Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 1 сентября 2016 г. N 406
Резолютивная часть решения оглашена "24" августа 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" сентября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии:
<_>
в присутствии представителей заявителя - Филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс" - <_> (доверенность от 04.04.2016 г. N15) и <_>(доверенность от 31.03.2016 г. N7); в присутствии представителя ответчика - ООО ФСК "РуссТЭК" - <_> (доверенность от 18.07.2016 г. N 4), рассмотрев дело N 406 по признакам нарушения ООО ФСК "РуссТЭК" (430004, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 40, кв. 40) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило заявление Филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс" (вх. N 2996 от 10.06.2016 г.) (далее - ПАО "Т Плюс"), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО ФСК "РуссТЭК" в связи с нарушением, по мнению заявителя, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче тепловой энергии.
На основании приказа Мордовского УФАС России N64-од от 28.06.2016 г. было возбуждено дело N 406 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Из заявления ПАО "Т Плюс" следует, что Филиал "Мордовский" ПАО "Т Плюс" - единая теплоснабжающая организация г.о. Саранск, с 01.01.2015 г. осуществляет теплоснабжение жилого дома N3 по ул. Мордовская г.о. Саранск. Передача тепловой энергии осуществляется по теплотрассе инв. N1611/1, кадастровый номер 13:23:0910246:2389, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Мордовская, ул. Республиканская, принадлежащей на праве аренды ООО ФСК "РуссТэк". Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО ФСК "РуссТэк" установлены Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (Приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 18.12.2014 г. N97; Приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30.11.2015 г. N138). ООО ФСК "РуссТэк" при выставлении счетов-фактур на оплату использовало иные - завышенные тарифы, что, по мнению заявителя, является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно письменным объяснениям ООО ФСК "РуссТэк" (вх. NN 3237 от 24.06.2016 г., 3511 от 11.07.2016 г.) ООО ФСК "РуссТэк" производило начисление ПАО "Т Плюс" за услугу по передаче тепловой энергии, теплоносителя, исходя из тарифа, установленного Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия. В связи с бухгалтерской ошибкой было произведено начисление 18% сверх установленного тарифа.
Пункт 1.1 статьи 1 Устава ООО ФСК "РуссТэк" (утвержденного решением единственного участника ООО ФСК "РусГидро" N3 от 24.03.2015 г.) (далее - Устав ООО ФСК "РуссТэк") содержит в себе основные виды деятельности, осуществляемые ООО ФСК "РусТэк". Одними из видов деятельности являются: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); торговля паром и горячей водой (тепловой энергией).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" настоящий Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
Отношения, связанные с передачей тепловой энергии, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
25.02.2015 г. между ООО ФСК "РусГидро" (теплосетевая организация) и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (теплоснабжающая организация) был заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N1082. Согласно пункту 1.1 данного договора теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором.
Решением N3 единственного участника ООО ФСК "РусГидро" переименовано в ООО ФСК "РуссТЭК".
Решением общего собрания акционеров от 29.05.2015 г. ООО "Волжская ТГК" переименовано в ПАО "Т Плюс".
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона о теплоснабжении оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
На территории Республики Мордовия уполномоченным органом по установлению тарифов является Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 18.12.2014 г. N97 установлены следующие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии через тепловые сети ООО ФСК "РусГидро" на 2015 год:
- на период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. - 286,34 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 312,70 руб./Гкал.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30.11.2015 г. N138 на 2016-2018 годы установлены следующие тарифы по передаче тепловой энергии:
- на период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. - 492,00 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. - 518,60 руб./Гкал;
- на период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. - 518,60 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. - 544,30 руб./Гкал;
- на период с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. - 544,30 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. - 563,70 руб./Гкал.
Согласно имеющимся в материалах дела счетам-фактурам ООО ФСК "РуссТэк" производило начисление ПАО "Т Плюс" за услугу по передаче тепловой энергии по следующим тарифам:
- на период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. - 377,88 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 368,99 руб./Гкал;
- на период с 01.01.2016 г. по 30.04.2016 г. - 580,56 руб./Гкал.
Таким образом, действия ООО ФСК "РуссТэк", выразившиеся в начислении за услугу по передаче тепловой энергии для ПАО "Т Плюс" сверх установленного Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия тарифа (Приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 18.12.2014 г. N97; Приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 30.11.2015 г. N138) являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии ООО ФСК "РуссТЭК" признало нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, согласно письменным объяснениям ООО ФСК "РуссТЭК" (вх. N3511 от 11.07.2016 г.) ООО ФСК "РуссТЭК" был произведен перерасчет за периоды с января 2015 г. по апреля 2016 г. и в адрес ПАО "Т Плюс" были направлены исправленные счет-фактуры и акты оказанных услуг за данный период.
Комиссия рассматривает данные действия как добровольное устранение нарушения.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия ООО ФСК "РуссТЭК", выразившиеся в начислении за услугу по передаче тепловой энергии для ПАО "Т Плюс" сверх установленного нормативными правовыми актами тарифа, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения дела отсутствуют.
Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 сентября 2016 г. N 406
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016