Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 23 августа 2016 г. N 15507/05
Резолютивная часть решения оглашена "18" августа 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "23" августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в составе:
Председатель Комиссии: |
Кожемяко Н.А. - заместитель руководителя управления - начальник отдела изучения и контроля товарных рынков, |
Члены Комиссии: |
Исмаилов М.И. - заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков, Корнева Е.Д. - специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков |
(далее - Комиссия), рассмотрев в присутствии представителей Заказчика, в присутствии представителя Заявителя, дело N 1595/05 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком Закона N 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении открытого аукциона в электронной форме N31603952460 "Изготовление защищенной полиграфической продукции уровня "А" - бланки ветеринарных сопроводительных документов" (далее - открытый аукцион), установила:
Жалоба ООО "Первый печатный двор" поступила в Ростовское УФАС России 11.08.2016. Заявитель ссылается на нарушение Заказчиком при проведении вышеуказанной закупки требований Закона N 223-ФЗ и Закона N 135-ФЗ, а именно необоснованное установление дополнительных требований к бланкам ветеринарного сопроводительного свидетельства: описание в техническом задании документации бланков в части требований к бумаге содержит требование о наличии волокна с чередующимися участками бордового и красного цветов различного поперечного сечения, имеющими фиолетовую люминесценцию в УФ-лучах, визуально воспринимаемого как волокно бордового цвета (данное волокно запатентовано ФГУП "Гознак").
Также заявитель указал, что установленное закупочной документацией требование к гильоширному рисунку в верхней части бланка может быть выполнено только металлографским способом печати, однако исключительное право приобретения и использования печатных машин и станков металлографского способа печати согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.1992 N376 предоставлено только ФГУП "Гознак" без права перепродажи и передачи указанного оборудования другим предприятиям на территории Российской Федерации.
Представитель Заявителя, присутствовавший при рассмотрении настоящего дела, изложенные в жалобе доводы поддержал.
На заседании Комиссии в подтверждение своих доводов о том, что требуемое Заказчиком волокно имеет название "многофиламентное", заявитель представил комиссии Управления патент на полезную модель RU 59077 U1. Согласно данному патенту химическое волокно, предназначенное для производства деловых, документальных и ценных бумаг, защищенных от подделки и имеющее чередующиеся по его длине участки с различной площадью поперечного сечения, окрашенные в два и более цветов, наиболее близким аналогом имеет окрашенное химическое многофиламентное волокно для защиты бумаги от подделок, указанное в патенте RU 2217543 C1. Обладателем названного патента на полезную модель также является ФГУП "Гознак".
Представители Заказчика на рассмотрении дела и в возражении на жалобу Заявителя пояснили, что в соответствии с Законом N 223-ФЗ в установленный срок Заказчиком утверждено и опубликовано Положение о закупке товаров, работ, услуг ГБУ РО "Ростовская областная станция по борьбе с болезнями животных с противоэпизоотическим отрядом" (далее - Положение о закупке).
При проведении открытого аукциона в электронной форме N31603952460 "Изготовление защищенной полиграфической продукции уровня "А" - бланки ветеринарных сопроводительных документов" Заказчик руководствовался требованиями Закона N 223-ФЗ, Положения о закупке.
ГБУ РО "Ростовская облСББЖ с ПО" считает доводы Заявителя несостоятельными ввиду следующего.
Предметом открытого аукциона в электронной форме N31603952460 является защищенная полиграфическая продукция уровня "А" - бланки ветеринарных сопроводительных документов.
Приказом Минфина России от 07.02.2003 N14н "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N817" (далее - Приказ N14н) установлены технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции, целью которых является установление единого порядка изготовления, применяемого ко всем видам защищенной полиграфической продукции, включая выбор формата документов и детализацию печати. При этом указано, что технические требования и условия её изготовления устанавливаются, в том числе заказчиком.
Аукционной документацией установлено, что в составе композиции защищенной полиграфической продукции должны быть гильоширные рисунки. Вместе с тем в документации не прописано, что верхнюю часть гильоширного рисунка бланка, которая в соответствии с техническим заданием должна быть выполнена: 1) бескрасочным тиснением, 2) в две краски, которые меняют свои оптические свойства в разных диапазонах света, - необходимо выполнить только металлографским способом печати.
В этой связи, ГБУ РО "Ростовская облСББЖ с ПО" данный довод ООО "Первый печатный двор" считает неправомерным.
Представители Заказчика указали, что технические характеристики одного из требуемых видов волокон бумаги, имеющих участки бордового и красного цветов в видимой области спектра и фиолетовый цвет в ультрафиолетовом излучении, не воспроизводят текст патента RU 2217543 C1, а, следовательно, не нарушают антимонопольное законодательство и законодательство о закупках.
С учётом изложенного, жалобу ООО "Первый печатный двор" представители Заказчика просили признать необоснованной.
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установила:
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изложенные в жалобе Заявителя доводы в рамках Закона N 223-ФЗ не рассматриваются антимонопольным органом с учётом положений статьи 10 Закона N 223-ФЗ. Таким образом, жалоба ООО "Первый печатный двор" является необоснованной.
Вместе с тем, анализ доводов жалобы ООО "Первый печатный двор" позволил прийти Комиссии к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого аукциона N31603952460 в рамках предмета контракта размещено Заказчиком на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 02.08.2016.
В приложение N 3 (Техническое задание) к аукционной документации открытого аукциона в электронной форме на изготовление защищенной полиграфической продукции уровня "А" - бланки ветеринарных сопроводительных документов (далее - Аукционная документация) указано, что бланк "Ветеринарное свидетельство формы N2", бланк "Ветеринарное свидетельство формы N3" и бланк "Ветеринарная справка формы N4" должны содержать гильоширный рисунок, расположенный в верхней части бланка, при этом печать выполнена в две краски (метамерные), которые меняют свои оптические свойства в разных диапазонах спектра; элементы рисунка в верхней части бланка, выполненные бескрасочным тиснением.
В Техническом задании (Приложение N 3 к Аукционной документации) в требованиях к качеству товара, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара указано, что бланки ветеринарных сопроводительных документов должны быть изготовлены согласно образцам заказчика и правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" (зарегистрирован Минюстом России 18.07.2014, регистрационный N33161), в соответствии с документацией об аукционе.
Осмотр образцов бланков проводится без взимания платы по адресу заказчика с 9-00 часов до 12-30 часов по местному времени в кабинете отдела ветеринарно-санитарной экспертизы (конт. телефон 8(863)251-35-53). Проведение осмотра осуществляется каждый третий рабочий день с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Из указанных положений Аукционной документации следует, что Заказчиком в документации прямо установлено требование о соответствии поставляемых бланков образцам заказчика.
В части 2.2. Приложения N3 к Приказу N14н установлено, что при изготовлении защищённой полиграфической продукции уровня "А" кроме традиционных способов печати должны использоваться специальные виды печати (металлография и/или орловская печать) или иные высокозащищенные способы печати, обеспечивающие сопоставимый уровень защищенности полиграфической продукции.
Таким образом, положения Приказа N14н помимо металлографского и орловского способов печати допускают использование и иных защитных способов печати.
Постановление Правительства РФ от 03.06.1992 N376 "Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации" определяет, что производство бланков государственных ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется только федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" с предоставлением этому предприятию исключительного права приобретения и использования печатных машин и станков металлографского и орловского способов печати без права перепродажи и передачи указанного оборудования другим предприятиям на территории Российской Федерации.
ООО "Первый печатный двор" утверждает, что элементы рисунка в верхней части бланка, которые должны быть выполнены бескрасочным тиснением в соответствии с образцами заказчика, могут быть выполнены только металлографским способом печати.
Из пояснений Заказчика следует, что образец бланков ветеринарных сопроводительных документов, с которыми могли ознакомиться участники закупки, изготовлен ФГУП "Гознак".
Подтверждение Заказчиком на заседании комиссии того, что ГБУ РО "Ростовская облСББЖ
с ПО" в качестве образцов бланков используются образцы бланков ФГУП "Гознак", заранее определяет тот факт, что закупаемые бланки должны быть изготовлены по технологии, используемой ФГУП "Гознак", в том числе в силу исключительного права использования металлографского и орловского способов печати.
Таким образом, для участников закупки, кроме ФГУП "Гознак" и аффилированных с ним лиц, созданы непреодолимые препятствия участия в данной закупочной процедуре, что указывает на факт ограничения конкуренции действиями заказчика путём создания преимущественных условий участия в закупке для ФГУП "Гознак" и ограничения возможности участия в закупке иным лицам, в том числе Заявителю.
Относительно установленного Заказчиком в Аукционной документации требования о наличии в бумаге бланка волокна с чередующимися участками бордового и красного цветов различного поперечного сечения, имеющими фиолетовую люминесценцию в УФ-лучах, визуально воспринимаемого как волокно бордового цвета (описание образцов бланков форм NN2, 3, 4, содержащееся в Техническом задания Аукционной документации), Комиссия пришла к следующим выводам.
ООО "Первый печатный двор" полагает, что второе волокно имеет название "многофиламентное" и является предметом патента RU 2217543 С1. Патентообладателем является Объединение государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков - Объединение "Гознак".
Согласно указанному патенту, окрашенное химическое многофиламентное волокно предназначено для производства деловых и ценных бумаг, защищенных от подделки. Формула изобретения указывает, что такое волокно отличается тем, что каждый филамент волокна имеет участки, окрашенные в два и более цветов, чередующиеся на длине филамента 0,3 - 1,5 мм, и имеет чередующиеся по его длине участки с различными поперечными сечениями с соотношением площадей поперечных сечений 1,01-2,3.
В соответствии с представленным ООО "Первый печатный двор" на заседание комиссии патентом на полезную модель RU 59077 U1 окрашенное химическое волокно предназначено для производства деловых, документальных и ценных бумаг, защищённых от подделки. Предложенное в данном патенте волокно имеет чередующиеся по его длине участки с различной площадью поперечного сечения, окрашенные в два и более цветов. При этом наиболее близким аналогом является окрашенное химическое многофиламентное волокно для защиты бумаги от подделок, указанное в патенте RU 2217543 C1. Патентообладателем является также ФГУП "Гознак".
Установлено, что как таковой ссылки на патент RU 2217543 С1 в документации об аукционе не содержится, однако в ней воспроизведено детальное описание второго волокна, приведенного в патенте RU 2217543 С1, что явным образом указывает на патентообладателя, изобретение которого потенциальные участники размещения заказа могут использовать только с его согласия и за отдельную плату, что ограничивает круг потенциальных участников закупочной процедуры.
Частью 1 статьи 17 N 135-ФЗ предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, установив вышерассмотренные требования к бумаге бланков и гильоширным рисункам, расположенным в верхней части бланков, Заказчик создал преимущественные условия участия в торгах отдельным участникам данных торгов, чем нарушил часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Как следует из положений, сформулированных в статье 1 Закона N 223-ФЗ, целями регулирования данного закона среди прочих, являются обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Требования антимонопольного законодательства корреспондируются и с основными принципами, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ, услуг, определёнными в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Соблюдение указанных принципов является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Вместе с тем, действия Заказчика по созданию преимущественных условий участия в торгах отдельным участникам торгов путём установления дополнительных требований к закупаемой продукции (наличие в бумаге бланков волокна с чередующимися участками бордового и красного цветов различного поперечного сечения, имеющими фиолетовую люминесценцию в УФ-лучах, визуально воспринимаемого как волокно бордового цвета, и изготовление гильоширных рисунков, расположенных в верхней части бланков, по образцам Заказчика, поставленных ФГУП "Гознак") нарушают требования антимонопольного законодательства, установленные частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, и приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что также является нарушением части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В связи с вышеуказанным и, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, частью 1 статьи 17, частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Закона N 135-ФЗ, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Первый печатный двор" необоснованной.
Признать ГБУ РО "Ростовская облСББЖ с ПО" нарушившим часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Выдать ГБУ РО "Ростовская облСББЖ с ПО" обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме N31603952460 "Изготовление защищенной полиграфической продукции уровня "А" - бланки ветеринарных сопроводительных документов".
Председатель Комиссии: |
|
Н.А. Кожемяко |
Члены Комиссии: |
|
М.И. Исмаилов Е.Д. Корнева |
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 августа 2016 г. N 15507/05
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016