупке участников.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 5/25-2016
15 августа 2016 года г.Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия), на основании решения от 15.08.2016 года по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Центр смазок" от 26.07.2016 г. исх. N 2016/07-26.03 (вх. N 3505 от 04.08.2016 г.) на действия Заказчика - Муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" (далее - МКП "Тулгорэлектротранс"), Закупочной Комиссии МКП "Тулгорэлектротранс" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомасел, смазок и технических жидкостей для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств МКП "Тулгорэлектротранс" (извещение N 31603842711), на основании части 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), предписывает:
Организатору торгов (Заказчику) - МКП "Тулгорэлектротранс" устранить нарушение требований части 4 статьи 18.1 Закона путем внесения изменений в пункт 8.2 Положения о закупке товаров, работ и услуг МКП "Тулгорэлектротранс", утвержденное и.о. директора Симаковичем В.Т. и согласованное председателем комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы Силаевой Т.С. 19.05.2015 года, в части установления срока, до истечении которого договор не может быть заключен, а именно, не менее установленного частью 4 статьи 18.1 Закона.
Срок исполнения пункта 1 предписания - не позднее 15 сентября 2016 года.
Организатору торгов (Заказчику) - МКП "Тулгорэлектротранс" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пункта 1 предписания в срок не позднее 17 сентября 2016 года (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение).
В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1-2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 августа 2016 г. N 5/25-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016