Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 22 августа 2016 г. N РНП-38-0096
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению обращений на нарушение торгов и порядка заключения договоров (далее-Комиссия), а именно, жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на которую приказом N 32 от 15.03.2016 г. возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, в составе: (_)
при участии представителей заказчика (организатора торгов): Б. по доверенности; в отсутствие участника закупки-лица, в отношении которого подано обращение - общества с ограниченной ответственностью "Энергопродукт" (далее - ООО "Энергопродукт"), уведомленного надлежащим образом; рассмотрев обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Энергопродукт", в связи с уклонением участника закупки (извещение N 31603706291, лот N 1) - ООО "Энергопродукт" от заключения договора, установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратился заказчик - ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о включении сведений в отношении ООО "Энергопродукт" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением участника закупки - ООО "Энергопродукт" от заключения договора по результатам запроса котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. по лоту N 1 на право заключения договора на поставку 2-х комплектной трансформаторной подстанции и силовых трансформаторов для филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Нижнеудинские электрические сети".
В Иркутское УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Энергопродукт" из которых следует, что, общество после получения извещения N 293 от 04.07.2016 г. о том, что ООО "Энергопродукт" стало победителем по лоту N 1 направило письмо в адрес заказчика с просьбой исключить из договора п. 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10, которые, по мнению ООО "Энергопродукт", дают ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возможность при приемке товара найти несущественные отклонения и не принимать товар с предъявлением штрафа и отсрочки оплаты.
В ответ на вышеуказанное обращение заказчиком было направлено в адрес ООО "Энергопродукт" письмо N ИК/062-1415 от 05.07.2016 г. где обществу было сообщено о том, что победитель закупки лишен права изменять существенные условия договора.
Однако, ООО "Энергопродукт" не согласно, что пункты, которые общество просило исключить из договора являются существенными.
О своем намерении заключить договор ООО "Энергопродукт" сообщило заказчику в письме N 333 от 25.07.2016 г.
Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы обращения организатора торгов, возражения лица, в отношении которого поданы сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, приходит к следующим выводам.
Заказчиком 27.05.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru далее официальный сайт) размещено извещение о проведении закупки N 31603706291 в форме запроса котировок цен, в частности по лоту N 1 на право заключения договора на поставку 2-х комплектной трансформаторной подстанции и силовых трансформаторов для филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Нижнеудинские электрические сети".
Итоговым протоколом заседания закупочной комиссии N 45/16 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок цен N 45/16 (утвержден 21.06.2016 г., размещен на официальном сайте 24.06.2016 года), победителем (единственным участником) признано ООО "Энергопродукт".
В соответствии с п. 20 Документации запроса котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. и Положением о закупке товаров, работ, услуг ОГУЭП "Облкоммунэнерго", утв. приказом ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 11.04.2016 г. г.N 97, участник, объявленный победителем по результатам закупки, должен подписать проект договора со всеми приложениями к нему с учетом условий, предложенных в заявке, и представления его заказчику - не позднее 10 рабочих дней со дня размещения итогового протокола закупки на официальном сайте.
Итоговый протокол размещен 24.03.2016 г., следовательно, ООО "Энергопродукт" обязано подписать проект договора и представить его в адрес заказчика в срок до 08.07.2016 г.
ООО "Энергопродукт" подписанный проект договора со всеми приложениями к нему с учетом условий, предложенных в заявке, в срок до 08.07.2016 г. не представило.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" письмом NИК/062-1415 от 05.07.2016 г. уведомило ООО "Энергопродукт" о необходимости в срок до 08.07.2016 г. представить в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" подписанный по результатам указанной выше процедуры закупки проект договора и предупредило, что в случае его непредставления сведения об ООО "Энергопродукт" как о недобросовестном участнике закупок будут направлены в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Письмом от 25.07.2016 г. исх. N 333 ООО "Энергопродукт" направило в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" письмо, в котором предложило заключить договоры на условиях, отличающихся от предусмотренного документацией о закупке, а именно: просило исключить из договора п. 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10.
Частью 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Комиссией установлено, что письмо, представленное ООО "Энергопродукт", содержит в себе изменение существенных условий договора, в частности срока оплаты, что противоречит положениям действующего законодательства (ст. 432 ГК РФ).
Победитель закупки лишен права изменять существенные условия договора, установленные в проекте договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке, утвержденной заказчиком.
Договор формируется путем включения условий, предложенных в заявке участником закупки, в проект договора.
Кроме того, согласно действующему законодательству Российской Федерации, разногласия могут касаться только положений проекта договора, не соответствующих, по мнению победителя закупки, извещению о проведении закупки, документации о закупке, а также заявке победителя на участие в закупке.
Однако, направленное ООО "Энергопродукт" письмо от 25.07.2016 г. исх. N 333 не содержало в себе замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о проведении закупки в форме запроса котировок цен, документации о ней и своей заявке на участие в такой закупке, с указанием соответствующих положений данных документов.
Вместо замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о проведении закупки N 45/16, ООО "Энергопродукт" направило в адрес заказчика информационное письмо исх. N 333 от 25.07.016г. (за пределами срока подписания проекта договора -08.07.2016 г.) в котором просило согласовать иные условия заключения договора, а именно: исключить из договора п. 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10.
Таким образом, ООО "Энергопродукт", злоупотребив своим правом, намеренно затягивало подписание проекта договора с целью получения удобных для него условий.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Нарушение процедуры заключения договора по итогам запроса котировок цен, влекущее признание участника уклонившимся, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в сфере закупок.
ООО "Энергопродукт" не исполнило свое обязательство по заключению договора, вытекающее из статуса победителя закупки (запроса котировок цен N 45/16), в рамках осуществления им предпринимательской деятельности оно несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, ООО "Энергопродукт" не предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения договора, в поведении Общества наличествуют признаки недобросовестности и включение ООО "Энергопродукт" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в ходе проведения проверки подтвердился факт недобросовестного поведения ООО "Энергопродукт" при заключении договора на поставку 2-х комплектной трансформаторной подстанции и силовых трансформаторов для филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Нижнеудинские электрические сети" (закупка N 45/16), следовательно, на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведения в отношении ООО "Энергопродукт", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Энергопродукт" (Российская Федерация, 614000 г. Пермь ул. Екатерининская, 55б, офис 402; ИНН 35902035667, дата подведения итогов закупки: 21.06.2016 г., сведения о договоре: поставка 2-х комплектной трансформаторной подстанции и силовых трансформаторов для филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Нижнеудинские электрические сети" (извещение N 31603706291, лот N 1), код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг: 27.1; валюта договора: Российский рубль; цена договора: 1 719 754, 25; код валюты договора -643, срок исполнения договора: 45 (сорок пять) календарных дней с момента подписания договора) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Копию заключения направить сторонам по обращению.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 августа 2016 г. N РНП-38-0096
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016