Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 18 августа 2016 г. N 07/5642
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
рассмотрев жалобу ООО "ТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 1 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера)N4 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/02); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N6 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/03).
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
04.08.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба (вх. N 1718/09 от 04.08.2016 г.) ООО "ТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 1 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера)N4 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/02); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 6 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/03). Рассмотрение жалобы назначено на 11.08.2016 г.
"11" августа 2016 года в ходе рассмотрения жалобы у Комиссии возникла необходимость в получении дополнительной информации, доказательств, в связи с чем, на основании ч. 14.1 ст. 18.1. ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы на семь рабочих дней. Рассмотрение жалобы отложено на "18" августа 2016 года.
18.08.2016 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТехСтрой", представленных пояснений и документов, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
По мнению ООО "ТехСтрой" организатором незаконно в конкурсной документации установлено требование о внесении участником задатка в виде денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательства по заключению Концессионного соглашения. Данными требованиями, по мнению Заявителя, ограничен доступ для участия в конкурсе, поскольку Участник лишен возможности самостоятельно выбрать способ внесения задатка.
Комиссией данный довод жалобы признан необоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 6.1. ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее ФЗ "О концессионных соглашениях") концессионное соглашение должно включать в себя, в том числе, способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О концессионных соглашениях" конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О концессионных соглашениях" конкурсная документация должна содержать размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения, порядок и срок его внесения, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
В соответствии с п. 9.11 ч. 3 ст. 26 ФЗ "О концессионных соглашениях" в сообщении о проведении конкурса должен быть указан размер задатка, порядок и сроки его внесения, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О концессионных соглашениях" решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случае, если задаток заявителя не поступил на счет в срок и в размере, которые установлены конкурсной документацией, при условии, что конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка до даты окончания представления заявок на участие в конкурсе.
Исходя из системного анализа указанных правовых норм, Комиссией Крымского УФАС России установлено, что конкурсной документацией должны быть установлены способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению).
Задаток вносится в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения. Размер задатка, сроки перечисления, а также реквизиты счетов для перечисления, устанавливаются конкурсной документацией.
При этом, отсутствие задатка на указанном в конкурсной документацией счете, в установленный срок, является основанием для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Таким образом, способ обеспечения исполнения концессионером обязательств может быть установлен в том числе, в виде банковской гарантии, однако задаток в обеспечение исполнения обязательства может быть исключительно в виде денежных средств перечисляемых на счет организатора торгов.
Следовательно, действия организатора торгов, касающиеся установления в конкурсной документации задатка в виде денежных средств в качестве обеспечения исполнения обязательства по заключению Концессионного соглашения, являются правомерными.
На заседании Комиссии, представителем ООО "Техстрой" заявлены дополнительные доводы по жалобе, а именно указано на нарушение ч. 6 ст. 23 ФЗ "О концессионных соглашениях" Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при внесении 05.08.2016 г. в конкурсную документацию изменений, касающихся продления сроков предоставлении заявок на участии в конкурсе.
Комиссия Крымского УФАС России рассмотрев данный довод пришла к следующему.
В соответствии с ч 3. ст. 21 ФЗ "О концессионных соглашениях" при проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 настоящего Федерального закона, подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ "О концессионных соглашениях" сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, сообщение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения должно быть размещено на сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Как установлено Комиссией Крымского УФАС России, извещения о проведении конкурсов на право заключения концессионного соглашения (N 050716/12750612/01, N 050716/12750612/02, N 050716/12750612/03) опубликованы на сайте www.torgi.gov.ru 05.07.2016 г., при этом срок окончания приема заявок - 05.08.2016 г. Таким образом, срок с момента публикации извещения до момента окончания приема заявок составляет 22 рабочих дня, что является нарушением указанного выше и предусмотренного ФЗ "О концессионных соглашениях" тридцатидневного срока.
05.08.2016 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в конкурсную документацию внесены изменения, касающиеся сроков представления заявок на участие в конкурсе, а именно дата окончания приема заявок изменена с 05.08.2016 г. на 11.08.2016 г. Данная информация опубликована на сайте www.torgi.gov.ru, а также на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - mzhkh@rk.gov.ru.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений. Сообщение о внесении изменений в конкурсную документацию в течение трех рабочих дней со дня их внесения опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании, размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или направляется лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе.
Изменение даты окончания приема заявок является изменениями в конкурсной документации, а соответственно при изменении даты окончания приема заявок необходимо руководствоваться положениями ч. 6 ст. 23 ФЗ "О концессионных соглашениях", т.е. срок приема заявок должен быть продлен не менее чем на тридцать рабочих дней. Однако данные требования организатором при внесении соответствующих изменений соблюдены не были.
Кроме того заявителем - ООО "ТехСтрой", в ходе заседания комиссии Крымского УФАС России в дополнении к жалобе указано наличие несоответствия в извещении N 050716/12750612/02 на сайте www.torgi.gov.ru и в конкурсной документации, касающейся суммы задатка. Так, в извещении о проведении конкурса сумма задатка указана в размере 300000 (триста тысяч) рублей, тогда как в конкурсной документации сумма задатка указана в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей.
Данное несоответствие о сумме задатка, может ввести в заблуждение потенциальных участников конкурса и привести к необоснованному отстранению от участия.
На основании изложенного, в связи с нарушениями допущенными организатором торгов - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении торгов (извещения на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01, N 050716/12750612/02, N 050716/12750612/03), и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1. ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Крымского УФАС России, решила:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ТехСтрой" (вх. N 1718/09 от 04.08.2016 г.) на действия организатора торгов - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 1 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера)N4 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/02); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 6 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/03).
На основании выявленных нарушений выдать организатору торгов - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Предписание
о совершении действий, направленных на устранение нарушений
порядка проведения торгов
18.08.2016 г.
г. Симферополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, на основании решения от 18.08.2016 г. принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТехСтрой" (вх. N 1718/09 от 04.08.2016 г.) на действия организатора торгов - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 1 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера)N4 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/02); на право заключения концессионного соглашения на реализацию инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, для обслуживания территории логистической зоны (кластера) N 6 (извещение на сайте www.torgi.gov.ru - 050716/12750612/03), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Организатору торгов - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в срок до 07 сентября 2016 г.:
- привести в соответствие информацию в извещении N 050716/12750612/02 на сайте www.torgi.gov.ru и в конкурсной документации, касающейся размера задатка;
- внести изменения в извещение и документацию о торгах (извещения на сайте www.torgi.gov.ru - N 050716/12750612/01, N 050716/12750612/02, N 050716/12750612/03), а именно продлить срок представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений, с учетом ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (не менее тридцати рабочих дней).
2. Конкурсной комиссии в срок до 07 сентября 2016 г.:
- разместить информацию о внесенных изменениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru.
2. В срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 и 2 данного предписания представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 августа 2016 г. N 07/5642
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016