Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 25 августа 2016 г. N 78/18608/16
Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2016
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2016 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы физического лица
В присутствии представителя АО "Российский аукционный дом" (далее - Организатор торгов)
В отсутствие физического лица (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России;
В отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России;
В отсутствие представителя Комитета по конкурентной политике Московской области, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. от 18808-ЭП/16 от 12.08.2016) на действия Организатора торгов - ОАО "Российский аукционный дом" при организации и проведении аукциона (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru, N 060716/0530477/08), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения, установила:
Извещение N 060716/0530477/08, опубликовано на официальном сайте о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 18.07.2016
Предметом аукциона является:
Лот N 1. Нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 282,8 кв.м, этаж подвал, номера на поэтажном плане III, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Люберцы, п/о 3, д.26, кадастровый (или условный) номер: 50:22:0010211:20355, находящееся в собственности Московской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 июня 2013 года сделана запись регистрации 50-50-61/006/2013-263.
Существующие ограничения (обременения): аренда. Договор аренды от 11.07.2014 N МИ-11214/0004 областной собственности, составляющей казну Московской области. Площадь помещений, передаваемых по договору аренды - 282,8 кв.м. Срок договора аренды: до 10.07.2019 г.
Начальная цена Лота N 1 - 14 250 155,00 руб. (четырнадцать миллионов двести пятьдесят тысяч сто пятьдесят пять рублей, 00 копеек), в том числе НДС: 2 173 752, 46 руб. (два миллиона сто семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят два рубля, сорок шесть копеек)), в том числе НДС: 1 384 343,36 руб. (один миллион триста восемьдесят четыре тысячи триста сорок три рубля тридцать шесть копеек).
Шаг аукциона - 71 250,78 руб. (семьдесят одна тысяча двести пятьдесят рублей, семьдесят восемь копеек).
Размер задатка - 2 850 031 (два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч тридцать один рубль).
Дата начала приема заявок: 19.07.2016.
Дата окончания приема заявок: 21.09.2016.
Дата и время проведения торгов (подведения итогов торгов): 23.09.2016.
Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов по следующим основаниям:
Установление Специализированной организацией отказа в приеме заявок;
Неправомерная передача ряда полномочий Организатором продажи специализированной организации.
Отсутствие полномочий у Организатора торгов по осуществлению функций продавца.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" (далее - Постановление N585).
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Законом о приватизации в порядке, установленном настоящей статьей.
Необходимо отметить, что Заявитель заявку на участие в торгах не подавал, к Организатору торгов за разъяснениями или за получением информации о предмете аукциона не обращался.
Пунктом 3 Постановления N585 установлено, что продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего приватизации имущества, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества (далее именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества в открытой форме;
б) определяет размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в аукционе (далее именуются - претенденты), а также иные условия договора о задатке;
в) заключает с претендентами договоры о задатке;
г) определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и срок подведения итогов аукциона;
д) организует подготовку и размещение информационного сообщения о проведении аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением;
е) принимает от претендентов заявки на участие в аукционе (далее именуются - заявки) и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи, а также предложения о цене имущества при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме;
ж) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в информационном сообщении о проведении аукциона;
з) ведет учет заявок по мере их поступления в журнале приема заявок;
и) принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и уведомляет претендентов о принятом решении;
к) назначает из числа своих работников уполномоченного представителя, а также нанимает аукциониста или назначает его из числа своих работников - в случае проведения аукциона с подачей предложений о цене имущества в открытой форме;
л) принимает от участников аукциона предложения о цене имущества, подаваемые в день подведения итогов аукциона (при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме);
м) определяет победителя аукциона и оформляет протокол об итогах аукциона;
н) уведомляет победителя аукциона о его победе на аукционе;
о) производит расчеты с претендентами, участниками и победителем аукциона;
п) организует подготовку и размещение информационного сообщения об итогах аукциона в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением;
р) обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю аукциона) и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него.
Согласно пункту 4 Постановления N585 продавец вправе привлекать к осуществлению функций, указанных в подпунктах "в" "е" "ж" и "з" пункта 3 настоящего Положения, отобранных на конкурсной основе юридических лиц на основании заключенных с ними договоров.
Согласно информационному сообщению продавцом является Министерство имущественных отношений Московской области. Специализированная организация, осуществляющая функции продавца: АО "Российский аукционный дом" действующее на основании Договора с Министерством имущественных отношений Московской области N 294 от 09.12.2013 г.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Московской области привлекая АО "Российский аукционный дом" к осуществлению функций по подготовке и проведению аукциона было вправе наделить полномочиями АО "Российский аукционный дом" только касающихся заключения с претендентами договоров о задатке; ведения учета заявок по мере их поступления в журнале приема заявок, проверки правильности оформления представленных претендентами документов и определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении аукциона и принятию от претендентов заявок на участие в аукционе и прилагаемых к ним документов по составленной ими описи, а также предложения о цене имущества при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме.
Между тем, Комиссией установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Министерство имущественных отношений Московской области предоставило АО "Российский аукционный дом" следующие полномочия: по результатам рассмотрения документов Специализированная организация принимает решение о признании Претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске (раздел 7 аукционной документации); утверждает протокол об итогах аукциона, уведомляет участника аукциона победителем (раздел 8 аукционной документации).
Исходя из вышеизложенного Организатором продажи нарушен пункт 4 Постановления N585, запрещающего продавцу передавать иным лицам определенные функции, которые он должен осуществлять при продаже имущества самостоятельно.
Информационным сообщением (раздел N5) предусмотрено, что заявки, поступившие после истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, либо представленные без необходимых документов, либо поданные лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий, Специализированной организацией не принимаются.
Вместе с тем, ни Закон о приватизации, ни Постановление N585 не предусматривают отказ в приеме заявки.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Неправомерный отказ в приеме заявки ограничивает количество участников торгов, следствием чего является ограничение конкуренции, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
АО "РАД" осуществляет свои полномочия как Организатор торгов на основании Договора N294 от 09.12.2013 на организацию и осуществление торгов по продаже имущества, находящегося в собственности Московской области, заключенного с Министерством имущественных отношений Московской области, заключенного по результатам конкурсного отбора.
В силу п 3. части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Признать в действиях Организатора продажи нарушение пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе".
Признать в действиях Специализированной организации нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2016 г. N 78/18608/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016