Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-142/2016 (опубликовано 29 августа 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО "Ваш климат" -"<_>",
- представителей ответчика: ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" -"<_>",
рассмотрев жалобу ООО "Ваш климат" на действия ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" при проведении открытого конкурса капитальный ремонт системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10 (N31603901328), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") ООО "Ваш климат" (г.Оренбург, ул. Илекская, д.82, кв.124) (далее -заявитель) на действия ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" (г.Оренбург, пр-кт Парковый, д.7/1) (далее - ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении открытого конкурса на капитальный ремонт системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10 (N31603901328).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "Ваш климат" Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов ("<_>") до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы следует:
Заказчик при проведении данной закупки нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц", а именно: установил критерии оценки которые не установлены Положением о закупках; установил опыт оказания аналогичных работ, там самым ограничил конкуренцию; не разместил разъяснения; не указал место установки холодильного оборудования; установил требования, которые не имеют отноше-ния к предмету закупки.
Заявитель в ходе заседания Комиссии заявил дополнительные доводы, в связи с этим Комиссией был объявлен перерыв до 24.08.2016 г. до 10 часов 30 минут для предоставления дополнительной информации.
После перерыва заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе и уточнения к ней.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе и в уточнениях к ней, не согласился, предоставил возражения по жалобе и по уточненным доводам, а также документы, затребованные уведомлением ("<_>") Оренбургского УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.12 ч.10 ч.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п.6.13.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГАУ ДО "СДЮСШОР N1 им. заслуженного тренера России Н.С. Гейтца", утвержденного"<_>" (далее - Положение о закупках), оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом значимость критерия "цена договора" не может быть менее 35 процентов.
В п. "а" ч.7 Документации открытого конкурса N31603901328 на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10, утвержденной"<_>" (далее - Документация открытого конкурса), установлено, что оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев: цена договор - 30 процентов, качество услуг и квалификация участников закупки - 70 процентов.
Комиссия считает, что значимость по критериям оценки в Документации открытого конкурса, установлена не в соответствии с Положением о закупках, тем самым нарушает требования Закона о закупках. Довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо.
В п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пп.2 п.6.13.3 Положения о закупках, оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется по цене и иным критериям. Критериям оценки помимо цены договора может быть: качество работ, услуг и (или) квалификация участника закупок.
В п.14 Документации отрытого конкурса (информационная карта) указаны требования к участникам, а именно участник процедуры закупки должен иметь опыт работы по установке холодильного оборудования на спортивных объектах с искусственным льдом в разных климатических условиях.
В соответствии с ч.7 Документации открытого конкурса установлен оценочный критерий "качество услуг и квалификация участника закупки", который включает в себя следующие подкритерии:
Наличие опыта поставки товара (оказания услуг, выполнения работ) в рамках государственного, муниципального и/или коммерческого заказа, близких по профилю (по поставке, монтажу, капитальному ремонту холодильных установок на спортивных объектах с искусственным льдом) за период с 01.01.2012 года по настоящее время (подтверждается копиями договоров);
Наличие опыта оказания услуг, под которым оценивается количество лет работы на рынке поставки товаров (выполнения работ) систем хладоснабжения участника запроса предложений (с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в ИФНС России);
Наличие положительной профессиональной репутации, под которой понимается наличие положительных отзывов, благодарственных писем от государственных и муниципальных заказчиков по результатам оказанных услуг (выполненных работ), выдача (награждение) которыми произведены в связи с оказанием услуг (выполнением работ), близких по профилю (по поставке, монтажу, капитальному ремонту систем хладоснабжения).
Значимость по вышеуказанному критерию установлена 70 процентов.
Комиссия считает, что положения Закона о закупках определяет основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики. Заказчик, руководствуясь действующим законодательством вправе самостоятельно определять как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе, предмет и конкретные показатели оценки участников закупки, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.
Одними из основополагающими принципами закупки, которым руководствуется заказчик согласно п.1, п.2 и п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках, являются: информационная открытость; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный подкритерий в п.1 ч.7 Документации открытого конкурса (Наличие опыта поставки товара (оказания услуг, выполнения работ) в рамках государственного, муниципального и/или коммерческого заказа, близких по профилю (по поставке, монтажу, капитальному ремонту холодильных установок на спортивных объектах с искусственным льдом) за период с 01.01.2012 года по настоящее время, который подтверждается копиями договоров) является измеримым и по нему участнику начисляются баллы в зависимости от количества предоставленных договоров.
В связи с этим, Комиссия полагает, что вышеуказанный подкритерий является оценочным для определения квалификационных требований к участникам уже допущенных до закупки и не влияет на допуск (недопуск) участников, а также направлен для выявления в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, и как следствие, в данном случае не может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в Документации отрытого конкурса содержаться противоречия в требованиях к участникам, а именно разночтения в п.14 Документации открытого конкурса и п.1 ч.7 Документации открытого конкурса в части требования по опыту поставки товара.
Комиссия, считает, что отсутствие четких и конкретных требований к участникам ведет к неоднозначному пониманию участниками требований документации, что в свою очередь влечет возможность ограничения либо устранения конкуренции при определении победителей торгов. В связи с этим, вышеуказанные действия нарушают нормы, установленные Законом о закупках (п.2 ч.1 ст.3, п.9 ч.10 ст.4).
Комиссия считает, что указанные заказчиком технические и функциональные характеристики в Приложение N 1 к техническому заданию являются достаточными и конкретными. Кроме того, В ходе заседания Комиссии заявитель не предоставляет доказательств, что требования (трубная система обогрева грунта) являются излишними и не имеют отноше-ния к предмету закупки, а также и мешают ему подготовить заявку. Довод заявителя о нецелесобразности установки трубной системы не нашел своего подтверждения. В связи с этим довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с п.8 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В п.8 извещения и п.3 Документации открытого конкурса (информационной карты) установлено, что место поставки Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Братская, 10. Довод жалобы является необоснованным.
Исходя из содержания ч.5 ст.4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.
Аналогичное требование установлены в 6.8.1 Положения о закупках и 2.5.1 Документации открытого конкурса.
Комиссией установлено, что заявитель обращался к заказчику за разъяснениями Документации открытого конкурса (10.08.2016 г.) и ему был дан ответ (10.08.2016 г.) по ним (подтверждается скриншотами). Вместе с тем, разъяснения ответчиком не были опубликованы в единой информационной системе по закупкам http://zakupki.gov.ru. Следовательно довод жалобы является обоснованным.
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В п.16 Документации открытого конкурса (информационная карта) указано, что требования к выполняемым работам приводятся согласно ведомости объемов работ и локально-сметному расчету.
Согласно п.1.2 и п.1.3 Проекта договора, подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10 (в дальнейшем - Объект), в соответствии с видами, объемами работ и материалами, предусмотренными сметной документацией и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик принять вышеуказанные работы и обеспечить их оплату в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Предусмотренные настоящим договором работы в части видов и объемов работ, а также материалов выполняются в полном соответствии с утвержденной сметной документацией, качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующих ГОСТов, СНиПов, ТУ, др. НТД.
Однако, как установлено Комиссией, ведомость объемов работ и локально-сметный расчет, отсутствует в Документации открытого конкурса.
Комиссия считает, что заказчик создает правовую неопределенность для потенциальных участников при формировании и подачи заявки, указывая на документы которые отсутствуют в составе Документации открытого конкурса. В связи с этим, действия по неопубликованию полной информации заказчиком нарушают нормы Закона о закупках (п.1 ч.1 ст.3, ч.5 ст.4).
Комиссия установила, что из содержания п.6.13.8 Положения о закупках следует, что заказчик заключает договор с победителем в срок, предусмотренный конкурсной документацией.
Согласно п.17 Документации открытого конкурса, по результатам проведения торгов - не позднее семи дней после завершения торгов и оформлении протокола о результатах торгов.
Комиссия приходит к выводу, что договор по итогам закупки будет фактически заключен ранее 10 дневного срока.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско-рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с за-явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе-дителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон-ных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не-законных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что заключение договора между Организатором торгов и Победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1 и п.2 ч.1 ст.3, ч.5 ст.4, п.9 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" и ст.18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Документацию открытого конкурса N31603901328 на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10, утвержденной председателем ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" от 03.08.2016 г.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ("<_>") ООО "Ваш климат" (г.Оренбург, ул. Илекская, д.82, кв.124) на действия ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" (г.Оренбург, пр-кт Парковый, д.7/1) при проведении открытого конкурса на капитальный ремонт системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10 (N31603901328), обоснованной.
Выдать заказчику - ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" предписание о внесении изменений в Документацию открытого конкурса N31603901328 на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10, утвержденной"<_>" и продлении срока подачи заявок в соответствии с Положением о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Предписание по делу N 07-16-142/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
"26" августа 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 26 августа 2016 по делу N 07-16-142/2016, предписывает:
1. Заказчику- ГАУ ДО "СДЮСШОР N1" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания для чего:
1. Внести изменения в Документацию открытого конкурса N31603901328 на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10, утвержденной"<_>", а именно:
- установить значимость по критериям оценки заявок участников в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГАУ ДО "СДЮСШОР N1 им. заслуженного тренера России Н.С. Гейтца", утвержденного"<_>";
- устранить разночтения в п.14 и п.1 ч.7 Документации открытого конкурса N31603901328 на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения бескаркасного воздухоопорного спортивного комплекса с искусственным льдом, расположенного по адресу: г. Оренбург, улица Братская, 10, утвержденной"<_>" в части требования по опыту поставки товара;
- разместить ведомость работ и локально-сметный расчет в единой информационной системе по закупкам http://zakupki.gov.ru;
- установить срок заключения договора между Организатором торгов и Победителем не ранее 10 дней.
3. Разместить разъяснения по запросу ООО "Ваш климат" в единой информационной системе по закупкам http://zakupki.gov.ru.
4. Продлить срок подачи заявок участников в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГАУ ДО "СДЮСШОР N1 им. заслуженного тренера России Н.С. Гейтца", утвержденного "<_>"
5. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-142/2016 (опубликовано 29 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016