Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 31 августа 2016 г. N 05-02/157-16
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31.08.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элмед" (далее - ООО "Элмед") на действия заказчика Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов в количестве 310 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0243100002316000202), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Элмед" (вх. N 5030 от 19.08.2016) на действия заказчика Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов в количестве 310 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0243100002316000202).
В жалобе заявитель указал, 08.08.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов в количестве 310 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0243100002316000202).
В пункте 2 раздела II Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению аукционной документации. Заказчик не установил требование в содержании второй части заявки, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе закреплены в разделе II. Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик, устанавливая ограничение в извещении, не устанавливает требование в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Полагает, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, не устанавливая требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов и нарушает пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 раздела VIII. Информационная карта аукциона аукционной документации Заказчиком неверно указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации: с 08.08.2016 г. по 12.08.2016 г.
Даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации: с 08.08.2016 года по 15.08.2016 года.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе 19.08.2016 года 08.00.
Полагает, что действия Заказчика нарушают требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В разделе IX. Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) Изделий Заказчиком указано: осуществление деятельности Поставщиком (соисполнителем), связанной с настройкой слуховых аппаратов, осуществляется при наличии лицензии по профилю "сурдология - оториноларингология", оформленной в установленном порядке.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология - оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг") настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
Указывает, что объединение в один лот лицензируемой и не лицензируемой деятельности может привести к ограничению количества участников закупки, к ограничению конкуренции.
Все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности подлежат обязательной настойке под индивидуальную потерю слуха для достижения достаточной разборчивости речи путем регулировки триммеров на корпусе слухового аппарат либо посредством программирования через разъем программирования и подключения к компьютеру. С завода-изготовителя слуховые аппараты поставляются с выведенными параметрами на максимум: отключена защита от громких звуков и направленность микрофонов, усиление по веем каналам выставлена на максимально возможную громкость. С такими параметрами осуществляется контроль качества заявленных характеристик на заводе изготовителе в специализированной измерительной камере. Слуховой аппарат без настройки с параметрами от завода-изготовителя не используют, так как неизбежно возникает избыточная стимуляция громкими звуками. Уровень максимальной громкости слухового аппарата выставляется в момент обеспечения непосредственно на человеке со сниженным слухом согласно специальному алгоритму. Настройку слуховых аппаратов в соответствии с техническим заданием аукциона в электронной форме исходя из требований действующего законодательства должен оказывать врач сурдолог-оториноларинголог, специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, по специальности "сурдология-оториноларингология" и который имеет право, в том числе самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; проводить диагностические, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; осуществлять подбор слуховых аппаратов.
Полагает, что заказчик ограничивает конкуренцию в вышеуказанной закупке с целью победы желаемого поставщика. Механизм сводится к объединению в рамках одной закупки лицензируемого и нелицензируемого вида деятельности.
Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
С доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражении.
Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 08.08.2016 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов в количестве 310 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году (извещение N 0243100002316000202).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 852 627,90 рублей.
Дата начала подачи заявок - 08.08.2016, дата окончания подачи заявок -19.08.2016.
Заказчиком является Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Объект закупки - поставка слуховых аппаратов в количестве 310 штук для обеспечения инвалидов в 2016 году.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N102 включены слуховые аппараты неимплантируемые (26.10.14.120 КОД по ОКПД2).
В извещении N 0243100002316000202 в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе) установлено: применяется Постановление N102. В соответствии с п. 3 Постановления N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными правилами.
Пунктом 23 раздела VIII "Информационная карта" Документации об электронном аукционе на право заключения контракта установлено ограничение участия в определении поставщика: Применяется Постановление N102. В соответствии с п. 3 Постановления N102, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными правилами.
В п. 2 "Содержание второй части заявки" раздела II "Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" Документации об электронном аукционе на право заключения контракта указан перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе. В указанном перечне отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Комиссия Курганского УФАС России, оценив в совокупности извещение N 0243100002316000202, документацию об электронном аукционе на право заключения контракта, пришла к выводу, что Заказчиком при установлении перечня документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе (п. 2 "Содержание второй части заявки" раздела II "Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению"), допущена "техническая ошибка" в части неустановления требования документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям.
В связи с чем, довод заявителя о том, что заказчик вводит участников закупки в заблуждение, не устанавливая требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, не находит своего подтверждения.
Согласно п. 14 раздела "VIII. Информационная карта аукциона" Документации об электронном аукционе на право заключения контракта: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации: с 08.08.2016 г. по 12.08.2016 г.
В ЕИС 11.08.2016 размещен документ "Изменения 202", в котором указана следующая информация: в пункт 14 раздела VIII. Информационная карта аукциона" порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации читать в следующей редакции: с 11.08.2016 г. по 15.08.2016 г.
В извещении о проведении электронного аукциона (извещение N 0243100002316000202) указана дата и время окончания подачи заявок: 19.08.2016 08:00.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, срок предоставления участникам разъяснений положений документации: с 11.08.2016 г. по 15.08.2016 г. указан в соответствии с требованиями Законодательства, в связи с чем, довод заявителя о нарушении Заказчиком Государственным учреждением - Курганским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
Далее, классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р", предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности. В перечне отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.
В соответствии с пп. а п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, протезные изделия, включая слуховые аппараты.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничении жизнедеятельности инвалида. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В".
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии - оториноларингологии.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, в том числе при проведении аудиологического скрининга среди детей первого года жизни, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение и включающую в том числе замену речевого процессора по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N09-г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.
В связи с этим, все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности, подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха каждого инвалида и только специально обученным врачом-специалистом в рамках медицинского учреждения, имеющего соответствующую лицензию.
В результате этого предмет контракта имеет многоцелевую направленность, а именно: доведение слухового аппарата до конкретного инвалида по месту его жительства с подбором его комплектации, индивидуальной настройкой слухового аппарата в зависимости от медицинских показаний инвалида, а также обучение инвалида пользованием таким слуховым аппаратом.
Согласно п. 4.2, 4.2.1 Раздела XI "Проект контракта" Документации об электронном аукционе на право заключения контракта Поставщик имеет право: привлекать к исполнению настоящего Контракта Соисполнителя, в соответствии с условиями настоящего Контракта. При этом всю ответственность за исполнение настоящего Контракта несет Поставщик. В случае привлечения Соисполнителя, обязан предоставить Заказчику:
- информацию о Соисполнителе (наименование, адрес, режим работы, телефон и др.);
- заверенную копию Договора на оказание услуг по настройке слуховых аппаратов для инвалидов в 2016 году;
- сведения о соответствии Соисполнителя требованиям Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими) редакциями) и ФЗ N 323 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ (заверенную копию действующей лицензии на медицинскую деятельность по "сурдологии-оториноларингологии").
С учетом изложенного, в указанной закупке вправе участвовать участники закупки, имеющие и неимеющие собственные лицензии. В случае отсутствия собственной лицензии участник закупки вправе привлечь соисполнителей (имеющих требуемую лицензию).
Довод заявителя об объединении в один лот лицензируемой и нелицезирумой деятельности, ограничении конкуренции, не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе не обнаружено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Элмед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 31 августа 2016 г. N 05-02/157-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016