Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 июля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - руководитель управления.
Члены Комиссии:
<_>- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 4-05/73 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Восток мастер" ненадлежащей рекламы стимулирующего мероприятия
в отсутствии представителя ООО "Восток Мастер", надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела, установила:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 03 июня 2016 года Хабаровским УФАС России отслежена реклама компании "Sunway" следующего содержания:
- крупным шрифтом: ""Санвэй. Разыгрываем 20 посудомоечных машин+капсулы Фэйри для посудомоечных машин. Купи товары P&G на 1000 р. Получи шанс выиграть!",
- мелким шрифтом (33 мм.): "Акция проходит во всех магазинах Санвэй в г. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Белогорск, Якутск, Советская Гавань, Ванино с 12 мая по 13 июня 2016 г. При покупке товаров Procter&Gamble на 1000 рублей выдается купон на розыгрыш посудомоечной машины. Подарки могут отличаться от изображений, использованных в рекламе. Информацию об организаторе и правила акции Вы можете узнать в магазинах и на сайте www.sunwaydv.ru",
распространяемая на рекламной конструкции в г. Хабаровске на пересечении ул. Гамарника - ул. Волочаевская.
Срок распространения рекламы: с 01.05.2016 г. по 31.08.2016 г.
Объектом рекламирования является стимулирующее мероприятие.
Реклама стимулирующего мероприятия должна соответствовать требованиям статьи 9 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которыми в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а указание на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации. При этом реклама должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Способ описания источника информации об организаторе мероприятия, условиях и правилах участия в стимулирующем мероприятии, а также сроках его проведения в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы, а именно: размещение текста в нижней части рекламного баннера мелким шрифтом (33 мм), не позволяют потребителю понять и уяснить всю совокупность изложенных в рекламе сведений.
В связи с этим представленная трудно воспринимаемым способом информация об организаторе мероприятия, условиях и правилах участия в стимулирующем мероприятии, а также сроках его проведения не может считаться присутствующей в рекламе.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе информации об организаторе мероприятия, условиях и правилах участия в стимулирующем мероприятии, а также сроках его проведения, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
В соответствии с п. 2.2.7. Договора N 12-Х на оказание услуг по распространению Рекламно-информационных материалов наружной рекламы, заключенного между ООО "Ника" и ООО "Восток Мастер" (далее - Договор), Исполнитель обязуется не осуществлять монтаж рекламно-информационных материалов, если их содержание не соответствует законодательству РФ.
Также в п. 2.2.8. Договора указано право ООО "Восток Мастер" демонтировать рекламно-информационные материалы при условии, если их содержание не соответствует законодательству РФ, независимо от момента обнаружения несоответствия, при условии, что макет рекламно-информационных материалов не был предоставлен Исполнителю для согласования, либо в случае если предоставленные Заказчиком рекламно-информационные материалы не соответствуют предоставленному на согласование макету.
Таким образом, в соответствии с условиями Договора, ООО "Восток Мастер" несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
Вышеуказанная реклама распространена посредством наружной рекламы с использованием стендовой рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Восток Мастер", следовательно, в силу части 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" ООО "Восток Мастер" являясь владельцем рекламной конструкции, выступает в качестве рекламораспространителя и, в соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований ФЗ "О рекламе".
В силу части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 9 несет рекламораспространитель.
ООО "Восток Мастер" предоставило пояснения в Хабаровское УФАС России (вх. 4/7835 от 14.07.2016) о том, что в рекламе соблюдены все необходимые требования, закрепленные статьей 9 ФЗ "О рекламе". Размер шрифта, цветовая гамма текста, находящегося в нижней части рекламного баннера позволяют с достаточно большого расстояния прочесть текст.
Данные доводы Хабаровским УФАС России отклоняются по вышеуказанным основаниям.
На основании части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 9 закона несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является ООО "Восток Мастер" (ИНН 5404376664, 630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 46).
Данный факт подтверждается договором N 12-Х на оказание услуг по распространению Рекламно-информационных материалов наружной рекламы от 01.12.2015 г., заключенным между ООО "Восток Мастер" и ООО "Ника", актом сдачи-приемки N 1176, приложением N 4/А к договору N 12-Х от 01.12.2015 г., платежным поручением N 878590.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: ""Санвэй. Разыгрываем 20 посудомоечных машин+капсулы Фэйри для посудомоечных машин. Купи товары & на 1000 р. Получи шанс выиграть1. ", поскольку в ней нарушены требования статьи 9 ФЗ "О рекламе".
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Восток Мастер" не выдавать в связи с окончанием срока проведения акции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.8.2016