Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 22 августа 2016 г. N РНП-38-0097
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению обращений на нарушение торгов и порядка заключения договоров (далее-Комиссия), а именно, жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на которую приказом N 32 от 15.03.2016 г. возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, в составе: (_)
при участии представителя заказчика (организатора торгов) ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - Б. по доверенности;
в отсутствии представителя участника закупки-лица, в отношении которого подано обращение - ООО "Энергопродукт, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения;
рассмотрев обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Энергопродукт" (далее - ООО "Знергопродукт") в связи с уклонением от заключения договора по результатам запроса котировок, установила:
в Управление ФАС по Иркутской области обратился заказчик - ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о включении сведений в отношении ООО "Энепргопродукт", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя закупки - ООО "Энергопродукт" от заключения договора по результатам запроса котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. по лоту N 2 на право заключения договора на поставку комплексных подстанций и силовых трансформаторов для нужд филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Ангарские электрические сети" (извещение N 31603706291).
15.08.2016 г. в Иркутское УФАС России поступили письменные пояснения от ООО "Энергопродукт", в соответствии с которыми участник не уклонялся от заключения договора по результатам закупки, настаивая на изменении предлагаемого к подписанию договора, в части исключения несущественных условий, установленных пунктами 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10, которые, по мнению ООО "Энергопродукт", дают ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возможность при приемке товара найти несущественные отклонения и не принимать товар с предъявлением штрафа и отсрочки оплаты.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
Заказчиком 27.05.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (для размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении закупки N 31603706291 в форме запроса котировок цен по выбору организации на право заключения договора на поставку комплектных трансформаторных подстанций и силовых трансформаторов для нужд филиалов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (многолотовая), в том числе, запрос котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. по лоту N 2 на право заключения договора на поставку комплексных подстанций и силовых трансформаторов для нужд филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Ангарские электрические сети".
По итогам вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. (протокол заседания закупочной комиссии N 45/16, размещен в ЕИС- 22.08.2016 г.) принято решение о присвоении первого порядкового номера и признании победителем запроса котировок заявке участника закупки ООО "Энергопродукт".
Заявке участника - ООО "Новосибирский завод конденсаторов" присвоен второй номер.
Документацией о закупке предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации и типовой формой, размещенной на в ЕИС, и являющейся неотъемлемой частью документации о запросе котировок цен.
Письмом от 04.07.2016 г. ООО "Энергопродукт" направлено Заказчику предложение о заключении договора на условиях, отличающихся от предусмотренного документацией о закупке, а именно: за исключением из договора пунктов 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" письмом NИК/062-1415 от 05.07.2016 г. уведомило ООО "Энергопродукт" о необходимости в срок до 08.07.2016 г. представить в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" подписанный по результатам указанной выше процедуры закупки проект договора и предупредило, что в случае его непредставления, сведения об ООО "Энергопродукт" как о недобросовестном участнике закупок будут направлены в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.
ООО "Энергопродукт" подписанный проект договора со всеми приложениями к нему с учетом условий, предложенных в заявке, в срок до 08.07.2016 г. не представило.
Письмом от 25.07.2016 г. исх. N 333 ООО "Энергопродукт" повторно направило в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" письмо, в котором предложило заключить договоры на условиях, отличающихся от предусмотренных документацией о закупке, а именно: просило исключить из договора п. 6.2., 6.4, 6.5, 6.8, 6.9, 6.10.
08.08.2016 г. Заказчиком направлены сведения в антимонопольный орган в отношении ООО "Энергопродукт" для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора по результатам закупки.
22.08.2016 г. Заказчик разместил в ЕИС протокол об отказе победителя закупки от заключения договора, который датирован 18.08.2016 года и направил участнику, заявке которого присвоен второй номер уведомление об уклонении от подписания договора с приложением к уведомлению проекта договора.
На момент рассмотрения обращения, с участником, заявке которого присвоен второй номер, договор не заключен.
Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы обращения Заказчика, возражения лица, в отношении которого поданы сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, приходит к следующим выводам.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 ФЗ ""О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 "Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков" утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о таком участнике.
В соответствии с пунктом 8 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков" утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 установлено, уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке.
Согласно приказу ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проверка Сведений о включении в реестр осуществляется Комиссией в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения Сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Подтвержденные по результатам проверки Сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего Приказа решения руководителя ФАС России.
Таким образом, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения). Антимонопольному органу в обязательном порядке следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа
Победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в предусмотренные сроки, не направил заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. Вместе с тем, для оценки поведения участника закупки, Комиссией рассматриваются действия заказчика в части соблюдения им порядка заключения договора, установленного документацией о закупке, поскольку по общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
В соответствии с п. 20 Документации запроса котировок цен N 45/16 от 27.05.2016 г. и Положением о закупке товаров, работ, услуг ОГУЭП "Облкоммунэнерго", утв. приказом ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 11.04.2016 г. г.N 97, участник, объявленный победителем по результатам закупки, должен подписать проект договора со всеми приложениями к нему с учетом условий, предложенных в заявке, и представления его заказчику - не позднее 10 рабочих дней со дня размещения итогового протокола закупки в ЕИС.
Проект договора, входящий в состав настоящей документации о запросе котировок цен является обязательным для победителя запроса котировок цен. Победитель запроса котировок цен вправе изменить только условия исполнения договора, исходя из заявленных им в заявке редукционных предложений и не вправе изменять текст проекта договора. В случае, если победитель запроса котировок цен откажется (уклонится) от подписания договора в редакции заказчика в установленный срок, в этом случае Заказчик вправе заключить договор с Участником, заявке которого присвоен второй номер, либо провести процедуру закупки повторно, либо отказаться от её проведения.
Если Участник, признанный победителем запроса котировок цен в срок, указанный в пп а) п. 20 Документации о закупке не представит Заказчику подписанный со своей стороны в соответствии с условиями документации о запросе котировок цен проект договора, либо не предоставит надлежащее обеспечение исполнения договора, то данный Участник признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае Заказчик вправе заключить договор с Участником, заявке которого присвоен второй номер, либо провести процедуру закупки повторно.
Для заключения договора с Участником, заявке которого присвоен второй номер, Заказчик направляет ему уведомление о том, что победитель уклонился от подписания договора с приложением к уведомлению проекта договора. Участник, заявке которого присвоен второй номер, обязан представить Заказчику подписанный со своей стороны в соответствии с условиями документации о запросе проект договора не позднее 10 (Десяти) рабочих дней с даты получения от Заказчика уведомления о том, что победитель запроса котировок цен уклонился от подписания договора.
Как указано выше, согласно пункту 2 Правил, Заказчик направляет в уполномоченный орган сведения о победителе закупки, уклонившемся от заключения договора не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора).
Документацией о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе заключить договор с Участником, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Участник, заявке которого присвоен второй номер, обязан представить Заказчику подписанный со своей стороны в соответствии с условиями документации о запросе проект договора не позднее 10 (Десяти) рабочих дней с даты получения от Заказчика уведомления о том, что победитель запроса котировок цен уклонился от подписания договора.
На момент рассмотрения обращения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о включении сведений в отношении ООО "Энергопродукт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора, договор по результатам закупки с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, заключение которого является для него обязательным, не подписан.
Таким образом, у Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении победителя закупки N 31603706291 по лоту N 2 - ООО "Энергопродукт", в связи с уклонением от заключения договора по причине несоблюдения Заказчиком порядка заключения договора по результатам закупки.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Иркутского УФАС решила: решила:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Энергопродукт" (Российская Федерация, 614000 г. Пермь ул. Екатерининская, 55б, офис 402; ИНН 5902035667,) в связи с уклонением победителя закупки (дата подведения итогов закупки - 21.06.2016 г.) от заключения договора по лоту N 2 на поставку комплексных подстанций и силовых трансформаторов для нужд филиала ОГУЭП "Облкоммунэнерго" "Ангарские электрические сети" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Копии заключения направить сторонам по обращению.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии
|
|
|
|
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 августа 2016 г. N РНП-38-0097
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016