Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>
при участии представителей:
<>, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" от 02.08.2016 N 001 на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества "Смоленский авиационный завод" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в корпусах N 37 и N 2-10 по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства, 2 этап Открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" г. Смоленск (извещение N 1363000000116000001) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) от 02.08.2016 N 001 (вх. от 11.08.2016 N 119084-ЭП/16 ) на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества "Смоленский авиационный завод" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в корпусах N 37 и N 2-10 по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства, 2 этап Открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" г. Смоленск (извещение N 1363000000116000001) (далее - Аукцион, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
19.07.2016 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Проведение закупки финансируется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период, а именно в соответствии со статьей 80 Бюджетным кодексом Российской Федерации в обмен на дополнительную эмиссию акций Акционерного общества "Смоленский авиационный завод".
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, не установлена ответственность за непредоставлении информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и сообщили, что Аукцион проводился в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно статье 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление) установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Кроме того, согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что данный Аукцион осуществляется для обеспечения федеральных нужд за счет средств бюджетных инвестиций в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе в рамках Федеральной целевой программы "Развитие ОПК РФ на 2011-2020 гг.".
В соответствии с Документацией и Извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 264 400 000 рублей.
Таким образом, довод Заявителя об обязанности Заказчика в соответствии с частью 23 статьей 34 Закона о контрактной системе и Постановлением установить в проекте контракта ответственность за непредоставлении информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 5.13 раздела 5, пункте 7.6.1 раздела 7 Проекта контракта Документации установлено, что "Заказчик имеет право согласовать или отказать Генеральному подрядчику в привлечении к работе какого-либо субподрядчика", "Генеральный подрядчик предоставляет Заказчику для предварительного одобрения список возможных субподрядчиков, поставщиков по любым видам работ, оборудованию, материалам и комплектующим изделиям до подписания договоров с этими субподрядчиками, поставщиками. Согласие или отказ должны быть сообщены Заказчиком Генеральному подрядчику письменно в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения вышеуказанного списка от Генерального подрядчика.
Заказчик имеет право отклонить кандидатуру любого субподрядчика, кроме случаев, когда на рынке существует только одна кандидатура такого субподрядчика, о чем Генеральный подрядчик должен представить Заказчику соответствующее письменное обоснование".
Таким образом, включение вышеуказанных условий в Проект контракта Документации об Аукционе, ограничивает количество участников закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно Инструкции по подготовке заявки на участие в Аукцине (далее - Инструкция): "При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) согласно Таблице "Требования к основным материалам и оборудованию используемых при выполнении работ" необходимо указывать конкретные наименования и значения характеристик без применения слов "типа", "аналог", "эквивалент", "могут" и других слов, не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в заявке. Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
Если в описании характеристик товаров значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаемое фразами "не более" или "не менее", участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, если это не противоречит требованиям нормативной документации на данный товар.
При установлении Заказчиком диапазона возможных значений технических характеристик используемого товара (материала) (с применением знаков "-", "", "", "<", ">", слов "от", "до", "менее/не менее", "более/не более", "ниже/не ниже", "выше/свыше/не выше", "не хуже", "лучше", "уже/не уже", "шире/не шире"), участнику закупки в своей заявке необходимо представить конкретное значение технической характеристики из установленного Заказчиком диапазона, включая пограничные значения таких характеристик, во всех случаях, когда оно достижимо. Исключение: случаи, когда представить конкретное значение характеристики невозможно ввиду её изменчивости (что должно подтверждаться техническими данными производителя, положениями государственных стандартов, технических условий, паспортными характеристиками), а также кроме случаев, когда из физического смысла характеристики следует, что необходимо представить весь установленный диапазон значений (например, характеристики, относящиеся к условиям (методам) испытаний (измерений) значений параметра, либо к условиям применения (эксплуатации) товара; допустимые отклонения значений характеристики предлагаемого товара при невозможности достижения её точной величины)".
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения Инструкции не позволяют однозначно определить порядок указания значений показателей участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" от 02.08.2016 N 001 (вх. от 11.08.2016 N 119084-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества "Смоленский авиационный завод" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в корпусах N 37 и N 2-10 по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства, 2 этап Открытого акционерного общества "Смоленский авиационный завод" г. Смоленск (извещение N 1363000000116000001) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2016 г. N 17/58282/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016