Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 29 августа 2016 г. N 78/18893/16
Резолютивная часть решения оглашена "24" августа 2016
В полном объеме решение изготовлено "29" августа 2016 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия)
В присутствии:
представителей Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (далее - Организатор торгов)
представителей ООО "Завод электроизоляционных материалов "Элинар" (далее - Заявитель)
в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "ЗЭИМ "Элинар" (вх. N18821/16 от 15.08.2016) на действия Организатора торгов - Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу при организации и проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи флогопита на участке Отвалы некондиционного флогопита (техногенное месторождение) в Мурманской области (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru, N 300616/0173225/02, далее - аукцион), документы и сведения по аукциону, представленные сторонами, заслушав их пояснения, установила:
Извещение N 300616/0173225/02 о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 30.06.2016
Предметом аукциона является право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи флогопита на участке Отвалы некондиционного флогопита (техногенное месторождение) в Мурманской области.
Заявитель обжалует действие Организатора торгов, выразившееся в неправомерном отклонении заявки.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а так же норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды (статья 2 Закона о недрах).
В силу статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Статьей 13.1. Закона о недрах установлено, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:
1) Правительством Российской Федерации относительно участков недр федерального значения;
2) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения;
3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Организатором торгов на основании статьи 13.1 Закона о недрах было принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи флогопита на участке отвалы некондиционного флогопита в Мурманской области.
Требования, предъявляемые к заявочным документам, установлены Законом о недрах, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156 (далее по тексту - Административный Регламент) и Порядком условия и проведения аукциона (далее - Порядок), утвержденного Приказом N444 от 29.06.2016 Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу.
В соответствии с п. 53 Административного регламента, рабочая группа, созданная приказом Роснедр или территориального органа Роснедр, осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовой и технической компетентности заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному и официально опубликованному порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр и настоящему Административному регламенту.
Согласно пункту 54 Административного регламента, решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа.
В протоколе указываются:
а) все зарегистрированные заявки;
б) все отозванные заявителями заявки;
в) заявки, которые приняты для участия в аукционе;
г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.
Согласно ст. 14 Закона о недрах, отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Как следует из протокола N2 от 05.08.2016, рабочая группа решила отказать в принятии заявки ООО "Завод электроизоляционных материалов "Элинар". Причиной отказа является несоответствие заявочных материалов требованиям пункта 17 Регламента и приложению 2 к Порядку.
Из письма Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу N01-04-16/3048 от 08.08.2016, также следует, что в приеме заявки ООО "Завод электроизоляционных материалов "Элинар" отказано, поскольку из анализа заявочных материалов, проведенного Рабочей группой, следует, что они не соответствуют требованиям пункта 17 Регламента и приложению 2 к Порядку.
Вместе с тем, из названных документов (Письмо департамента, Протокол N 2) не представляется возможным установить, в чем конкретно выразились недостатки заявочных материалов общества, какие именно документы не были представлены заявителем вместе с заявкой, и что соответственно послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии заявки.
Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что Заявитель был отклонен по следующим основаниям: не представлена подписанная справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работы; не представлено штатное расписание; не представлены данные о предыдущей деятельности заявителя.
Вместе с тем Организатор торгов не отразил в протоколе N2 от 05.08.2016 и в письме Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу N01-04-16/3048 от 08.08.2016, в чем именно выразилось несоответствие заявочных материалов требованиям пункта 17 Регламента и приложению 2 к Порядку. Комиссия считает, что выводы о непредставлении заявителем вместе с заявкой отдельных документов, либо о недостатках представленных с заявкой документов, не могут быть признаны обоснованными, поскольку фактически озвучены и доведены до Заявителя лишь в ходе заседания Комиссии. Таким образом, Организатор торгов прямо не обосновал конкретные причины несоответствия заявочных материалов ООО "ЗЭИМ "Элинар".
Таким образом, Организатором торгов были допущены нарушения порядка организации проведения торгов в форме аукциона пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи флогопита на участке Отвалы некондиционного флогопита (техногенное месторождение) в Мурманской области, выразившееся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ЗЭИМ "Элинар" обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов нарушение пп. г пункта 54 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. N 156.
Выдать Организатору торгов предписание об аннулировании торгов.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Организатору торгов в срок до 16 сентября 2016 года аннулировать процедуру проведения аукциона (извещение N 300616/0173225/02).
Представить доказательства исполнения настоящего Предписания в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 августа 2016 г. N 78/18893/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016