Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 5 июля 2016 г. N 02-35/2016-011
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
рассмотрев дело N 02-35/2016-011, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствие заявителя: <_>
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Тугариновой Е.Н. (ИНН 370252265625),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП Фролова А.А. (ИНН 370257679958), установила:
В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г.Иваново по фактам распространения рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
При рассмотрении заявления установлено, что в журнале "Свадебный переполох. Иваново" от 02.11.2015 на стр.87 опубликована реклама следующего содержания: "Парикмахерская "Семейная" <_> депиляция", содержащая признаки нарушения ч.7 ст.24 Закона о рекламе.
Согласно ч.7 ст.24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается: заявлением, журналом "Свадебный переполох" от 02.11.2015.
Ивановским УФАС России по данному факту 09.06.2016 возбуждено дело N 02-35/2016-011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к оказываемой медицинской услуге (депиляции);
- призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, способствует его продвижению на рынке.
Понятие "медицинская услуга" содержится в п.4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N1664н, проведение депиляции является медицинской услугой (A14.01.012).
Таким образом, рассматриваемая реклама должна была сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению рекламируемой медицинской услуги, необходимости получения консультации специалистов. Однако требование ч.7 ст.24 Закона о рекламе не было исполнено.
За нарушение требований ч.7 ст. 24 Закона о рекламе согласно ч. 6 и ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ NТУ37-00074 от 24.08.2009 учредителем журнала "Свадебный переполох. Иваново" является Тугаринова Е.Н.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама распространялась в рамках осуществления предпринимательской деятельности ИП Тугариновой Е.Н., что подтверждается письменными пояснениями (вх. N995 от 29.03.2016) и данными о видах экономической деятельности индивидуального предпринимателя согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей (издание газет и рекламная деятельность).
Также в письменных пояснениях ИП Тугариновой Е.Н. (вх. N995 от 29.03.2016, вх. N1003 от 29.03.2016) указано, что реклама парикмахерской "Семейная" была размещена в указанном номере журнала после заключения договора с рекламодателем. Однако документарно данная информация не подтверждена, доказательств согласования макета рекламы с рекламодетелем в материалы дела также не представлены.
Руководитель парикмахерской "Семейная" ИП Фролов А.А. в письменных пояснениях (вх. N1345 от 19.04.2016, вх. N2172 от 05.07.2016) сообщил, что услуга по депиляции фактически оказывалась непродолжительное время, перечень услуг в рассматриваемой рекламе ИП Тугаринова Е.Н. определила самостоятельно, макет рекламы с ним перед опубликованием не согласовывался, договор на распространение не заключался.
На рассмотрение дела ИП Тугаринова Е.Н не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. N2165 от 04.07.2016). При этом в материалы дела не представлена информация о размещении рассматриваемой рекламы где-либо, кроме журнала "Свадебный переполох. Иваново".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, содержащую следующий текст: "Парикмахерская "Семейная" <_> депиляция", опубликованную в журнале "Свадебный переполох. Иваново" от 02.11.2015 на стр.87, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Тугариновой Е.Н. предписание о прекращении нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
06 июля 2016 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия): <_>
на основании своего решения от 06 июля 2016 года по делу N 02-35/2016-011 о признании ненадлежащей рекламы, опубликованной в журнале "Свадебный переполох. Иваново", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Тугариновой Е.<_> Н.<_> (ИНН 370252265625) устранить выявленные нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего в срок до 22 июля 2016 года прекратить распространение в журнале "Свадебный переполох. Иваново" ненадлежащей рекламы, содержащей следующий текст: "Парикмахерская "Семейная" <_> депиляция".
2. ИП Тугариновой Е.Н. представить в Ивановское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 16 августа 2016 года.
Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подписи членов комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 июля 2016 г. N 02-35/2016-011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016