Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 22 августа 2016 г. N 2-19-8765/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" (далее - Общество) от заключения договора с ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации топливораздаточного пункта электродепо "Замоскворецкое" (реестровый N 31603780588) (далее - Аукцион), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
10.08.2016 в Московское УФАС России поступило обращение Заказчика (вх.
N 32925) о проведении проверки факта уклонения Общества от заключения договора с Заказчиком по итогам проведенного Аукциона.
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП "Московский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции, действовавшей на момент объявления Аукциона, размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт).
Из представленных на заседание Комиссии материалов и сведений установлено, что Заказчиком проведен аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации топливораздаточного пункта электродепо "Замоскворецкое" (реестровый N 31603780588).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 15.06.2016 было размещено извещение о проведении Аукциона. Подведение итогов Аукциона - 18.07.2016. Начальная (максимальная) цена договора: - 5 339 092,42 рубля.
Из итогового протокола от 18.07.2016 N 3091766 следует, что победителем по итогам Аукциона признано Общество с предложением цены договора в размере 5 333 753,32 рубля.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.14.2 Аукционной документации Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передает победителю аукциона проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем аукциона в проект договора, прилагаемый к аукционной документации. Заказчик при отсутствии в заявке победителя соответствующей информации вправе не заполнять приложение к договору, раскрывающее ценовое предложение участника (калькуляцию, расчет цены, спецификацию), такое приложение должно быть заполнено победителем аукциона (в процессе подписания договора с его стороны).
Из пункта 3.14.3 Аукционной документации следует, что в течение одного часа с момента получения проекта договора оператор электронной площадки направляет проект договора без электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Победителю закупки.
Согласно пункту 3.14.4 Аукционной документации победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения проекта договора направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя, а также подписанный электронной подписью указанного лица документ, подтверждающий обладание им права на заключение договора от имени Победителя закупки. Одновременно с проектом договора предоставляется документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора (банковская гарантия, платежное поручение). Либо в случае наличия замечаний, Победитель закупки в течение 2 (двух) рабочих дней формируют Протокол разногласий к проекту договора.
Победитель закупки, в случае наличия разногласий к проекту договора, направленному в соответствии с положениями настоящего раздела, направляет Протокол разногласий к проекту договора, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Победителя закупки, оператору электронной площадки. При этом Победитель закупки указывает в Протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении закупки, документации и заявке на участие, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения разногласий оператор электронной площадки направляет Протокол разногласий Организатору закупок.
В случае выявления в Протоколе разногласий требований об изменении условий договора, установленных в документации о закупке и непредусмотренных заявкой Победителя закупки, Победитель закупки может быть признан уклоняющимся от заключения договора.
Организатор закупок в течение двух рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки Протокола разногласий к проекту договора, рассматривает данные разногласия и без подписи заказчика либо направляет доработанный проект договора оператору электронной площадки, либо повторно направляет оператору электронной площадки проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа полностью или частично учесть разногласия Победителя закупки.
В течение одного часа с момента получения оператор ЭТП направляет документы без электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Победителю закупки.
В соответствии с пунктом 3.15.1 Аукционной документации, в случае если указано в пункте 29 Информационной карты Аукционной документации, победитель Аукциона или участник, с которым заключается договор в соответствии с подразделом 3.14 Аукционной документации, должен предоставить обеспечение исполнения договора и/или возврата аванса и/или гарантийных обязательств в соответствии с условиями, предусмотренными проектом договора.
Согласно пункту 29 Информационной карты Аукционной документации установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора. Вид обеспечения:
банковская гарантия, оформленная в соответствии с пунктом 3.15 Аукционной документации;
денежные средства, вносимые на счет заказчика по реквизитам, указанным в проекте договора.
Из пункта 3.15.4 Аукционной документации следует, что банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации. Банковская гарантия должна быть представлена по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Аукционной документации. В банковской гарантии не должно быть условий или требования, противоречащих условиям Аукционной документации, или делающих их неисполнимыми.
В соответствии с пунктом 3.15.6 Аукционной документации банковская гарантия должна быть выдана а, отвечающим следующим требованиям:
в банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, в пределах которой банк гарантирует исполнение обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона, которая должна быть не менее суммы, установленной в пункте 29 раздела 2 "Информационная карта аукциона" настоящей документации;
банковская гарантия должна содержать указание на договор, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны договора, название предмета договора и, по возможности, ссылку на Протокол о результатах аукциона как основание заключения договора. В банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Бенефициара на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Принципалом своих обязательств по договору в предусмотренные сроки или расторжения договора и отказа его вернуть полученную сумму аванса. При этом должно быть предусмотрено, что для истребования суммы обеспечения Бенефициар направляет Гаранту только письменное требование и документы, подтверждающие выплату Принципалу аванса;
банковская гарантия должна содержать указание на согласие Гаранта с тем, что изменения и дополнения, внесенные в договор, не освобождают его от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
банковская гарантия должна быть действительна в течение срока исполнения обязательств по договору Победителем аукциона, плюс не менее чем 60 (шестьдесят) дней.
В ходе заседания Комиссия установила, что итоговый протокол от 18.07.2016 N 3091766 размещен на Официальном сайте 19.07.2016.
Проект договора был подписан Обществом и направлен, совместно с обеспечением исполнения договора в виде банковской гарантии от 20.07.2016
N 66167 (далее - Банковская гарантия), для Заказчика посредством электронной площадки 21.07.2016.
Вместе с тем, по мнению Заказчика, Банковская гарантия, представленная Обществом, не соответствует требованиям Аукционной документации в части не предусматривающей безусловное право бенефициара (Заказчика) и возможности рассмотрения споров по договору в Арбитражном суде города Москвы.
Согласно пункту 2 Банковской гарантии гарант (банк) берет на себя обязательство выплатить бенефициару (Заказчику) по его первому письменному требованию любую сумму или суммы в пределах 266 954,62 рубля. Оплата происходит на основании письменного требования бенефициара о выплате определенной в данной гарантии суммы.
В соответствии с пунктом 4 Банковской гарантии к указанному требованию должны быть приложены следующие документы:
расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена договором, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (Заявителем) обязательств по возврату аванса);
документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями договора (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в Аукционной документации не раскрыто понятие "Безусловости", относящееся к банковской гарантии.
Таким образом, "Безусловность" права бенефициара на истребование суммы банковской гарантии можно толковать как отсутствие условий для получения Заказчиком такой суммы.
При этом, пунктом 2 Банковской гарантии не установлены какие-либо условия для получения Заказчиком суммы банковской гарантии (".по его первому письменному требованию.").
Учитывая изложенное, Комиссия делает вывод о том, что представленная Обществом Банковская гарантия не содержит в себе условий, препятствующих Заказчику получить сумму банковской гарантии.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что установление в пункте 4 Банковской гарантии условия о предоставлении Заказчиком документов в качестве приложения к требованию о выплате средств по банковской гарантии, не является фактом, подтверждающим уклонение Общества от заключения договора с Заказчиком по итогам Аукциона.
Вместе с тем, согласно пункту 18 Банковской гарантии данная гарантия регулируется законодательством Российской Федерации. Все споры между гарантом (банком) и бенефициаром (Заказчиком), вытекающие из настоящей гарантии или связанные с ней, подлежат рассмотрению в суде в соответствии с правилами подсудности, установленными действующим законодательством.
При этом, в Аукционной документации не установлено требование о включении в банковскую гарантию условия о возможности рассмотрения споров по договору в Арбитражном суде города Москвы.
Таким образом, Комиссия в ходе проверки сведений о необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков приходит к выводу об отсутствии оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что отсутствие или наличие в банковской гарантии каких-либо сведений носит устранимый характер и могут быть повторно запрошены и приняты Заказчиком.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 5 Закона о закупках, Комиссия,
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать не включать ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" (ИНН 7736672580; адрес: 117393, Москва, ул. Академика Пилюгина, д. 12, корп. 2, пом. ХА, комн. 1) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2016 г. N 2-19-8765/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016