Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 18 августа 2016 г. N 03-02/24-2016
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев дело N 03-02/24-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью Автошкола "Престиж" (ОГРН 1091001003752, ИНН/КПП 1001220346/100101001, юридический адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, дом 11, офис. 40, далее - ООО Автошкола "Престиж") по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет по адресу: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице "О нас"/Самодостаточность" и по адресу: http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице "Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы "Престиж" рекламы следующего содержания: "Поэтому для наших учеников мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки" и в разделе "Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции: " "1. Приобретено около десяти новых автомобилей" соответственно, в присутствии директора ООО Автошкола "Престиж" Беляевой Жанны Николаевны и гражданина РФ <_> в отсутствие и заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Карельское УФАС России поступило заявление <_>
от 11.04.2016 (вх. от 11.04.2016 N1607) о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО Автошкола "Престиж" при распространении в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице "О нас"/Самодостаточность", http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице "Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы "Престиж" рекламы следующего содержания: "Поэтому для наших учеников мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки" и в разделе "Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции: "1. Приобретено около десяти новых автомобилей" соответственно.
По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе в силу следующего:
1) Информация о том, что ООО Автошкола "Престиж" имеет "30 машин, различных категорий_", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", Большинство из них - иномарки" - недостоверна, в силу того, что по имеющимся у заявителя сведениям большинство эксплуатируемых транспортных средств принадлежат другим лицам и не находятся в собственности ООО Автошкола "Престиж".
2) Утверждение о том, что в 2015 году ООО Автошкола "Престиж" "Приобретено около десяти новых автомобилей" также недостоверно, в силу того, что ООО Автошкола "Престиж в 2015 году не приобретало автомобили.
Заявитель полагает, что указанные утверждения вводят потребителя в заблуждение, пользуясь его неосведомленностью, пытаясь показать мнимые преимущества ООО Автошкола "Престиж" перед другими участниками конкурентного рынка.
По результатам рассмотрения заявления определением от 08.06.2016 "О возбуждении дела N 03-02/24-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 час. 00 мин. 23.06.2016.
Рассмотрение дела состоялось в 15 часов 00 минут 23.06.2016 в присутствии директора ООО Автошкола "Престиж" Беляевой Ж.Н.
На заседании Комиссии Беляева Ж.Н. дала пояснения, аналогичные изложенным в письме от 23.06.2016 N251, дополнительно пояснила, что информация в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html и http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html, размещалась <_> (паспорт серия <_> выдан 09.06.2014 Отделом УФМС России по Республике Карелия в г. Петрозаводске, адрес регистрации: <_>) по договору подряда от 01.03.2016 Nб/н.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения законного представителя ООО Автошкола "Престиж", комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов и пояснений от <_>
Определением от 24.06.2016 "Об отложении рассмотрения дела N 03-02/24-2016" рассмотрение дела было отложено до 15 часов 00 минут 10.08.2016.
В связи со служебной необходимостью, заседание комиссии по рассмотрению дела N 03-02/24-2016 перенесено с 10.08.2016 на 17.08.2016 в 15 часов 00 минут, о чем телефонограммой от 10.08.2016 уведомлено ООО Автошкола "Престиж", а также <_>
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.
Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно, получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.
Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории Российской Федерации", следует полагать, что для целей применения ФЗ
"О рекламе" к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах.SU,.RU и.РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.
Из документов, имеющихся в материалах дела следует, что по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице "О нас"/Самодостаточность", http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице "Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы "Престиж" в сети интернет размещена информация следующего содержания: "Поэтому для наших учеников мы приготовили 10 классов по всему городу, программы обучения по 11 категориям транспортных средств, 30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки"; в разделе "Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции: " "1. Приобретено около десяти новых автомобилей".
Рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - услуги по обучению водителей автотранспортных средств, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО Автошкола "Престиж" и продвижению оказываемых обществом услуг на рынке.
ООО Автошкола "Престиж" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску за основным государственным регистрационном номером 1091001003752 и оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по профессиональной подготовке водителей транспортных средств на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Карелия, от 04.02.2015, серия 10Л01 N0006951, регистрационный N 2388.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.04.2016 основным видом деятельности ООО Автошкола "Престиж" является "образование для взрослых и прочие виды образования (80.4)".
Согласно информации, представленной ПАО "Ростелеком" письмом от 31.05.2016 N0704/05/2518-16, доменный ресурс http://prestizh.onego.ru (IP 212.109.2.41) выделен ООО Автошкола "Престиж" (номер договора 210000017720, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, дом 11, кв. 40).
Кроме того, на главной странице сайта http://prestizh.onego.ru обозначено наименование организации "Автошкола Престиж" г. Петрозаводск, без указания на организационно-правовую форму, что также подтверждает факт принадлежности данного сайта к ООО Автошкола "Престиж".
Частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
По запросу Карельского УФАС России, ООО Автошкола "Престиж" не предоставило доказательств достоверности следующих утверждений: "30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки", а так же доказательства приобретения в 2015 году "_около десяти новых автомобилей".
При этом в письме от 05.05.2016 (вх. от 05.05.2016 N2089) ООО Автошкола "Престиж" (далее - Заказчик) в ответ на запрос от 14.04.2016 N03-01/42/1372 сообщило, что за содержимое (наполнение) сайта http://prestizh.onego.ru/ ответственность несет Петров Виктор Николаевич (далее - Подрядчик), согласно договору подряда от 01.03.2016 Nб/н.
В силу подпунктов "а", "в" пункта 1.1 указанного договора Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика наполнение сайта prestizh.onego.ru контентом (текст) и сдать результаты работы Заказчику в течение срока действия настоящего договора. В соответствии с пунктом 4.1. договора Заказчик обязан принять выполненную работу (ее результат) в присутствии Подрядчика по акту выполненных работ, а при обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом Подрядчику.
Таким образом, из указанного следует, что ООО Автошкола "Престиж" осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.
При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу, что указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, размещенные на официальном сайте Автошкола "Престиж", а именно: "_30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки" и "Приобретено около десяти новых автомобилей", что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований части 2-8 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Исходя из пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ООО Автошкола "Престиж" является рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше рекламы, рекламопроизводителем - лицом, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму является гражданин РФ Петров В.Н.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:
1. Признать недостоверной рекламу, распространенную в сети Интернет по адресам: http://prestizh.onego.ru/why-choose-us/samodostatochnost.html на странице "О нас"/Самодостаточность", http://prestizh.onego.ru/nashi-novosti/711-2015-12-28-13-21-30/html на странице "Новости автошколы/Отчетная конференция автошколы "Престиж" следующего содержания: ".30 машин, различных категорий и 20 инструкторов", "Машины принадлежат организации, а не инструкторам", "Средний "возраст" машин в нашей автошколе - 4 года. Большинство из них - иномарки" и в разделе "Вот далеко не полный список итогов года, о которых шла речь на конференции: " "1. Приобретено около десяти новых автомобилей" соответственно, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО Автошкола "Престиж" предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 августа 2016 г. N 03-02/24-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016