Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 23 августа 2016 г. N 78/18770/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей АО "Кронштадский морской завод" (далее - Организатор закупки) ;
в отсутствие представителей ООО "РТД-Инжиниринг" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N18807/16 от 12.08.2016) ООО "РТД-Инжиниринг" на действия организатора торгов АО "Кронштадский морской завод" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания (извещение N 31603859515, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
06 июля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31603859515 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания, включая документацию на проведение открытого запроса предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Кронштадский морской завод" (далее - Положение о закупках) с изменениями от 11.11.2015 г., на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 000 000,00 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
06.07.2016 в 10:00 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
18.07.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
22.07.2016 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru |
2. Заявитель полагает, что закупочной комиссией Организатора закупки (далее - Закупочная комиссия) допущено нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, которое по мнению Заявителя привело к неправомерному выбору победителя Закупки.
Заявитель также считает, что Организатором закупки в Закупочной документации установлены противоречивые требования в части представления участниками обоснования заниженной более чем на 20% цены договора, а также указывает на отсутствие порядка оценки указанного обоснования.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/17851/16 от 15 августа 2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
Заявитель подавал заявку на участие в Закупке, вместе с тем, следуя доводам жалобы Заявителя, ООО "РТД-Инжиниринг" обжалует, в том числе, неразмещение Организатором закупки в надлежащем виде обязательной информации о закупке, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
АО "Кронштадский морской завод" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По первому доводу жалобы Заявителя:
Согласно п.п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 21 Информационной карты в составе Закупочной документации Организатором закупки определены следующие критерии оценки заявок на участие в Закупке:
- Цена договора. Значимость критерия (Цi) 60,0%
- Опыт работы. Опыт работы не менее 20 000 000,00 рублей за 2 года (2014-2015). Значимость критерия (Oi) 40,0%
Согласно п. 22 Информационной карты в составе Закупочной документации предусмотрен следующий порядок оценки заявок по установленным критериям:
"Рейтинг Заявки представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям, установленным пунктом 21 "Информационная карта", с учетом значимости указанных критериев.
Рейтинг Заявки на участие в Запросе предложений i-го Участника Запроса предложений определяется по формуле:
Ri =БЦi * Vцi + БОi * Vоi, где V - значимость соответствующего критерия, установленная пунктом 19 "Информационная карта", БЦi, БОi - оценка соответствующего критерия i-ого Участника в баллах.
Совокупная значимость всех критериев равна 100 процентам. Максимальная оценка в баллах для каждого из критериев - 100 баллов.
1. Цена договора
БЦi = Цmin/ Цi * 100
где: БЦi - оценка по критерию "цена договора"/"цена единицы товара, работ, услуг" i-го Участника Запроса предложений, баллы.
Цi - предложение о цене договора, указанное в Заявке на участие в Запросе предложений i-го Участника Запроса предложений, руб.
Цmin - минимальное предложение о цене договора из представленных Участниками Запроса предложений в Заявках, руб.
2. Опыт работы
БОi = Оi/ Оmax * 100
где:
БОi - оценка по критерию "опыт работ", баллы;
Оi - опыт работ, указанный в заявке на участие в запросе предложений i-ого претендента;
Omax - больше или равный, указанному в тех. задании опыту из указанных претендентами в заявках на участие в запросе предложений
Максимальный балл по данному критерию присваивается заявке Участника запроса предложений, имеющего опыт работ, запрашиваемый или больше, чем в технической документации.
Критерий оценивается, исходя из количества договоров, заявленных претендентом в "Справке о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров" (Раздел 7 Форма 4 настоящей Документации, подтверждающие выполнение контрактов).
Опыт работы не менее 20 000 000,00 рублей за 2 года (2014-2015)".
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок участников в торговой процедуре "Запрос предложений N 2262958-1" от 01.08.2016 к участию в Закупке было допущено 5 заявок, которые были ранжированы с присвоением первого места заявке ООО "ГСИ Спецнефтеэнергомонтаж-автоматика" набравшей 100 баллов.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив представленные документы, установила, что участником ООО "ГСИ Спецнефтеэнергомонтаж-автоматика" была предложена наименьшая цена договора, а также представлены сведения об имеющемся опыте на сумму 2 565 194 977,00 рублей, что является максимальным среди участников Закупки, вследствие чего Закупочной комиссией заявке ООО "ГСИ Спецнефтеэнергомонтажавтоматика" было правомерно присвоено 100 баллов.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки нарушений порядка проведения процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы Заявителя:
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Согласно п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как указано в ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.9.6 Закупочной документации установлено, что при представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, участник закупки, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.
При этом согласно п. 3.9.7 Закупочной документации предусмотрено, что Закупочная комиссия вправе отклонить заявку, если установлено, что предложенная в заявке цена занижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование, либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены договора комиссия пришла к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях.
Вместе с тем в указанном пункте также значится, что при проведении закупок на выполнение работ по строительству, капитальному и текущему ремонту, реконструкции объектов капитального строительства Закупочная комиссия вправе отклонить заявки, содержащие предложение о цене договора на 20 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, независимо от наличия в них обоснования цены.
Предметом Закупки является выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки.
Таким образом требования Закупочной документации с одной стороны обязывают потенциальных участников Закупки при подаче заявки на участие в Закупке с заниженной более чем на 25% от НМЦ ценой предложения прикладывать обоснование заявленной цены, а с другой стороны позволяют Закупочной комиссии отклонять такие заявки от участия в Закупке.
Кроме того, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором закупки в Закупочной документации не установлен порядок отклонения заявок, содержащих предложение о цене договора на 20 и более процентов от НМЦ, что фактически позволяет Закупочной комиссии руководствоваться субъективным мнением ее членов при рассмотрении той или иной заявки на участие в Закупке, предложившей сниженную более чем на 20% от НМЦ цену.
Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора закупки по установлению противоречивых требований к представлению обоснования заниженной более чем на 20% цены договора, а также неустановлению порядка подтверждения соответствия предлагаемого обоснования, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N18807/16 от 12.08.2016) ООО "РТД-Инжиниринг" на действия организатора торгов АО "Кронштадский морской завод" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания (извещение N 31603859515), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов АО "Кронштадский морской завод" нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу (вх.N18807/16 от 12.08.2016) ООО "РТД-Инжиниринг" на действия организатора торгов АО "Кронштадский морской завод" и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания (извещение N 31603859515) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов АО "Кронштадский морской завод" при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания (извещение N 31603859515) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем неправомерного установления в Закупочной документации противоречивых требований к представлению обоснования заниженной более чем на 20% цены договора, а также неустановления порядка подтверждения соответствия предлагаемого обоснования.
3. Не выдавать организатору закупки АО "Кронштадский морской завод" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту сети освещения и электрической разводки в помещениях третьего этажа здания (извещение N 31603859515) ввиду того, что выявленные нарушения фактически не повлекли ограничения конкуренции или возможного нарушения прав участников Закупки, т. к. не явились основанием для отклонения заявок, поданных на участие в Закупке.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 августа 2016 г. N 78/18770/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016