Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 22 августа 2016 г. N 1-00-1483/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствие представителей:
ООО "РЭК N 2" Пятакова В.А. (доверенность от 01.08.2016 N 11),
Управы Пресненского района города Москвы Бояриновой М.Ю. (доверенность от 22.08.2016 N 45), Божевольнова М.Ю. (доверенность от 22.08.2016 N 44), Цыганковой С.А. (доверенность от 22.08.2016 N 48), Федоровой Л.Б. (доверенность от 22.08.2016 N 47),
рассмотрев жалобу ООО "РЭК N 2" на действия организатора торгов - Управы Пресненского района города Москвы при проведении торгов посредством открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.6 (реестровый N 150316/7274365/01, лот N 1),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "РЭК N 2" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Управы Пресненского района города Москвы (далее - Организатор торгов) при проведении торгов посредством открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр.6 (реестровый N 150316/7274365/01, лот N 1) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в следующем:
в непредусмотрении в составе Конкурсной документации ответственности по договору, заключаемому по итогам проведения Конкурса, за неисполнение обязательств (ненадлежащее исполнение обязательств), возложенных на себя победителем Конкурса по оказанию дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в установлении в Конкурсной документации ограниченного легкодостижимого перечня дополнительных работ и услуг;
в неправомерном определении победителем по итогам Конкурса ООО "ВК Комфорт".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства N 75).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства N 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса).
На официальном сайте для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) 15.03.2016 размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса от 15.03.2016 дата окончания приема заявок - 08.08.2016, дата проведения конкурса - 11.08.2016.
Согласно протоколу конкурса по отбору управляющей организации от 11.08.2016 N 3 победителем признано АО "ВК Комфорт", сделавшее последнее предложение наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг в размере один секстилиард рублей 00 копеек.
Предыдущее предложение наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг сделано участником конкурса ГБУ города Москвы "Жилищник Пресненского района" и составило три секстиллиона рублей 00 копеек.
Согласно жалобе Заявителя, в составе Конкурсной документации Организатором торгов не предусмотрена ответственность по договору, заключаемому по итогам Конкурса за неисполнение (не надлежащее исполнение) обязательств, возложенных на себя победителем Конкурса, по оказанию дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, ответственность управляющей организации предусмотрена законодательством РФ.
Кроме того, пунктами 5.1 и 5.2 проекта договора, представленного в составе Конкурсной документации, также предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений, в части формирования Конкурсной документации, в том числе, проекта договора, с нарушением требований Правил проведения конкурса.
На основании чего, Комиссия приняла решение о признании довода 1 жалобы Заявителя необоснованным.
Согласно доводу 2 жалобы Заявителя, представленный в составе Конкурсной документации перечень дополнительных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах ограниченный и содержит всего 7 позиций.
В соответствии с требованиями Конкурсной документации Организатором торгов установлен перечень дополнительных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, включающий следующие наименования работ:
Очистка и помывка фасадов зданий;
Проверка и ремонт общедомовых приборов учета ГВС и ХВС;
Уборка площадки перед входом в подъезд. Очистка металлической решетки и приямка
Влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2 этажа;
Ремонт, утепление дверей лестничных площадок на чердаке;
Мытье окон;
Влажная протирка подоконников, отопительных приборов.
В соответствии с пунктом 76 Правил проведения конкурса участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил.
Согласно подпункту 4(1)) перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Таким образом, Организатор торгов самостоятельно определяет перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса.
Кроме того, согласно пояснениям Организатора торгов, многоквартирные жилые дома, являющиеся предметом проводимых Конкурсов, являются новостройками, следовательно, износ отсутствует.
Исходя из этого, Организатором торгов определен перечень дополнительных работ и услуг с учетом технического состояния домов.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода 2 жалобы Заявителя необоснованным.
Согласно доводу 3 жалобы Заявителя, Организатором торгов, в нарушение Правил проведения конкурса, победителем по итогам Конкурса признано АО "ВК Комфорт".
Согласно пункту 76 Правил проведения конкурса участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил.
В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Согласно пункту 77 Правил проведения конкурса указанный в пункте 76 настоящих Правил участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.
Согласно пункту 78 Правил в случае, если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса.
Согласно жалобе Заявителя, АО "ВК Комфорт" в ходе проведения Конкурса было сделано предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг в общей сумме - один секстилиард рублей.
Таким образом, в соответствии с пунктом 77 Правил проведения конкурса, представителю АО "ВК Комфорт" надлежало назвать перечень дополнительных работ и услуг, общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг.
Однако, представитель АО "ВК Комфорт" заполнял пустой бланк с предложением по стоимости дополнительных работ и услуг, что подтверждает фактическое отсутствие указанного предложения на момент проведения Конкурса.
Вместе с тем, согласно жалобе Заявителя, представитель АО "ВК Комфорт" не однократно изменял содержание бланка с предложением по стоимости дополнительных работ и услуг, в связи с ошибками в предлагаемой стоимости, что было выявлено членами конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы, представитель Организатора торгов пояснил, что представитель АО "ВК Комфорт", в соответствии с Правилами проведения конкурса, назвал и представил конкурсной комиссии в письменном виде расчет по дополнительным работам и услугам на каждый дом.
Кроме того, Правила проведения конкурса не содержат запрета на исправление ошибок, допущенных в предложении участника, признанного победителем по итогам Конкурса.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода 3 жалобы Заявителя необоснованным.
Вместе с тем, Заявитель в своей жалобе также указывает на то, что Организатором торгов нарушены Правила проведения конкурса, так как стоимость дополнительных работ и услуг, предложенная победителем Конкурса, не соответствует принципу добросовестной конкуренции и разумности, так как составляет один секстилиард рублей в год, а также на то, что победителем была предложена одна и та же стоимость дополнительных работ и услуг.
В свою очередь Заявителем также предложена стоимость дополнительных работ и услуг, не отвечающая принципам разумности - два секстиллиона двести восемьдесят семь квинтиллионов пятьсот пятьдесят один квадриллион пятьсот семьдесят пять триллионов двести миллиардов рублей 00 копеек.
Однако, Правилами проведения конкурса не установлена предельная стоимость дополнительных работ и услуг.
Кроме того, Правилами проведения конкурса не предусмотрено отклонение предложения участника на том основании, что предложенная участником стоимость дополнительных работ и услуг не соответствует разумности.
Таким образом, Организатором торгов проведен Конкурс в соответствии с Правилами проведения конкурса.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса необоснованной.
Снять ограничения на проведение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.08.2016 N ИШ/36521.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2016 г. N 1-00-1483/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016