Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 23 августа 2016 г. N ЭА-1171/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом Спец Авто" (далее - Заявитель) на действия департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Приобретение школьного автобуса для перевозки детей" (извещение N 0318200063916001503) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации электронного аукциона. Техническое задание, сформированное Заказчиком, указывает на одну модель школьного автобуса одного производителя и исключает возможность поставки аналогичных товаров других производителей, тем самым ограничивая количество участников закупки.
Уполномоченным органом в качестве организатора совместного аукциона представлены письменные пояснения по существу жалобы. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом в качестве организатора совместного аукциона - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Приобретение школьного автобуса для перевозки детей" (извещение N 0318200063916001503). Заказчик - ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 322 250,00 руб.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки", где Заказчиком установлено: "_ если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика_".
Документация электронного аукциона содержит Приложение 4 к Извещению "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Так по позиции "Школьный автобус для перевозки детей" Заказчику требуется "Количество пассажирский мест для сидения - не менее 19 не более 28".
Из пояснений уполномоченного органа следует, что при формировании объекта закупки Заказчики руководствовались государственным стандартом, РФ ГОСТ Р 51160-9, который распространяет свое действие на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает общие требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. В данном стандарте используется ряд стандартов, в том числе ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместительности в отношении обей вместительности", ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N52) "Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместительности категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции".
Довод Заявителя о том, что установленные заказчиками в Разделе 2 показатели "Класс исполнения - I или II" исключает возможность поставки товаров с "Классом исполнения - А или В" несостоятелен. Применение к транспортным средствам "Класс исполнения - А или В", регламентирован ГОСТ Р 41.52-2005. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ 51160-98, автобусы по ГОСТ Р 41.52-2005 должны иметь одну дверь, а автобусы по ГОСТ Р 41.36-2004 не менее двух служебных дверей, предназначенных для входа и выхода. Одним из показателей Раздела 2 Заказчиком установлено требование о количестве двух дверей. Следовательно ГОСТ Р 41.52-2005 не может быть применен при описании закупаемого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов, являющихся не только официальными дистрибьюторами, но и производителями. Отсутствие у претендента необходимой заказчику продукции (в т.ч. возможность ее бронирования у официальных представителей) на определенный момент времени не является основанием для констатации факта ограничения конкуренции.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару является для него или некоторых участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать жалобу ООО "Торговый Дом Спец Авто" необоснованной.
Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063916001503).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 августа 2016 г. N ЭА-1171/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016