Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 1 августа 2016 г.
Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе А.А. Туров - заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дела по факту размещения рекламных плакатов в мае 2016 г. в лифтах многоквартирного жилого дома по адресу:. г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, д.11, установил:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физического (вх. N 4884, N 4885 от 31.05.2016 г.) по факту распространения в городе Новосибирске (в лифтах жилых домов) рекламы квеста "iLocked" следующего содержания: "iLocked я хочу сыграть с тобой в игру, правила очень просты, выживи или умри (383) 299-00-59, Вокзальная магистраль, 11, www.ilocked.ru", с изображением белой маски с красными глазами.
Данное рекламное изображение, согласно заявлению, вызывает страх и ужас у детей. Из-за боязни дети отказываются ездить в лифте
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона "О рекламе". Объектом рекламирования выступает услуга по организации ролевой игры - квеста "iLocked".
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе,
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч.10.2 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их -здоровью и развитию" в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Согласно п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЭ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Использованный при этом союз "в том числе" сообщает о том, что возможны и другие формы представления данной информации.
К "информации устрашающего характера" относится информация, способная вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающая им ужас, включая устрашающее описание или изображение потусторонних сил, вымышленных существ и т.д.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Изображенная на рекламе маска является персонажем, заимствованным из художественного фильма "Пила" (серия фильмов, связанных общей тематикой). Данный фильм относится к жанру фильма ужасов (ужасы, триллер, криминал, детектив) и имеет возрастной рейтинг "18+" ('http://www.kinoDoisk.ru/film/64187/, http://www.kinopoisk.ru/film/86206/ ).
На сайте компании "iLocked" ('http://nsk.ilocked.ru/), на странице, посвященной квесту "Пила", стоит ограничение доступа для лиц, не достигших возраста 18 лет. Следовательно, данная игра не предназначена для несовершеннолетних.
Поскольку рассматриваемая реклама размещается в лифтах жилых домов, она доступна для обозрения неопределенного круга лиц, всех жителей данных домов, в том числе и детей. О негативных последствиях восприятия детьми данной информации свидетельствую обстоятельства, изложенные в заявлениях, а именно, что из- за боязни данной рекламы дети отказываются ездить в лифте, изображение на данной рекламе вызывает у детей негативные эмоции, страх и способно вызывать нервные расстройства.
Таким образом, учитывая обстоятельства, указанные в заявлениях, в рассматриваемой рекламе имеется нарушение ч.10.2 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за, нарушение ч.10.2 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Рекламораспространитель, согласно ст.3 Федерального закона "О рекламе" - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Согласно контактным данных, размещенных на рекламном плакате, организацией, разместившей рассматриваемый рекламный плакат (рекламораспространителем) является ООО ПЦ "ПРОдвижение-Новосибирск". Таким образом, в действиях рекламораспространителя рассматриваемой рекламы ООО "Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск" (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, д.116 корп. 1 офис 99) содержатся признаки нарушения ч.10.2 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, ч.2 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.20, п.21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе", определил:
Возбудить производство по делу N 103/16 по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе".
Признать лицом, участвующим в деле:
заявитель: физическое лицо <_>
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск" (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, д.116 корп. 1 офис 99).
Назначить дело N 103/16 к рассмотрению на "07" сентября 2016 г. в 15:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.
ООО ПЦ "ПРОдвижение-Новосибирск" (ИНН 5402515841, юридический адрес: 630111, г Новосибирск, ул. Кропоткина, д.116 корп. 1 офис 99) до "05" сентября 2016 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
- учредительные документы (устав организации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающий полномочия руководителя);
- информацию о согласовании макета размещенной рекламы;
- документы, являющиеся основанием размещения и производства вышеуказанной рекламы (договоры, счета, платежные документы, акты сдачи-приемки выполненных работ и т.д.);
- договоры на распространение указанной рекламы, заключенные с ТСЖ, Управляющими компаниями;
- отзыв на данное определение.
В соответствии с ч.6 ст.19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Явка представителей лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.
В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.
В соответствии с ч. 25 главы IV "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 1 августа 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016