Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 26 августа 2016 г. N 519/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 26.08.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи,
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
рассмотрев дело N 519/2015 по признакам нарушения АО "АТЭК" (350058, г. Краснодар, ул. Селезнева, 199) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя ТСЖ "ВИТ" - <_> в отсутствие надлежаще уведомленного АО "АТЭК", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ТСЖ "ВИТ" на действия (бездействие) АО "АТЭК", связанное с отказом в подписании акта о подготовке систем отопления к отопительному сезону объекта МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Шоссе нефтяников, 9/1 (далее - МКД N 9/1).
Между ТСЖ "ВИТ" и АО "АТЭК" заключен договор от 05.03.2008 N 956 на отпуск тепловой энергии, в соответствие с которым АО "АТЭК" осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение МКД N 9/1.
В целях подготовки к отопительному сезону между АО "АТЭК" и ТСЖ "ВИТ" заключен договор от 24.08.2015 N 217 возмездного оказания услуг, а именно: ревизия задвижек, промывка, гидроопрессовка системы отопления объекта теплопотреблением до 0,4Гкал/час по адресу: <_>
В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 1, 16 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-6.2000, утвержденных приказом Госстроя России от 06.09.2000 N 203, повышение надежности систем коммунального теплоснабжения, своевременная и всесторонняя подготовка к отопительному периоду и проведение его во взаимодействии теплоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, топливо-, водоснабжающих и других организаций являются важнейшими мерами в обеспечении бесперебойного теплоснабжения в городах и других населенных пунктах.
Приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя.
Потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления и др. После выполненных работ оформляется двусторонний акт проверки готовности объекта к отопительному сезону. Без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.
В соответствие с требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 N 103 потребитель обязан обеспечить готовность систем теплопотребления, персонала к отопительному периоду.
В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны в том числе: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Хозяйствующие субъекты товарного рынка услуг по передаче тепловой энергии осуществляют свою деятельность в условиях естественной монополии в границах присоединенной и эксплуатируемой тепловой сети.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по поставке тепловой энергии отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона АО "Автономная теплоэнергетическая компания" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, в связи с чем, деятельность вышеуказанного общества подпадает также под ограничения Закона о защите конкуренции, действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, ущемляющей интересы других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом вышеизложенного АО "АТЭК" занимает доминирующее положение на рынке услуг производства, передачи и распределения пара - тепловой энергии в границах МО г. Краснодар.
С учетом вышеизложенного в действиях АО "АТЭК" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 24.12.2015 N 713 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "АТЭК" возбуждено дело N 519/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 31.12.2015 о назначении дела N 519/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 519/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.
Из сведений, представленных АО "АТЭК", следует, что МКД <_> оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), который входит в состав общего имущества собственников жилого дома.
Теплоснабжение МКД <_> осуществляется от центрального теплового пункта (ЦТП) "Аврора", расположенного по <_> Пуск тепловой энергии на отопление в ЦТП "Аврора" был осуществлен 15.10.2015.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
В рамках дела N 519/2015 ТСЖ "ВИТ" письмом (вх. от 15.04.2016 N 3884) представлена копия налоговой декларации за 2015 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по виду экономической деятельности по классификации ОКВЭД 70.32.1.
Также ТСЖ "ВИТ" представлена справка о видах деятельности в 2015 году, согласно которой ТСЖ "ВИТ" оказывает услуги по замене ламп накаливания, а также осуществляет сдачу в наем собственного недвижимого имущества.
Согласно Уставу ТСЖ "ВИТ" Товарищество является некоммерческой организацией, с формой объединения собственников помещений в доме для совместного управления и обеспечения в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (п. 1.4 Устава).
В разделе 2.3 Устава ТСЖ "ВИТ" предусмотрены виды хозяйственной деятельности Товарищества, к ним относятся: обслуживание, эсксплуатация и ремонт недвижимого имущества в жилом многоквартирном доме строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в жилом многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в доме.
Уставом ТСЖ "ВИТ" не предусмотрено получение прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности.
Из материалов дела установлено, что ТСЖ не осуществляет иных видов деятельности, кроме управления недвижимым имуществом и получает доходы только от осуществления экономической деятельности по управлению недвижимым имуществом.
В целях всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела N 519/2015, с учетом вышеизложенных норм, были запрошены у ИФНС России N 1 по г. Краснодару соответствующие сведения, связанные с осуществлением коммерческой деятельности со стороны ТСЖ "ВИТ".
Согласно сведениям, представленным ИФНС России N 1 по г. Краснодару, по представленной 31.03.2016, ТСЖ "ВИТ" налоговой декларации по УСН за 2015 г. Инспекцией проводится камеральная налоговая проверка.
Из представленных ИФНС России N 1 по г. Краснодару сведений следует, что ТСЖ "ВИТ" является некоммерческой организацией, осуществляющей только уставную деятельность - управление многоквартирными домами и обеспечение их эксплуатации. Товарищество собственников жилья не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
На основании вышеизложенного, с учетом внесенных изменений в ст. 10 Закона "О защите конкуренции", ТСЖ "ВИТ" не является хозяйствующим субъектом.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "АТЭК" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 519/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "АТЭК".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
О.Р.Коробкина
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 августа 2016 г. N 519/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016