Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И.-
|
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б.-
|
начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
|
Акатьевой И.С.-
|
главного специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело N 61/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Добрый день" (далее по тексту - ООО "Добрый день"; ИНН 4205286929, ОГРН 1144205007100, юридический адрес 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 4, дата регистрации в качестве юридического лица: 24.04.2014 г.) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в присутствии представителя ООО "Добрый день" - <_> по доверенности б/н от 15.06.2016 (далее - <_>), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы в журнале "Авторский проект" (февраль - март 2016 г.).
23.05.2016 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 61/Р-2016 в отношении ООО "Добрый день" и назначено к рассмотрению на 21.06.2016 г. на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "Добрый день" заказным письмом с уведомлением о вручении.
15.06.2016 г., 16.06.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Добрый день" и Тучковой О.И., из которых следует, что размещение спорной рекламы в журнале "Авторский проект" осуществлялось на основании договора от 19.01.2016 N 1208 на размещение информационно-рекламных материалов, заключенного между ООО "ТВК - Медиа" ("Редакция") в лице директора <_> и ООО "Добрый день" ("Заказчик") в лице генерального директора <_> на условиях, предусмотренных договором, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 1.1 договора).
Из пояснений следует, что рекламопроизводителем также являлось ООО "ТВК - Медиа", так как верстка макета из предоставленных "Заказчиком" фото и текстового материала осуществлялась ООО "ТВК - Медиа". Согласование макета осуществлялось по электронной почте между директором ООО "ТВК - Медиа" <_> (press01@list.ru) и участником ООО "Добрый день" <_> (olgatuchkova@yandeх.ru), в печатном виде согласованный сторонами макет отсутствует. Вариант согласованного по указанной электронной почте макета был размещен в журнале. Таким образом, размер предупреждения был отформатирован рекламопроизводителем и рекламораспространителем ООО "ТВК-Медиа".
Кроме того, ООО "Добрый день" полагает, что из заголовка статьи, размещенной в рекламном издании "Авторский проект", видно, что рекламируется стоматологический центр "Добрый день" как продавец товара (всех видов стоматологических услуг), а не конкретные медицинские услуги. Понятие "медицинские услуги" определены в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664 н. Если принимать, что указанные в статье возможности стоматологии необходимо отнести к рекламе конкретных медицинских услуг, то необходимо учесть, что ссылки в рекламной статье о стоматологическом центре "Добрый день" на медицинские услуги занимают не более 1% от рекламной страницы. Соответственно информационное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов может составить 0,002% от всей рекламной страницы. По "подсчетам заявителя" данная надпись составляет 0,3%, что, по мнению ООО "Добрый день" соответствует законодательству.
21.06.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 61/Р-2016 в присутствии представителя ООО "Добрый день" <_> (доверенность б/н от 15.06.2016), которая поддержала представленные вышеуказанные письменные пояснения, дополнив, что всеми договорными взаимоотношениями, включая согласование макета спорной рекламы, занималась <_> что подтверждается представленной перепиской по электронной почте, без уведомления ООО "Добрый день".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "Добрый день" <_> Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО "Добрый день", ИНН 4205286929, ОГРН 1144205007100, юридический адрес 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 4, дата регистрации в качестве юридического лица: 24.04.2014 г.) надлежащим (<_> адрес регистрации: 650000, г.Кемерово, ул. Ноградская, д. 15 "А", кв. 28, дата рождения: 17.07.1958 г., место рождения: г. Салаир) и для получения дополнительных доказательств.
Определением от 21.06.2016 г. рассмотрение дела N 61/Р-2016 было отложено на 26.07.2016 г. на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "Добрый день" и <_> заказными письмами с уведомлениями (распечатки с сайта ФГУП "Почта России" о вручении корреспонденции адресатам имеются в материалах дела).
26.07.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 61/Р-2016 в присутствии <_> которая поддержала представленные ранее пояснения и дополнила, что в настоящее время реклама ООО "Добрый день" в журнале "Авторский проект" не размещается.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения <_> Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
На страницах 3 - 4 журнала "Авторский проект" февраль - март 2016 г. размещена реклама медицинских услуг, вместе с тем, предусмотренное рекламным законодательством предупреждение о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалиста в нарушении части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" занимает менее 5% рекламной площади.
Пояснения <_> о том, что ссылки в рекламной статье о стоматологическом центре "Добрый день" на медицинские услуги занимают не более 1% от рекламной страницы, соответственно информационное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов должно исчисляться не от всей рекламной страницы не могут быть приняты, поскольку реклама воспринимается потребителями в целом и нельзя из нее выделять отдельные фразы или фрагменты, соответственно, предусмотренное законодательством предупреждение должно исчисляться от всей площади рекламы.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
Понятия "медицинская деятельность", "медицинская услуга", "профилактика", "диагностика", "медицинская реабилитация", "народная медицина" определены Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
С учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия ч. 8 ст. 24 ФЗ "О рекламе", в том числе, в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг к медицинским услугам, в том числе, относятся следующие услуги:
- подбор очковой коррекции зрения;
- подбор контактной коррекции зрения;
- челюстно-лицевая хирургия;
- костная пластика челюстно-лицевой области;
- удаление зуба;
- общий массаж медицинский;
- лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия);
- врачебная лечебно-диагностическая клиническая лабораторная диагностика;
- функциональная диагностика;
- ультразвуковая диагностика
- физиотерапия;
- терапия;
- генетика;
- лабораторная генетика.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" в рекламе медицинских услуг стоматологической клиники "Добрый день" (челюстно-лицевая хирургия, наркоз, костная пластика челюстно-лицевой области и др.) на страницах 3 - 4 журнала "Авторский проект" февраль - март 2016 г. предупреждение: "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста" занимает 0,3% рекламной площади.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является <_>
При просмотре сайта по адресу: http://www.avto-project.ru/zhurnal/, на котором можно посмотреть другие выпуски журнала "Авторский проект", Кемеровским УФАС России установлено, что в следующем номере журнала "Авторский проект" июнь - июль 2016 г. реклама услуг стоматологической клиники "Добрый день" не размещается, соответственно, нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" было устранено в добровольном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную <_> (<_>) на страницах 3 - 4 журнала "Авторский проект" (февраль - март 2016 г.) с предупреждением о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалиста, занимающим менее 5% рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "05" августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
|
Л.И. Ланцман
|
Члены Комиссии |
Е.Б. Каминская
И.С. Акатьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 26 июля 2016 г. N 61/Р-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016