Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 16 августа 2016 г. N 88-ФАС22-Р/07-16
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 88-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г., N18 (485) от 04 мая 2016 г.), в газете "Купи-продай" (N22 (2458) 24 марта 2016 г.) и журнале "Телепарк" (N15 (908) 18-24 апреля) ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", рекламораспростарнитель - ООО "ИД "Алтапресс";
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом); установила:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - рекламораспространитель ООО "ИД "Алтапресс" на рассмотрение дела представителя не направило (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайство ООО "ИД "Алтапресс" о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "ИД Алтапресс".
15.07.2016 г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции "Кредитный субботник" Общероссийским общественным движением "Народный фронт "За Россию", направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. N168147 от 15.07.2016 г.) по факту размещения и распространения в газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г., N18 (485) от 04 мая 2016 г.), в газете "Купи-продай" (N22 (2458) 24 марта 2016 г.) и журнале "Телепарк" (N15 (908) 18-24 апреля) ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В журнале "Телепарк" (стр.24, N15 (908) 18-24 апреля) в рубрике "Частные объявления" размещена реклама: "Заем денег под ПТС, Спецтехнику, недвижимость, куплю автомобиль импортного, отечественного производства, можно аварийный, снегоходы, квадроциклы, аренда авто посуточно. Тел. 8-962-795-5286".
В газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г.) в рубрике "Прочие услуги" размещена реклама: "выгодный ломбард, скупка от 1400, залог от 1320, низкий % залога, без штрафов. Акция весь апрель. Комиссия по залогу 0%. Смирнова, 46. Тел. <_>".
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовым услугам - займам. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе сведения о лицах, оказывающих финансовые услуги, отсутствуют, что противоречит ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В газете "Купи-продай" (N22 (2458) от 24 марта 2016 г.) размещена реклама:
- "Абсолютно быстро, без банковских проверок, без залога выдаем займы в день обращения ИП Макеев <_>";
- "Быстрая выдача денег в день обращения за 10 минут. Жителям Алтайского края. Результат 100%. ИП Алексеев <_>";
- "Абсолютно быстро, без банковских проверок, без залога, безработным и должникам, выдаем займы в день обращения. ООО "Электро-Индустрия" тел. <_>".
В газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г.) в рубрике "Прочие услуги" размещена реклама: "Деньги в долг. Ссуды. Ипотека. ООО "Ресурсагро" тел. <_>".
В газете "Читай-город" (стр.13 N18 (485) от 04 мая 2016 г.) размещена реклама:
- "Деньги в долг тел. <_>ИП Алексеев".
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Федерального закона "О рекламе", направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности физических и юридических лиц, связанной с выдачей займов, денег в долг и.т.п., с указанием условий их приобретения, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" не допускается.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах" "О кредитной кооперации" "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" "О сельскохозяйственной кооперации"
В соответствии со ст.14 Федерального закона "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии со ст.12. Федерального закона "О рекламе", рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
На определение о возбуждении дела N 88-ФАС22-Р/07-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе генеральный директор ООО "ИД "Алтапресс" П<_> пояснил, что рекламная информация, размещенная в газетах "Читай-город", "Купи-продай" и в журнале "Телепарк", размещалась через службу приема объявлений ООО "ИД "Алтапресс" и через агентов ИП Зяблицева и ООО "Резонанс". При этом оплачивалась кассовыми чеками или через сервисы мобильных операторов (документы прилагаются). Ответственность за содержание и публикацию объявлений и рекламы, поданных через службу приема и от агентов, несет руководитель изданий группы N3.
Таким образом, рекламораспространителем ООО "ИД "Алтапресс", не представлены документы, подтверждающие статус рекламодателей финансовых услуг, в связи с их отсутствием.
Следовательно, рассматриваемая реклама финансовых услуг, размещенная в газете "Купи- продай", "Читай- город" содержит нарушение ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ч.1 ст. 28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", несет, в том числе и рекламораспространитель.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств.
Учредителем и издателем журнала "Телепарк", газеты "Читай-город" и газеты "Купи-продай" является ООО "Издательский дом "Алтапресс" (ИНН 2225017254).
Таким образом, установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "ИД "Алтапресс".
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "ИД "Алтапресс" ч.1 ст.28 и ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рассматриваемую рекламу финансовых услуг, распространенную в газете в газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г., N18 (485) от 04 мая 2016 г.), в газете "Купи-продай" (N22 (2458) 24 марта 2016 г.) и журнале "Телепарк" (N15 (908) 18-24 апреля), ненадлежащей.
2. Признать ООО "ИД "Алтапресс" нарушившим требования ч.1 ст.28, ч.ч. 13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "ИД "Алтапресс" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ООО "ИД "Алтапресс" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 109
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
16 августа 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 16 августа 2016 г. по делу N 88-ФАС22-Р/07-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространенную и размещенную в газете "Читай-город" (N15 (482) от 13 апреля 2016 г., N18 (485) от 04 мая 2016 г.), в газете "Купи-продай" (N22 (2458) 24 марта 2016 г.), журнале "Телепарк" (N15 (908) 18-24 апреля), поскольку при ее распространении нарушены требования ч.1 ст.28, ч.ч.13,14 ст.28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ИД "Алтапресс" в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы в газете "Читай-город", в газете "Купи-продай" и журнале "Телепарк", по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.1, ч.13, ч.14 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ИД "Алтапресс" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 сентбря 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 августа 2016 г. N 88-ФАС22-Р/07-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016