Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>,
рассмотрев жалобу ОАО "ТрансМашГрупп" от 09.08.2016 N09/08-16 (вх. 120007/16 от 12.03.2016) на действия (бездействия) заказчика ГУП города Москвы "Мосгортранс" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку 300 трёхсекционных трамваев с обязательством по оказанию услуг сервисного обслуживания и ремонта (извещение N 31603958118), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ОАО "ТрансМашГрупп" (далее - Заявитель) от 09.08.2016 N09/08-16 (вх. 120007/16 от 12.03.2016) на действия (бездействия) заказчика ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее -Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку 300 трёхсекционных трамваев с обязательством по оказанию услуг сервисного обслуживания и ремонта (извещение N 31603958118). (далее - Конкурса, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) ГУП "Мосгортранс", утвержденным генеральным директором ГУП "Мосгортранс" 14.08.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
03.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупке, а именно Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования об отсутствии у участника судебных споров по ненадлежащему исполнению договоров на поставку транспортных средств и /или оказанию услуг по сервисному обслуживанию и ремонту транспортных средств, где участник является ответчиком и иски по которым удовлетворены полностью или частично, за последние 5 лет; опыта поставки электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 7,5 млрд.руб.; опыта оказания услуг сервисного обслуживания и ремонта электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 5 млрд руб.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Пунктом 8.9 "Информационной карты" Документации установлены требования к участникам Конкурса, а именно:
"- Отсутствие у участника закупки судебных споров по ненадлежащему исполнению договоров на поставку транспортных средств (определение "транспортное средство" для настоящего конкурса приведено в пп.13,14 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где участник закупки являлся ответчиком, и иски по которым удовлетворены полностью или частично, за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
- наличие опыта поставки электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 7,5 млрд.руб.
- наличие опыта оказания услуг сервисного обслуживания и ремонта электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 5 млрд руб".
На заседание Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств подтверждающих, что установление Заказчиком требования о наличии опыта поставки электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 7,5 млрд.руб. и опыта оказания услуг сервисного обслуживания и ремонта электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в размере не менее 5 млрд руб ограничивает количество участников Конкурса.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки судебных споров по ненадлежащему исполнению договоров на поставку транспортных средств не влияет на исполнение обязательств по договору и не является подтверждением квалификации участника.
Также пунктом 8.10 "Информационной карты" Документации установлены требования к товарам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе "наличие у участника соответствующим образом оформленного сертификата "Сертификат соответствия" на модель трамвайного вагона, предлагаемого к поставке (Сертификат должен быть оформлен в соответствии с Постановление Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11 "Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р" (с изменениями и дополнениями)".
Вместе с тем, представление участником в составе заявки вышеуказанного сертификата ограничивает возможность внесения участником конструктивных изменений в предлагаемый к поставке товар с целью его изменения для привлечения в соответствии с требованиями Документации.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к участникам Конкурса в качестве обязательных противоречит пункту 1,3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ОАО "ТрансМашГрупп" от 09.08.2016 N09/08-16 (вх. 120007/16 от 12.03.2016) на действия (бездействия) заказчика ГУП города Москвы "Мосгортранс" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку 300 трёхсекционных трамваев с обязательством по оказанию услуг сервисного обслуживания и ремонта (извещение N 31603958118) обоснованной в части неправомерно установленного требования об отсутствие у участника судебных споров по ненадлежащему исполнению договоров на поставку транспортных средств и /или оказанию услуг по сервисному обслуживанию и ремонту транспортных средств, где участник является ответчиком и иски по которым удовлетворены полностью или частично, за последние 5 лет.
2. Признать ГУП "Мосгортранс" нарушившим части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения в соответствии с принятым решением от 23.08.2016 N 223-ФЗ-454/16
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2016 г. N 17/58573/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016