Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 11 августа 2016 г. N 1181
Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
Стрельникова Д.Ю. - заместителя руководителя Московского областного УФАС России.
Членов Комиссии:
Крылова С.В. -начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России;
Судариковой И.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу <_> (далее - Заявитель) от 03.08.2016
N 11881 на действия (бездействие) организатора торгов - Администрации городского округа Королёв Московской области (далее - Организатор торгов) при организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории городского округа Королёв Московской области в присутствии представителя Заявителя <_> и в отсутствии представителя Организатора торгов, участвующих в рассмотрении жалобы уведомленных в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о времени и месте рассмотрения жалобы после объявленного перерыва с 10.08.2016 до 11.08.2016, установила:
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Королёв Московской области от 28.06.2016 N 662-ПА "О проведении открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Королев Московской области" объявлен аукцион на право заключения договора на размещение НТО (далее - Аукцион) на территории городского округа Королев Московской области.
Аукцион проводился в соответствии с Положением о порядке организации и проведения открытых аукционов на право заключения Договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Королев Московской области, утвержденным постановлением Администрации городского округа Королёв Московской области от 22.06.2016 N 634-ПА "Об утверждении положения о порядке организации и проведения открытых аукционов на право заключения Договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Королев Московской области" (далее - Положение; Постановление от 22.06.2016 N 634-ПА).
Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Московским областным УФАС России в установленном порядке в адрес Заявителя и Организатора торгов 08.08.2016 направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с частью 15 статьи 18.1 и частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, организатор торгов обязан представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.
На рассмотрении жалобы по существу 10.08.2016 Организатором торгов документы представлены не в полном объеме. В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения жалобы по существу был объявлен перерыв до 13.00 11.08.2016 для предоставления Организатором торгов недостающих документов.
Представитель Организатора торгов на рассмотрение жалобы после перерыва не явился, документы в Управление не поступили. В связи с изложенным, Комиссия приняла решение о рассмотрении жалобы на основании имеющихся документов и сведений.
Согласно доводам Заявителя:
Организатором торгов был сокращен срок подачи заявок для участие в Аукционе.
Организатор торгов не опубликовал извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) в официальном печатном издании городского округа Королев Московской области (газеты "Спутник", "Калининградская правда").
Требование в Аукционной документации, относительно приложения к заявке на участие в Аукционе выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, противоречит действующему законодательству.
Требование в Аукционной документации, относительно приложения к заявке на участие в Аукционе надлежащим образом заверенной копии паспорта гражданина Российской Федерации, не содержит четких характеристик.
Организатором торгов не было опубликовано Постановление от 22.06.2016 N 634-ПА.
Согласно позиции Организатора торгов.
Аукционной документацией установлен срок подачи заявок на участие в аукционе с 01.07.2016 по 31.07.2016. В соответствии с пунктом 12 Извещения заявки на участие в Аукционе принимались Организатором торгов по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Октябрьская, д. 5, этаж 4, каб. 5, в рабочие дни с понедельника по четверг включительно с 9:30 до 12:30 и с 14:30 до 16:30, в пятницу с 9:30 до 11:30. Также указанным пунктом установлено, что заявка могла быть также направлена Организатору торгов посредством почтовой связи, либо иным способом, обеспечивающим поступление заявки в указанные сроки.
01.08.2016 в Администрацию городского округа Королев Московской области поступила бандероль, которая содержала 36 запечатанных конвертов. В соответствии с пунктом 4.5 Положения заявка, поступившая после истечения срока приема заявок, Организатором торгов не принимается, в связи с чем конверты были возвращены <_>
Также <_> не воспользовалась своим правом, предоставленным пунктом 5.1 Положения о направлении запроса разъяснений на положения Аукционной документации. Заявитель в адрес Организатора торгов запросы не направлял.
Извещение о проведении Аукциона было опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Королев, а также в газете "Спутник" от 30.06.2016, спецвыпуск N 13.
В связи с тем, что заявки на участие в Аукционе подаются в закрытом конверте, информация об участниках для подготовки межведомственного запроса отсутствует.
Согласно требованию Аукционной документации, относительно приложения паспорта гражданина Российской Федерации к заявке для участия в Аукционе, физические лица - граждане Российской Федерации представляют нотариально заверенную копию паспорта.
Постановление от 28.06.2016 N 662-ПА было размещено на официальном сайте Администрации, в разделе нормативно-правовые акты, а также в газете "Спутник", спецвыпуск N 12/2 от 23.06.2016.
На рассмотрении жалобы 10.08.2016 представитель Организатора торгов сообщил, что торги приостановлены, договоры по итогам торгов не заключены.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
Учитывая изложенное, любое лицо до начала проведения торгов должно иметь возможность подать заявку на участие в аукционе, причем минимальный срок для осуществления указанного действия составляет 30 дней, и этот срок может быть ограничен только законом.
В соответствии с пунктами 10, 11 Аукционной документацией прием заявок на участие в Аукционе осуществляется в период с 01.07.2016 по 31.07.2016.
В связи с тем, что 30 и 31 июля 2016 года пришлись на нерабочие дни, Заявитель отправил заявки для участия в Аукционе ценной бандеролью с уведомлением о вручении 30 июля 2016 года через отделение почтовой связи.
В соответствии с пунктом 19 Извещения начало процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Аукционе 01.08.2016 в 10 часов 30 минут.
Согласно почтовому уведомлению N 14107001038315 представленному в рамках рассмотрения жалобы, 01.08.2016 в 10 часов 20 минут ценная бандероль Заявителя с заявками на участие в аукционе (по лотам NN 2, 3, 4, 9, 11, 13, 18, 19, 20, 21, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58) была вручена сотруднику управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Администрации городского округа Королев Московской области, однако Заявитель получил отказ надлежащей регистрации заявок для участия в аукционе, по причине нарушения процессуальных сроков подачи заявок.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с тем, что окончание срока приема заявок пришлось на не рабочий (выходной) день и Организатором торгов не обеспечена возможность подачи заявки в следующий за ним рабочий день в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически последним днем срока подачи заявок является 29.08.2016. Учитывая изложенное, срок подачи заявок на участие в аукционе фактически составил 28 дней.
Таким образом, срок, установленный Аукционной документацией для подачи заявок (28 дней), не соответствует требованиям части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, и ограничивает круг лиц, которые могут участвовать в Аукционе, что не соответствует требованиям части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод обоснован.
Подпунктом 3.1 пункта 3 Положения предусмотрено, что Извещение и Аукционная документация размещаются на официальном сайте Администрации городского округа Королев Московской области www.korolev.ru.
Извещение размещено Организатором торгов на официальном сайте Администрации городского округа Королев Московской области по адресу в сети "Интерне" - www.korolev.ru, а также в газете "Спутник" спецвыпуск
N 13.
Таким образом, Организатором торгов были предприняты все меры, направленные на привлечение максимального количества потенциальных участников торгов.
Довод не обоснован.
Предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей, установлено подпунктом 2 пункта 4.1 Положения, утвержденного Постановлением от 28.06.2016 N 662-ПА.
Заявителем не представлено документов и сведений, указывающих на нарушение Организатором торгов требования указанного правового акта.
Оценка действий органа местного самоуправления, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции, в том числе выразившихся в издании правовых актов в нарушение норм действующего законодательства, в рамках правил, определенных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции невозможна.
Указанный довод может быть рассмотрен только в порядке, определённом главой 9 Закона о защите конкуренции, о чем разъяснено Заявителю.
Довод не обоснован.
Перечень документов, обязательных для представления в составе заявки на участие в Аукционе, установлен подпунктом 3 пункта 13
Аукционной документации. К указанным документам, в том числе относятся документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в Аукционе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов.
При этом Аукционной документацией способ заверения копий документов не определен.
Обязанность заверения копии документа, удостоверяющего личность физического лица, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4).
Заявитель с запросом разъяснений положений Аукционной документации в части способа заверения копии паспорта гражданина Российской Федерации к Организатору торгов не обращался.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заявитель мог своей подписью заверить копию паспорта гражданина Российской Федерации.
Довод не обоснован.
На рассмотрении жалобы 10.08.2016 Организатором торгов были представлены сведения подтверждающие публикацию Постановления от 22.06.2016 N 634-ПА, газета "Спутник" спецвыпуск N 12/2 от 23.06.2016.
Довод не обоснован.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу N 11881 обоснованной.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации городского округа Королёв Московской области.
Члены Комиссии: Стрельников Д.Ю.
Крылов С.В.
Сударикова И.А.
Примечание: согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 11881
11.08.2016 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
Стрельникова Д.Ю. - заместителя руководителя Московского областного УФАС России.
Членов Комиссии:
Крылова С.В. -начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России;
Судариковой И.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу <_> (далее - Заявитель) от 03.08.2016 N 11881 на действия (бездействие) организатора торгов - Администрации городского округа Королёв Московской области (далее - Организатор торгов) при организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Королёв Московской области в присутствии представителя Заявителя <_> и в отсутствии представителя Организатора торгов, участвующих в рассмотрении жалобы уведомленных в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о времени и месте рассмотрения жалобы после объявленного перерыва с 10.08.2016 до 11.08.2016, предписывает:
Организатору торгов:
Аннулировать протокол рассмотрения заявок от 03.08.2016 на участие в Аукционе в части лотов NN 2, 3, 4, 9, 11, 13, 18, 19, 20, 21, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58.
Повторно провести Аукцион с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Проведение Аукциона продолжить с последнего предложения цены, указанной в итоговом протоколе от 05.08.2016.
Предписание подлежит исполнению в десятидневный срок с момента его размещения на сайте Московского областного УФАС России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для осуществления Московским областным УФАС России возложенных в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" полномочий по контролю за исполнением выданных предписаний, сообщить в Московское областное УФАС России об исполнении настоящего предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Д.Ю. Стрельников
Члены Комиссии: С.В. Крылов
И.А. Судариков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 августа 2016 г. N 1181
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016