Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 15 июля 2016 г. N 76-ФАС22-Р/06-16
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 76-ФАС22-Р/06-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, рекламы финансовых услуг ООО "Ломбард- Салмаз", в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламодатель ООО "Ломбард-Салмаз" в лице директора ООО "Ломбард- Салмаз" Ш<_>
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространитель ООО ГК "Оранжевый СЛОН" в лице представителя по доверенности Б<_> установила:
02.06.2016 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю выявлен факт размещения в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, рекламы следующего содержания: "Ломбард "Салмаз" с 8.00 до 22.00 С НАМИ ВЫГОДНО: -процентная ставка от 0,2% в день, - Частичное гашение займа, - при досрочном гашении займа пересчет % ул. Крупская, 143, ул. Северо-Западная, 56, <_>", в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В заседании Комиссии представитель ООО "Ломбард-Салмаз" директор Ш<_> пояснила, что при изготовлении рассматриваемой рекламы в наименовании организации не учли то, что ООО является частью наименования. Что касается существенных условий, то информация в рассматриваемой рекламе содержится полная. Максимальную процентную ставку общество указать не может, так как Центробанк ее постоянно меняет. Рекламу изготавливало рекламное агентство.
В заседании Комиссии представитель по доверенности ООО ГК "Оранжевый СЛОН" Б<_> пояснила, что ООО ГК "Оранжевый слон" только распространяет рекламу. Изготовлением рекламы занимаются дизайнеры строго по макету заказчика и ООО ГК "Оранжевый СЛОН" выступает только посредником.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей ООО "Ломбард-Салмаз" и ООО ГК "Оранжевый СЛОН", дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации, оказывающей финансовые услуги (ООО "Ломбард- Салмаз") и к рекламе финансовых услуг следующего содержания: займы от 0.2% в день, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых услуг и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона "О ломбардах", ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полное наименование юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард-Салмаз", сокращенное наименование общества - ООО "Ломбард-Салмаз" (ОГРН 1042201931441). Таким образом, организационно-правовая форма является частью наименования юридического лица.
В рассматриваемой рекламной информации отсутствует организационно-правовая форма общества, следовательно, наименование юридического лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов указано не полностью, что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая рекламная информация содержит условия: "_процентная ставка от 0,2% в день, - Частичное гашение займа, - при досрочном гашении займа пересчет % _".
ООО "Ломбард-Салмаз" представлена копия общих условий потребительского займа, утвержденных приказом N5 от 31.05.2015 г.
В соответствии с общими условиями потребительского займа, установлено, что:
- обязательным условием предоставления займа является предоставление заемщиком обеспечения путем передачи в залог Ломбарду имущества: ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д.(п.2.2.);
- краткосрочный займ под залог ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д предоставляется на срок не более одного года (п.3);
- сумма займа, который может быть представлен заемщику под залог. Определяется Ломбардом в зависимости от вида и качества закладываемых изделий, от срока пользования займом, от того. выполнял ли заемщик свои обязательства по предыдущим договорам с Ломбардом, и от ожидаемой цены и и сроков реализации вещи в случае ее невостребования (п.4);
- срок пользования займом устанавливается - минимальный срок 3 дня и максимальный срок 30 дней (п.5);
- значение полной стоимости предоставляемого займа (ПСК) по предоставляемому Ломбардом виду не должно превышать среднерыночных значений устанавливаемых Центробанком РФ не более чем на 1/3 займа. В зависимости от установленного значения на день заключения договора потребительского займа будет действовать процентная ставка, которая будет отражена в залоговом билете. ПСК- от 61,759%годовых, процентная ставка от 0,2% в день.
В рекламе финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз" отсутствует часть существенной информации об условиях выдачи займов под залог имущества, о сумме и сроках предоставления займов, а именно то, что сумма займа устанавливается в зависимости от имущества, передаваемого в залог; краткосрочный заем под залог ювелирных и/или иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, сотовых телефонов и.т.д предоставляется на срок не более одного года; срок пользования займом устанавливается от 3х до 30 дней и.т.д. Возможность перерасчета % при досрочном погашении займа, указанная в рассматриваемой рекламной информации, в условиях представленных ООО "Ломбард-Салмаз", не установлена.
Таким образом, отсутствие сведений о всех условиях выдачи займов при указании в рекламе одного условия может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании изложенного, реклама финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", распространенная в подъезде жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, содержит нарушение ч.1 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно Договору на осуществление рекламных услуг N699 от 13.09.2012 г., рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО "Ломбард-Салмаз", рекламораспространителем является ООО ГК "Оранжевый Слон".
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "Ломбард-Салмаз" ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" и ООО ГК "Оранжевый СЛОН" ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы финансовых услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", распространенную по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, ненадлежащей.
2. Признать ООО "Ломбард-Салмаз" нарушившим требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать ООО ГК "Оранжевый СЛОН" нарушившим требования ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
4. Выдать ООО "Ломбард-Салмаз" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Выдать ООО ГК "Оранжевый Слон" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 91
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
14 июля 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 14 июля 2016 г. по делу N 76-ФАС22-Р/06-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", распространенной по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Ломбард-Салмаз" в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение в г. Барнауле рекламы финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", по которой вынесено решение, поскольку при ее размещении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Ломбард-Салмаз" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 августа 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 92
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
14 июля 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 14 июля 2016 г. по делу N 76-ФАС22-Р/06-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", распространенной по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО ГК "Оранжевый СЛОН" в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение в г. Барнауле рекламы финансовых услуг ООО "Ломбард-Салмаз", по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушено требование ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО ГК "Оранжевый СЛОН" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 августа 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 июля 2016 г. N 76-ФАС22-Р/06-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016