Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 25 августа 2016 г. N ИП-08/11926
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_>;
Члены Комиссии <_>;
<_>;
рассмотрев дело N 08-108/2016 по признакам несоответствия рекламы финансовой услуги с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной на сайте google.ru по адресу: https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# newwindow=1&q=%D0%B6%D0%BA+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0 %B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C и https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# q=%3Br%20dblysq/ п.4 ч.3 и ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 Закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет, в части отсутствия части существенной информации об оказываемой финансовой услуге (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость ипотечного кредита составит 7% и срок кредит 10 лет, в части отсутствия наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит и в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается процентная ставка и срок кредита в присутствии (отсутствии):
- представитель ООО "СК 7Я" не явился, извещен.
- представителя ООО "ГУГЛ" по доверенности - <_> (доверенность от 25.01.2015 г. Nб/н);
- представителя Google Inc. по доверенности - <_> (доверенность от 25.09.2015 г. Nб/н); установила:
В Татарстанское УФАС России поступило обращение гражданина (вх.N691/ж от 26.04.2016 г.) о фактах распространения в поисковике Google, по адресу: https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# newwindow=1&q=%D0%B6%D0%BA+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0 %B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C) недостоверной рекламы финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита на приобретение квартиры в Жилом комплексе "Видный" г.Казань.
Согласно, доводам заявителя, указанным в обращении, на вышеуказанном сайте размещена реклама Жилого комплекса "Видный" г.Казань, в котором указана Ипотека от 7% до 10 лет, другие условия, а также наименование лица, предоставляющего ипотеку, не указаны.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.
Кроме того, исходя из представленных распечаток Интернет-страницы от 25.04.2016 г. следует, что в рекламе Жилого комплекса "Видный" г.Казань с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", других условий влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица не содержаться.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 38 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Кроме того, согласно доводам заявителя, следует, что на сайте Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), на которую в рассматриваемой рекламе, содержится ссылка, указаны условия по получению ипотечного кредита на приобретение квартиры в Жилом комплексе "Видный", отличные от условий, содержащихся в данном рекламном объявлении, а именно в конце страницы сайта Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/) указаны следующие условия - "Если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: от 20% до 49% и срок кредита от 3 до 7 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 7%, если срок кредита от 8 до 15 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 10%. Если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: свыше 50% (включительно) и срок кредита от 3 до 7 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 7%, в случае, если документы, подтверждающие доход не предоставляются то процентная ставка составит 8%, если срок кредита от 8 до 15 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 10%, в случае, если документы, подтверждающие доход не предоставляются то процентная ставка составит 11%".
Как следует, из вышеназванных условий, содержащихся на сайте Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), процентная ставка составит 7% при сроке кредита максимум 7 лет, а не 10 лет как это указано в рекламе Жилого комплекса "Видный" г.Казань с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной на сайте Google.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенная на сайте: google.ru содержит признаки нарушения п.4 ч.3 и ч.7 ст.5, ч. 1 и п.2 ч.2 ст. 28 Закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет, в части отсутствия существенной информации об оказываемой финансовой услуге (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", в части отсутствия наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит, в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается процентная ставка и срок кредита.
В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определение о возбуждении дела N 08-108/2016 от 11 мая 2016 года (исх.NИП-08/6583 от 11.05.2016 г.)).
Письмо от 28.06.2016 г. исх.NАД/43676/16 ФАС России наделило Татарстанское УФАС России полномочиями по рассмотрению настоящего дела.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему
Комиссией определением о возбуждении дела N 08-108/2016 от 11.05.2016 г. у ООО "ГУГЛ" и ООО "СК 7Я" были запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения настоящего дела.
Письмом от 30.05.2016 г. вх.N5986 ООО "ГУГЛ" представило запрошенные документы и материалы.
Письмом от 26.05.2016 вх.N5830 ООО "СК 7Я" представило запрошенные документы и материалы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В настоящем случае объектом рекламирования выступают финансовые услуги по выдаче ипотечного кредита на приобретение квартиры в Жилом комплексе "Видный" г. Казань.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, - рекламный носитель. Виды этой рекламы - баннеры, текстовые блоки, байрики, минисайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень).
Баннер - один из преобладающих форматов интернет-рекламы. Представляет собой графическое изображение, аналогичное рекламному модулю в прессе, но способное содержать анимированные элементы, а также являющееся гиперссылкой на веб-страницу с подробным описанием продукта или услуг.
Гиперссылка - это часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе либо на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта. Главное отличие гипертекста от обычного текста заключается в том, что в обычном тексте ссылки пассивны, то есть носят декларативный характер (ссылку можно выписать на листочек, чтобы потом в библиотеке, магазине или Интернете найти нужный материал).
Вместе с тем ссылки в гипертекстовом документе активны - мышиный щелчок заставляет браузер загрузить новый документ (или другую часть текущего) автоматически, без участия пользователя.
Таким образом, при активации (нажатии) на баннер "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной на сайте https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# newwindow=1&q=%D0%B6%D0%BA+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0 %B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C и https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# q=%3Br%20dblysq/" пользователь сети Internet автоматически, без каких-либо дополнительных действий с его стороны, переходит на страницу официального сайта Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), по которому размещены условия ипотечного кредита, на приобретение квартиры в ЖК "Видный" г.Казань, в том числе наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит (кредитные и банковские учреждения).
По мнению Комиссии, данные факты не могут являться основанием для признания рассматриваемой рекламы, как соответствующей требованиям Закона о рекламе, в части наличия в ней наименование лица, предоставляющего финансовые услуги и условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, в связи со следующим.
В рассматриваемой рекламе, размещенной на сайте: google.ru информация о наименовании лица, предоставляющего ипотечный кредит и условия предоставления кредита, отсутствует.
При этом, реклама-баннер в данном случае хоть и имеет гиперссылку, но не может отвечать критериям доступности той информации, которая должна быть в рекламе. Сам переход на сайт Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/) по гиперссылке рекламы на сайте: google.ru может свидетельствовать о создания рекламным-баннером на сайте: google.ru заинтересованности у потребителя и желание воспользоваться рекламой и товаром, предлагаемым соответствующим рекламодателем: в данном случае ООО "СК 7Я", что в соответствии с понятием рекламы и объектом рекламирования, приведенными в статье 3 Закона о рекламе, свидетельствует об исполнении рекламным-баннером, размещенным на сайте: google.ru своей функции и задачи, в части привлечения внимание к объекту рекламирования: финансовой услуге по выдаче ипотечного кредита на приобретение квартиры в Жилом комплексе "Видный" г. Казань.
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, реклама сама по себе, какой бы она не была, и где бы, не размещалась, не может создать и вызвать у потребителя чувства принятия конкретного решения воспользоваться рекламируемой услугой либо приобрести рекламируемый товар, реклама, как было отмечено выше, является инструментом создания внимания к объекту рекламирования.
Представители ООО "ГУГЛ" по существу рассматриваемого дела изложили позицию общества, изложенной в письме от 30.05.2016 г. вх.N5986 о несогласии вменяемому правонарушению, и что признаки нарушения Закона о рекламе в рамках настоящего дела содержаться в действиях рекламодателя.
В ходе заседания Комиссии, прошедшего 06 июля 2016 года представитель ООО "ГУГЛ" поддержал позицию общества, изложенной в письменных пояснениях от 30.05.2016 г. вх.N5986, и озвученных устно в ходе заседания Комиссии, состоявшегося 08.06.2016 года, в том числе о том, что в рассматриваемой рекламе обозначение "ипотека" не может рассматриваться в качестве финансовой услуги, так как данное обозначение используется ООО "СК 7Я", которое не является финансовой организацией, и не оказывает услуги по ипотеке.
По мнению представителя ООО "ГУГЛ", в данном случае обозначение "Ипотека" необходимо рассмотреть с точки зрения, определения приведенного в Законе об ипотеке, в соответствии с которой ипотека означает способ обеспечения возврата кредита, и не является финансовой услугой.
В связи, с чем данная реклама, по мнению представителя ООО "ГУГЛ" не может рассматриваться как финансовая услуга. В обосновании указанных доводов, представителем ООО "ГУГЛ" представлена копия решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по делу N 30/15 от 9.06.2015 г.
Однако данные доводы представителя ООО "ГУГЛ" в ходе заседания Комиссии не подтвердились, так как согласно пояснениям ООО "СК "7Я" финансовые услуги по ипотечному кредитованию, указанному в рекламе оказывает ПАО "ИнтехБанк", которое является банковским учреждением и оказывает финансовые услуги.
Комиссия также отмечает, что в рассматриваемом случае объектом рекламирования являлась не только услуга по выдаче ипотечных кредитов на приобретение квартиры в ЖК "Видный" г.Казани, но и непосредственно сам ЖК "Видный", целью рекламирования которого является привлечение внимания потребителей (потенциальных покупателей) к квартирам, реализуемым в ЖК "Видный", на основании предложения выгодных условий получения ипотечного кредита.
Однако, как следует из текста рекламы, акцент в рекламе сделан именно на финансовые услуги по предоставлению ипотечного кредита на определенных условиях, что подтверждается наличием в рекламе следующего текста: "Ипотека, от 7% до 10 лет".
Из текста рекламы, по мнению Комиссии, однозначно следует, что объектом рекламирования является финансовые услуги по предоставлению ипотечного кредита на условиях от 7% (стоимость кредита) до 10 лет (срок кредита). Данным объявлением привлекалось внимание потребителей к финансовой услуге по предоставлению ипотечного кредита на условиях от 7% (стоимость кредита) до 10 лет (срок кредита) для приобретения квартиры в Жилом комплексе "Видный" г.Казань.
Применение в рассматриваемой рекламе обозначения "Ипотека" с %-ми ставками и сроком предоставления, исходя из позиции обычных потребителей, в том числе членов Комиссии Татарстанского УФАС России воспринимается не как способ обеспечения возврата кредитных средств, а как финансовая услуга - ипотечный кредит. Также следует отметить, что обеспечение возврата кредита (ипотека) не может быть сама по себе иметь стоимостный характер, в виде % ставок и срока предоставления, в отличие от кредита.
Следовательно, в рассматриваемом случае, обозначение "Ипотека" в рекламе подразумевает именно финансовую услугу - кредит на приобретение жилья (ипотечный кредит), а не сам способ обеспечения возврата заемных средств (займа, кредита), как это поясняется представителем ООО "ГУГЛ" и Google Inc.
Как следует, из приведенной в письменных пояснениях ООО "ГУГЛ" позиции ФАС России от 08.11.2007 г. NАК/21149, если реклама указывает на предоставление финансовых услуг: "кредит" "автокредит" "лизинг" или же такие словосочетания, как "продажа в кредит" "предоставление кредита" "предоставление в лизинг" то такую рекламу следует рассматривать как рекламу финансовых услуг и на нее распространяются требования статьи 28 Закона о рекламе.
В силу статей 819 и 822 Гражданского кодекса РФ договор товарного кредита заключается с банками или кредитными организациями.
Поскольку торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, указание в их рекламе на возможность получения товарного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор кредита, может быть признано нарушением пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Однако, если из рекламы четко следует, что кредитование покупок или услуг осуществляется не торговой или сервисной организацией, а иными лицами, например, банком или банками-партнерами, то на такую рекламу требования статьи 28 Закона о рекламе не распространяются.
Как было установлено, в рассматриваемой рекламе "Ипотека" обозначает именно - ипотечный кредит. Однако, в рассматриваемой рекламе, не следует, что ипотечный кредит, обозначенный словом "Ипотека" предоставляется, каким-либо кредитным учреждением, банком или банками-партнерами.
Следовательно, с учетом того, что ООО "СК 7Я" не является кредитной организацией, указание в рассматриваемой рекламе с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной на сайте: google.ru на возможность получения ипотечного кредита без сообщения сведений о кредитной организации, заключающей договор ипотечного кредита, не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в части отсутствия наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит.
Исходя из представленных распечаток сайта: https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# newwindow=1&q=%D0%B6%D0%BA+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0 %B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C и https://www.google.ru/webhpsourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8# q=%3Br%20dblysq/ от 25.04.2016 г. следует, что в рекламе Жилого комплекса "Видный" г.Казань с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", других условий влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица не содержаться, в том числе не содержится величина, предоставляемых кредитных средств при котором стоимость кредита составит 7%.
По мнению Комиссии, факт наличия гиперссылки на страницу официального сайта Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), на которой размещены условия ипотечного кредита, на приобретение квартиры в ЖК "Видный" г.Казань также не может отвечать критериям доступности той информации, которая должна быть в рекламе, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Кроме того, условия предоставления ипотечного кредита на приобретение квартиры в ЖК "Видный" г.Казань, размещенной на сайте Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), отличные от условий, содержащихся в данном рекламном объявлении, а именно на сайте ЖК "Видный" были указаны следующие условия - "Если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: от 20% до 49% и срок кредита от 3 до 7 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 7%, если срок кредита от 8 до 15 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 10%. Если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: свыше 50% (включительно) и срок кредита от 3 до 7 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 7%, в случае, если документы, подтверждающие доход не предоставляются то процентная ставка составит 8%, если срок кредита от 8 до 15 лет то процентная ставка, в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка составит 10%, в случае, если документы, подтверждающие доход не предоставляются то процентная ставка составит 11%".
Вышеуказанные факты подтверждаются распечатками сайта: http://7ya7.ru/ от 25.04.2016 г.
Учитывая специфику распространения информации в сети Интернет, в том числе с использованием гиперссылок, представленная на сайте google.ru информация способны создать у потребителя устойчивое впечатление о возможности приобретения квартиры в Жилом комплексе "Видный" г.Казань по ипотечному кредиту на условиях от 7% (стоимость кредита) до 10 лет (срок кредита).
В ходе заседания Комиссии, состоявшегося 6.07.2016 г. представитель ООО "СК 7Я", не смогла пояснить на вопрос Комиссии, почему условия предоставления ипотеки, указанные в рекламе от 7% до 10 лет, не совпадают с условиями указанными на сайте: http://7ya7.ru/ от 25.04.2016.
Таким образом, на сайте Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), указано, что процентная ставка по ипотечному кредиту составит 7% при сроке кредита максимум 7 лет, а не 10 лет, как это указано в рекламе Жилого комплекса "Видный" г.Казань с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной на сайте google.ru
Следовательно, наличие гиперссылки на страницу официального сайта Жилого комплекса "Видный" г.Казань (http://7ya7.ru/), на которой размещены условия ипотечного кредита, на приобретение квартиры в ЖК "Видный" г.Казань не восполняет информацию и условия, которые должны быть в рекламе, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
При этом, содержание в рекламе условий предоставления ипотечного кредита, отличных от условий предоставления кредита, содержащихся на сайте Жилого комплекса "Видный" г.Казань, не соответствует требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги, а именно реклама с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенная на сайте google.ru содержит нарушения п.4 ч.3 ст.5 Закона "О рекламе", в части содержания не соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет.
Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС Росси установила, что согласно условиям, указанным на сайте: http://7ya7.ru/ от 25.04.2016 стоимость кредита составит 7%:
- если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: от 20% до 49% и срок кредита от 3 до 7 лет, а также в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка:
- если размер первоначального взноса от стоимости предмета залога: свыше 50% (включительно) и срок кредита от 3 до 7 лет, а также в случае подтверждения дохода справкой по форме 2-НДФЛ, либо справкой по форме Банка.
То есть, стоимость ипотеки не составляет 7% на 10 лет (до 10 лет). Для того, что бы стоимость ипотечного кредита составила 7%, максимальный срок кредита должен составлять до 7 лет, в соответствии с условиями, содержащимися на сайте Жилищного комплекса Видный (http://7ya7.ru/) по состоянию на 25.04.2016 г. Для срока кредита до 10 лет стоимость ипотеки составит от 10 до 11%.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия приходит к выводу, что в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об оказываемой финансовой услуге (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость кредита составить 7% и срок кредит 10 лет.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в части отсутствия части существенной информации об оказываемой финансовой услуге (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость ипотечного кредита составит 7% и срок кредит 10 лет.
Согласно письменным пояснениям ООО "СК 7Я" от 26.05.2016 вх.N5830 общество является генеральным подрядчиком строительства ЖК "Видный" (16-этажный 2-секционный жилой дом с надстройкой 17-этажа (ул.Г.Баруди, 4)). Кроме того, общество является участником долевого строительства по данному дому, связи, с чем обществом производиться реализация квартир в данном доме, и в связи, с чем возникла необходимость размещения рекламы в сервисе AdWords на сайте google.ru.
Кроме того, согласно пояснениям ООО "СК 7Я" от 26.05.2016 г. вх.N5830 следует, что рекламные услуги ООО "СК 7Я", в том числе размещение спорной рекламы на сайте google.ru оказывались ООО "СтройДом", в рамках заключенного договора от 01.04.2016 года N32/2016.
Однако объектом рекламирования, и лицом, определявшим объект рекламирования в рассматриваемой рекламе, являлся именно ООО "СК 7Я", что также следует из пунктов 1.1 и 1.2 договора от 01.04.2016 года N32/2016, в соответствии с которым ООО "СтройДом" по заданию ООО "СК 7Я" осуществляет и размещает в СМИ и иных источниках рекламу по продажу объектов недвижимости в ЖК "Видный - ул.Г.Баруди, 4.
Следовательно, рекламодателем в рассматриваемой рекламе является ООО "СК 7Я".
Вышеуказанная реклама размещена на сайте Google с использованием сервиса AdWords. Договор на размещение рекламы в сервисе AdWords заключается на стандартных условиях оказания рекламных услуг.
В соответствии с названными условиями оказания рекламных услуг, стороной по данному договору является ООО "Гугл", с местом нахождения по адресу: Российская Федерация, 115035, Москва, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7.
Владельцем доменного имени в сети Интернет: google.ru является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США)), которому также принадлежит система (сервис) AdWords и который управляет данной системой (сервисом).
ООО "ГУГЛ" является перепродавцом рекламного пространства, принадлежащего компании Google Inc и осуществляет вспомогательные функции применительно к сервису AdWords в России, в том числе заключает договора с клиентами сервиса AdWords.
Технические надстройки фильтрации (модерации) рекламных объявлений, процедуру приостановки и блокировки доступа клиентов к сервису AdWords определяет Google Inc.
Таким образом, рекламораспространителем рекламы в сети Интернет, в частности на сайте google.ru является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США)).
На основании изложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам, относительно рекламы с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной в сети Интернет в поисковике (на сайте): google.ru:
- данная реклама не соответствует требованиям п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, в части содержания не соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет;
- данная реклама не соответствует требованиям ч.7 ст.5 Закона о рекламе, в части отсутствия части существенной информации об оказываемой финансовой услуги (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость ипотечного кредита составит 7% и срок кредит 10 лет;
- данная реклама не соответствует требованиям ч.1 ст.28 Закона о рекламе, в части отсутствия наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит;
- данная реклама не соответствует требованиям п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается процентная ставка и срок кредита;
- рекламодателем данной рекламы является ООО "СК 7Я" (ОГРН 1101690037350; ИНН/КПП 1655195930/165501001420111; 420111, г.Казань, ул.М.Джалиля, д.14/10);
- рекламораспространителем данной рекламы является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США; адрес для корреспонденции: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7)).
На заседании Комиссии доказательного опровержения выводов Комиссии Татарстанского УФАС России, не установлено.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пунктом 3 части 3 и части 7 статьи 5, частью 1 и пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспростронитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 и частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила
1) Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет", размещенной и распространявшейся в сети Интернет на территории Российской Федерации в поисковой системе Google посредством сервиса "Google AdWords" нарушающей требования п.4 ч.3 и ч.7 ст.5, ч. 1 и п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе":
- в части содержания не соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет;
- в части отсутствия части существенной информации об оказываемой финансовой услуги (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость ипотечного кредита составит 7% и срок кредит 10 лет;
- в части отсутствия наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит;
- в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается процентная ставка и срок кредита.
2) Выдать Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США; адрес для корреспонденции: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7)) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно прекратить распространение и размещение в сети Интернет на территории Российской Федерации в поисковой системе Google посредством сервиса "Google AdWords" рекламы ООО "СК 7Я" с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет" без наличия в нем наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит.
3) Выдать ООО "СК 7Я" (ОГРН 1101690037350; ИНН/КПП 1655195930/165501001420111; 420111, г.Казань, ул.М.Джалиля, д.14/10) предписание о прекращении нарушения п.4 ч.3 и ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно прекратить размещение в сети Интернет на территории Российской Федерации в поисковой системе Google посредством сервиса "Google AdWords" рекламы с текстом "Ипотека от 7% до 10 лет" без наличия соответствующих действительности сведений о стоимости ипотечного кредита со сроком до 10 лет, без наличия существенной информации об оказываемой финансовой услуге (ипотеке) для приобретения квартиры в ЖК "Видный", при которых стоимость ипотечного кредита составит 7% и срок кредит 10 лет, без наличия в нем наименование лица, предоставляющего ипотечный кредит, и без наличия полных условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита).
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Исп.: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25 августа 2016 г. N ИП-08/11926
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016