Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 27 апреля 2016 г. N 95-ФАС22-0В/12-15
Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2016 г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 27.04.2016
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<>
рассмотрев дело N 95-ФАС22-ОВ/12-15 по признакам нарушения управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в отказе ООО "ТрансЭнерго" в открытии дел об установлении тарифов на 2015 год, установила:
В ходе рассмотрения управлением ФАС по Алтайскому краю заявления ООО "ТрансЭнерго" (вх. N 154956 от 29.04.2015 г.) на действия управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по факту отказа в открытии дел об установлении тарифов на 2015 год по передаче электрической энергии установлено, что ООО "ТрансЭнерго" с февраля 2015 неоднократно обращалось в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об открытии дела на установление тарифов (цен) на передачу электроэнергии и получало отказы (исх. N 30-01/ИП/394 от 17.02.2015, исх. N 30-01/П/682 от 24.03.2015, исх. N 30-01/П/946 от 20.04.2015).
По данному факту УФАС по Алтайскому краю на основании приказа N 323 от 08.12.2015 в отношении нарушения управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 95-ФАС22-ОВ/12-15.
Определением от 29.12.2015 N 5306/9 дело N 95-ФАС22-ОВ/12-15 было отложено в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов по ходатайству вх. N 1515823 от 24.12.2015.
Определением от 05.02.2016 N 452/9 рассмотрение дела N 95-ФАС22-ОВ/12-15 приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по делу А03-13511/15.
На заседании комиссии представитель заявителя обстоятельства, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов пояснил, что в соответствии с решением арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2015 N А03-13511/2015 ООО "ТрансЭнерго" открыто тарифное дело N 0712/01/2015 от 30.11.2015 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2015 год.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 09.12.2015 N 662 "О внесении изменений в решение управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2014 N 679" установлены тарифы на передачу электрической энергии (мощности) для ООО "ТрансЭнерго" на 2015 год.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
ООО "ТрансЭнерго" с февраля 2015 неоднократно обращалось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об открытии дела на установление тарифов (цен) на передачу электроэнергии и получало отказы (исх. N 30-01/ИП/394 от 17.02.2015, исх. N 30-01/П/682 от 24.03.2015, исх. N 30-01/П/946 от 20.04.2015).
Основанием для отказа послужило следующее.
Пунктом 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 184 от 28.02.2015 территориальными сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.
ООО "ТрансЭнерго" отказано в открытии дела на установление тарифа на передачу электрической энергии на основании не соответствия организации п. 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно ответу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов вх. N 155973 от 25.05.2015 ООО "ТрансЭнерго" заключило соглашение от 01.03.2015 о замене стороны в договоре от 14.12.2009 N 4632 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно условиям которого, ООО "ТрансЭнерго" принимает на себя в полном объеме права и обязанности исполнителя по договору от 14.09.2009 N 4632, в том числе обязуется осуществлять передачу электрической энергии по уровню напряжения СН2. Также, обществом представлены таблицы в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2. Таблица П1.30 "Отпуск (передача) электрической энергии территориальным сетевым организациям" на 2015 год предусматривает оказание услуг по передаче электрической энергии на уровнях напряжения СН2 и НН. При этом в представленных материалах не представлена информация о подключенных потребителях на сетях СН2 и НН. Таким образом, управлением сделан вывод о несоответствии ООО "ТрансЭнерго" критериям, поскольку данная организация осуществляет передачу электрической энергии по одному уровню напряжения.
Однако заявителем (ООО "ТрансЭнерго") при обращении в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов представлены доказательства планируемой деятельности по передаче электрической энергии по уровню напряжения не только СН2, но и НН, в том числе договор аренды линий электропередач от 19.03.2015 на кабельную линию 0,4 кВ КЛ ТП-19, являющийся основанием владения данного объекта.
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов считает, что наличие линии электропередачи (0,4 кВ КЛ ТП-19 - уровень напряжения НН) не является основанием для соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, поскольку факт наличия объекта электросетевого хозяйства не является доказательством, того что оно будет использоваться для осуществления регулируемой деятельности.
29.04.2015 ООО "ТрансЭнерго" снова обратилось в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением на установление тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии. К заявлению приложено дополнительное соглашение от 20.04.2015 N 1 к договору энергоснабжения от 01.12.2011 N 5519, заключенное между ООО "Шахматный клуб "Строитель" и ОАО "Алтайэнергосбыт" согласно которому ОАО "Алтайэнергосбыт" осуществляет поставку электрической энергии по уровню напряжения НН по двум точкам поставки на границе сетей ООО "УМ-4". Таким образом, вышеуказанным дополнительным соглашением определена граница раздела балансовой принадлежности на сетях ООО "УМ-4", которое по состоянию на 20.04.2015 не владело объектами электросетевого хозяйства.
Письмом от 13.05.2015 N 30-01/П/1424 управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов оказало ООО "ТрансЭнерго" в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии в связи с несоответствием организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2015 N А03-13511/2015 признаны недействительными решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об отказе в открытии дел об установлении тарифов на 2015 год, оформленными от 20.04.2015 N 30-01/П/946 и от 13.05.2015 N 30-01/П/1424. В соответствии с указанным решением управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обязано устранить допущенные нарушения путем открытия в течение десяти дней с даты вступления в силу решения суда дела об установлении тарифа для ООО "ТрансЭнерго" на передачу электрической энергии на 2015 год в соответствии и на основании заявления от 29.04.2015 N 35.
ООО "ТрансЭнерго" открыто тарифное дело N 0712/01/2015 от 30.11.2015 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2015 год.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 09.12.2015 N 662 "О внесении изменений в решение управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2014 N 679" установлены тарифы на передачу электрической энергии (мощности) для ООО "ТрансЭнерго" на 2015 год.
Частью 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6, и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям ФАС России (исх. N ИА/74666/15 от 24.12.2015) о применении "четвертого антимонопольного пакета", при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным до вступления в силу Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон N 275-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязательность выдачи предупреждения, и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения, принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанных пунктов (статей) Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
При решении вопроса о необходимости выдачи предупреждения необходимо иметь в виду, что предупреждение не может быть выдано, если действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, на момент принятия решения о выдаче предупреждения прекращены.
Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Таким образом, при условии невозможности или нецелесообразности выдачи предупреждения дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 3 и 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 95-ФАС22-ОВ/12-15 в отношении управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 апреля 2016 г. N 95-ФАС22-0В/12-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.8.2016