Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 22 августа 2016 г. N 13-Р-16
Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2016 г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 22.08.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Темерева Т.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии:
|
Тукачева А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Марова О.О. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует); Морозов К.И. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;
|
рассмотрев дело N 13-Р-16, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Информационное агентство Хакасия" (далее - ООО "ИА "Хакасия") по факту размещения на интернет-сайте "19rus.info" статьи от 27.04.2016 года, а также на баннерах информации рекламного характера, содержащей рекламу медицинских услуг, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителя ответчика ООО "Информационное агентство "Хакасия" (далее - ООО "ИА "Хакасия") - <_> действующего на основании доверенности N 1 от 11.01.2016 года;
в отсутствии заявителя - <_> уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 65501701301467);
в отсутствии лица, располагающего сведениями - <_> сведения о надлежащем уведомлении отсутствуют;
в отсутствии заинтересованного лица - ООО "Натюрель" (ходатайство ООО "Натюрель" от 17.08.2016 года N 2/08 о рассмотрении дела без участия представителя); установила:
В ходе проведения очередного мониторинга интернет СМИ 27.04.2016 года Хакасским УФАС России составлен Акт осмотра интернет-сайта "19rus.info". Переходя по вкладке "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну", размещенной 27.04.2016 года на главной странице рассматриваемого интернет-сайта установлено следующее.
На данной странице размещена рекламная статья клуба "Naturel", опубликованная 27.04.2016 года в 12:00. В данной статье описывается методика лазерного омоложения, которая помогает в омоложении кожи и визуально улучшает внешний вид через удаление сосудистых, пигментных патологий, стимуляцию синтеза коллагена.
При этом предупреждение о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста отсутствуют в данном тексте.
По результатам проведенного осмотра установлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В адрес Хакасского УФАС России поступило заявление от <_> (вх. N 2370 от 06.05.2016 года) в части размещения на интернет-сайте "19rus.info" статьи от 27.04.2016 года рекламного характера, содержащей рекламу медицинской услуги с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Хакасским УФАС России были рассмотрены фотоснимки экрана (скриншоты), приложенные заявителем. На представленных снимках размещена статья следующего содержания: "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну" (далее по тексту реклама), опубликованная 27.04.2016 г. в 12:00, в которой указано, что Клуб красоты и здоровья "Naturel" приглашает женщин на процедуры по лазерному омоложению. Также в статье указано, что данная процедура абсолютно комфортна и не имеет реабилитационного периода.
11.05.2016 года Хакасским УФАС России проведен мониторинг интернет СМИ, о чем составлен акт, в котором было установлено, что в правой колонке на главной странице интернет - сайта "19rus.info" размещается рекламный модуль клуба "Naturel" без надписи о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста следующего содержания: "8-(3902)-28-77-07 "Naturel" новейшие методики лазерного омоложения лицензия N ЛО-19-01-000723. Улучшение цвета лица. Уменьшение глубины морщин. Повышение упругости кожи".
12.05.2016 года Хакасским УФАС России был направлен запрос (исх. N 04-2792/КМ) главному редактору ООО "ИА "Хакасия" о предоставлении информации о размещении данной рекламы.
18.05.2016 года в адрес Хакасского УФАС России на данный запрос поступил ответ (вх. N 2598), в котором имелись следующие документы:
- копия договора б/н от 25.04.2016 года на оказание услуг, заключенный между ООО "ИА "Хакасия" и ООО "Натюрель", в котором указано, что ООО "ИА "Хакасия" (исполнитель) обязуется разместить баннер и информацию на сайте "ИА "Хакасия" по адресу "www.19rus.info" в виде публикаций, подготовленных как ООО "Натюрель" (заказчиком) так и исполнителем по материалам заказчика;
- копия платежного поручения N 202 от 22.04.2016 г. об оплате ООО "Натюрель" информационных услуг по счету N 04 от 25.04.2016 г., предоставленных ООО "ИА "Хакасия" на интернет-сайте "www.19rus.info" с 25.04.2016 г. по 25.05.2016 г. в сумме 25 000 рублей, в том числе, НДС 3 813 рублей 56 копеек.
19.05.2016 года ООО "ИА "Хакасия" в адрес Хакасского УФАС России представило копии заявок, не содержащих дату и номер с просьбой ООО "Натюрель" разместить на интернет-сайте "19rus.info" рекламу следующего содержания: две стороны рекламного модуля, с имеющейся надписью о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста, утвержденного генеральным директором ООО "Натюрель", а также статья с имеющейся надписью о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста, утвержденная генеральным директором ООО "Натюрель".
20.05.2016 года в адрес Хакасского УФАС России поступили скриншоты с электронной почты главного редактора ООО "ИА "Хакасия" от 26.04.2016 г., в которых было отображено следующее сообщение, полученное от сотрудника ООО "Натюрель": фотоснимок генерального директора ООО "Натюрель", статья про лазерное омоложение, две стороны рекламного модуля, с отсутствием надписи о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста.
Рекламная статья, размещенная 27.04.2016 г. и рекламный модуль, обнаруженный Хакасским УФАС России 11.05.2016 г., на интернет-сайте ООО "ИА "Хакасия", содержат признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Определением от 31.05.2016 г. возбуждено дело N 13-Р-16 по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ООО "ИА "Хакасия", рассмотрение дела назначено на 12.07.2016 г.
16.06.2016 года в антимонопольный орган поступили следующие документы, представленные ООО "ИА "Хакасия".
- копия Устава ООО "ИА "Хакасия";
- копия выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.01.2016 года;
- копия свидетельства о внесении в ЕГЮЛ ООО "ИА "Хакасия";
- копия свидетельства о постановке на учет ООО "ИА Хакасия" в налоговом органе (ИНН: 1901071746, ОГРН: 1061901008982);
- копия свидетельства о регистрации СМИ;
- Приказ от 30.06.2015 г. о продлении полномочий директора ООО "ИА "Хакасия";
- Решение от 30.06.2015 г. о продлении полномочий директора ООО "ИА "Хакасия";
На заседании комиссии 12.07.2016 г. представитель ООО "ИА "Хакасия" - <_> пояснил следующее.
ООО "ИА "Хакасия" отрицает размещение ненадлежащей рекламы на сайте ООО "ИА "Хакасия" - "19rus.info", так как, по мнению <_> имеющиеся доказательства в деле, а именно акт мониторинга интернет СМИ от 11.05.2016 года, составленный сотрудником антимонопольного органа, не имеет пошаговых действий, совершаемых для выявления признаков нарушения Закона о рекламе в отношении ООО "ИА "Хакасия". Представитель ответчика отрицает достоверность представленных в заявлении фотоматериалов. ООО "ИА "Хакасия" утверждает, что с их стороны нарушений Закона о рекламе не имелось.
Также ООО "ИА "Хакасия" представило копию пояснений (дата отсутствует) <_> где гражданка утверждает, что в первых числах мая она обратилась в салон красоты "Натюрель" с целью убрать лазером шрам на лице. О данной процедуре она узнала на сайте "19rus.info", так как является постоянным читателем данного интернет-сайта. Реклама имела предупреждающую надпись о противопоказаниях и необходимой консультации специалиста.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ИА "Хакасия" устно заявил следующие ходатайства:
1. О привлечении <_> в качестве лица, располагающим сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.
2. О привлечении рекламодателя - ООО "Натюрель" к участию в рассматриваемом деле в качестве заинтересованного лица.
3. О техническом исследовании процессуального документа - Акта осмотра интернет-сайта "19rus.info" от 27.04.2016 года.
В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел по рекламе), рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения.
Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела N 13-Р-16 в связи с необходимостью получения антимонопольным органом, дополнительных доказательств; в связи с необходимостью привлечения, к участию в деле других лиц.
Рассмотрение ходатайства о техническом исследовании процессуального документа комиссия решила отложить до принятия решения.
Определением от 12.07.2016 года рассмотрение дела отложено на 27.07.2016 года, к участию в деле привлечены: заинтересованное лицо - ООО "Натюрель" и лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела - <_>
13.07.2016 года Хакасским УФАС России составлен Акт N 1 осмотра интернет-сайта "19rus.info" и Акт N 2 осмотра интернет-сайта "http://archive.org/web/".
26.07.2016 года в адрес Хакасского УФАС России поступило ходатайство заинтересованного лица - ООО "Натюрель". В своем ходатайстве общество указало, что получило определение, направленное антимонопольным органом 15.07.216 года (исх. N 04-3989/КМ) об отложении настоящего дела 25.07.2016 года, в связи с этим просит отложить рассмотрение настоящего дела на более поздний срок для детального изучения материалов дела и оформления полномочий с представителем, способным оказать квалифицированную юридическую помощь.
<_> - лицо привлекаемое в качестве располагающего сведениями об обстоятельствах дела, и <_> - заявитель определение от 12.07.2016 года об отложении рассмотрения дела не получили. Данное обстоятельство подтверждается распечаткой отчета об отслеживании почтового отправления от 27.07.2016 года с интернет-сайта "Почта России", других сведений о получении (неполучении) вышеуказанными лицами данного определения у антимонопольного органа не имеется.
Определение об отложении рассмотрения дела получено ООО "ИА "Хакасия" 22.07.2016 года. Данное обстоятельство подтверждается распечаткой отчета об отслеживании почтового отправления от 27.07.2016 года с интернет-сайта "Почта России", однако, документов, запрашиваемых в определении об отложении от 12.07.2016 года на рассмотрение настоящего дела 27.07.2016 года ООО "ИА "Хакасия" не предоставило.
27.07.2016 года представитель ответчика <_> на заседании комиссии заявил ходатайство об отводе Председателя Комиссии - Темеревой Т.В. и членов Комиссии - Морозова К.И. и Маровой О.О., так как, по мнению <_> данные лица заинтересованы в отрицательном для его доверителя исходе настоящего дела, поскольку ими подписаны составленные акты осмотра интернет-сайтов. Кроме того, <_> ходатайствовал об отложении рассмотрения настоящего дела с целью присутствия следующих лиц: ООО "Натюрель", <_> <_>
Согласно абзацу 2, 3 пункта 34 Правил рассмотрения дел по рекламе рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения: по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами; в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств.
Руководствуясь абзацем 2, 3 пункта 34 Правил рассмотрения дел по рекламе, комиссия решила отложить рассмотрение настоящего дела на 18.08.2016 г.
28.07.2016 года в Хакасское УФАС России от ООО "ИА "Хакасия" поступили следующие документы и сведения.
- копия счета N 04 от 25.04.2016 г.;
- копия платежного поручения N 202;
- акт от 25.05.2016 г. приема-сдачи выполненных работ;
- письменные пояснения о невозможности предоставления запрашиваемых интернет страниц.
15.08.2016 года ООО "Натюрель" представило в антимонопольный орган письменные пояснения в которых указано, что изготовление рекламы осуществлялось самостоятельно ООО "Натюрель"; электронной переписки с ООО "ИА "Хакасия" за запрашиваемый период не имеется.
На заседании комиссии 18.08.2016 года представитель ООО "ИА "Хакасия" - <_> представил оригинал пояснений <_> сведения об ООО "ИА "Хакасия" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и пояснил следующее.
Заявка на размещение рекламной статьи ООО "Натюрель" у ООО "ИА "Хакасия" отсутствует, так как, по мнению представителя ООО "ИА "Хакасия" данная статья не является рекламной и размещена в соответствии со статьей 29 Конституции РФ. Запрашиваемые в последнем определении файлы интернет- страниц сайта "19rus.info" у общества отсутствуют. По поводу хранения обществом интернет страниц сайта "19rus.info" у представителя ООО "ИА "Хакасия" сведений не имеется. <_> считает недопустимым доказательства Акта N 2 осмотра Интерне-сайта от 13.07.2016 года, так как, по его мнению, в данном осмотре используется сомнительный интернет ресурс - "www.archive.org", в который каждый может внести изменения. <_> предлагает оценить доказательства, представленные его доверителем и поддерживает пояснения, изложенные им на предыдущем заседании. Также <_> поддержал свое ходатайство об отводе председателя и членов комиссии заявленное на предыдущем заседании. Ходатайство о техническом исследовании процессуального документа - Акта осмотра интернет-сайта "19rus.info" от 27.04.2016 года <_> не поддержал.
Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12. Указанными актами не предусмотрена процедура подачи заявителем отвода Председателя и членов Комиссии антимонопольного органа.
Оценив указанное ходатайство об отводе председателя и членов комиссии, комиссия не находит оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.
Положениями Закона о рекламе и Правилами рассмотрения дел по рекламе не предусмотрено оснований для отвода членов комиссии. Кроме того, комиссия отмечает, что в соответствии с 3.40 Приказа ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" Комиссия является постоянно действующей. Состав Комиссии утверждается приказом руководителя антимонопольного органа.
Состав комиссии по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержден приказом N 22 от 09.02.2016.
Вместе с тем, комиссия считает возможным применить по аналогии статью 42.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 названной статьи член комиссии не может участвовать в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Под конфликтом интересов согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью согласно части 2 указанной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Отвод или самоотвод осуществляется в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В то же время приведенные представителем ООО "ИА "Хакасия" доводы о заинтересованности членов комиссии в отрицательном для Общества исходе дела не подтверждаются доказательствами. Указанные представителем обстоятельства не свидетельствуют о наличии у членов комиссии по делу N 13-Р-16 заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, поскольку комиссия действует в пределах и в соответствии с предоставленными Правилами рассмотрения дел по рекламе и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12.
Таким образом, комиссия решила отказать в удовлетворении ходатайства об отводе председателя комиссии Темеревой Т.В., членов комиссии Морозова К.И. и Маровой О.О.
Изучив материалы дела, оценив пояснения представителя ООО "ИА "Хакасия", комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).
Рассматриваемая статья "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну", а также рекламный модуль ООО "Натюрель", размещенные на интернет-сайте "19rus.info", содержат идентичные объекты рекламирования, на привлечение внимания к которым направлена реклама: лазерное омоложение, которое предоставляется в клубе красоты и здоровья "Naturel".
Информация, размещенная в данной статье предназначена для неопределенного круга лиц, с целью формирования и поддержания интереса к вышеуказанным объектам рекламирования и их продвижению на рынке.
Данное обстоятельство подтверждается пометкой "на правах рекламы" (зафиксировано Актами осмотра интернет-сайта "19rus.info"), размещенной в нижней части статьи.
Спорная информация, размещенная на сайте "19rus.info" адресована неопределенному кругу лиц и направлена на поддержание интереса к объекту рекламирования, следовательно, все условия определения рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе соблюдены.
На основании вышеизложенного Хакасское УФАС России пришло к выводу, что рассматриваемая статья "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну" является рекламой медицинских услуг.
Учитывая изложенное, комиссия отклоняет довод представителя Ответчика о том, что статья "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну" не является рекламой.
Согласно пункту 10 статьи 2 раздела 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 раздела 1 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N 25-3/3011657-1339 следует, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Из пункта 22 Постановления ВАС от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе"" следует, что согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Процедура лазерного омоложения описывается в рассматриваемой статье, как удаление сосудистых, пигментных патологий, стимуляция синтеза коллагена путем повышения температуры в просвете сосудов. После первой процедуры заметно осветление кожи и сужение пор.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
Согласно пункту 3 Номенклатуры медицинских услуг перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B" построенные по иерархическому принципу. Класс "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В соответствии с пунктом 4.1 Номенклатуры медицинских услуг разделы класса "A" обозначают определенный тип медицинской услуги.
Согласно пункту 4.2 Номенклатуры медицинских услуг подразделы класса "A" (от 01 до 31) обозначают анатомо-функциональную область.
В соответствии с таблицей, представленной в вышеуказанной Номенклатуре медицинских услуг, к медицинским услугам относится следующая вышеуказанная услуга: лазерное омоложение (лазерное воздействие волн). Согласно описанию вышеуказанной услуги в рассматриваемой статье, данная услуга относится к классу A22.01.002 "Лазерная шлифовка кожи" и A22.01.003 "Лазерная деструкция ткани кожи".
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Согласно статье 1 Закона о рекламе целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
На основании статьи 36 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе были зафиксированы антимонопольным органом на интернет-сайте "19rus.info" следующими Актами.
27.04.2016 года Хакасским УФАС России в ходе очередного мониторинга интернет СМИ составлен Акт осмотра интернет-сайта "19rus.info", в котором установлено следующее.
На главной странице данного интернет-сайта в верхней части размещена реклама пиццерии "Перцы", дата страницы 27.04.2016 год, курс валют, новостные анонсы и вкладки. Ниже в верхнем правом углу раздела "Общество" размещен следующий анонс: "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну".
После перехода по данному анонсу: "http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/47955-naturel" открывается следующая информация.
На данной странице размещена рекламная статья клуба "Naturel", опубликованная 27.04.2016 года в 12:00. В данной статье описывается методика лазерного омоложения, которая помогает в омоложении кожи и визуально улучшает внешний вид через удаление сосудистых, пигментных патологий, стимуляцию синтеза коллагена. В работе используется метод комбинированного лазерного воздействия зеленой и желтой длины волн, каждая из которых решает свои проблемы. Их симбиозное воздействие осуществляет нагрев за счет поглощения оксигемоглобина и меланина. В результате воздействия на капилляры и меланин происходит выравнивание цвета кожи и ее осветление. Процедуры абсолютно комфортны для пациента, не имеют реабилитационного периода и сезонных ограничений. Клуб красоты и здоровья "Naturel" в столице Хакасии приглашает к себе женщин для осуществления данной процедуры. В конце статьи имеется следующая подпись: "<_> Генеральный директор, врач дерматолог, косметолог, кандидат медицинских наук". В правом нижнем углу статьи мелким шрифтом указано "на правах рекламы".
При этом предупреждение о возможных противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста отсутствуют в данном тексте, а также в рекламном модуле, находящемся справа от данной статьи, в виде меняющихся между собой слайдов, один из которых также содержит услугу лазерного омоложения.
11.05.2016 года Хакасским УФАС России в ходе проведения мониторинга интернет СМИ на интернет-сайте "19rus.info" установлено следующее.
На главной странице интернет-сайта "19rus.info" в правой колонке под рекламой "курорт "озеро Шира"" расположены два меняющихся слайда рекламного модуля, в которых указано следующее.
Первый слайд: 8-(3902) 28-77-07 "Naturel" новейшие методики лазерного омоложения лицензия N ЛО-19-01-000723.
Второй слайд: Улучшение цвета лица. Уменьшение глубины морщин. Повышения упругости кожи.
На рассматриваемых слайдах рекламного модуля отсутствовало предупреждение, установленное требованиями части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
13.07.2016 года антимонопольным органом составлен Акт N 1 осмотра интернет-сайта "19rus.info", в котором установлено следующее.
На главной странице интернет-сайта "19rus.info" в верхней части размещена реклама клуба Naturel, дата страницы 13.07.2016 год, курс валют, новостные анонсы и вкладки. Справа от вкладки "Информация" имеется поисковая строка "Найти_".
После вводим в данную поисковую строку слово "Naturel", далее из предложенных в результате поиска статей, переходим по статье N 4 - "http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/47955-naturel".
На данной странице размещена рекламная статья клуба "Naturel", опубликованная уже от 30.04.2016 года в 17:00. В данной статье описывается методика лазерного омоложения, которая помогает в омоложении кожи и визуально улучшает внешний вид через удаление сосудистых, пигментных патологий, стимуляцию синтеза коллагена. В работе используется метод комбинированного лазерного воздействия зеленой и желтой длины волн, каждая из которых решает свои проблемы. Их симбиозное воздействие осуществляет нагрев за счет поглощения оксигемоглобина и меланина. В результате воздействия на капилляры и меланин происходит выравнивание цвета кожи и ее осветление. Процедуры абсолютно комфортны для пациента, не имеют реабилитационного периода и сезонных ограничений. Клуб красоты и здоровья "Naturel" в столице Хакасии приглашает к себе женщин для осуществления данной процедуры. В конце статьи имеется следующая подпись: "<_> Генеральный директор, врач дерматолог, косметолог, кандидат медицинских наук". В правом нижнем углу статьи мелким шрифтом указано "на правах рекламы".
Также в правом нижнем углу данной статьи уже содержится предупреждение в соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе следующего содержания: "Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста".
При этом комментарии, расположенные в нижней части страницы, размещены начиная от 26.04.2016 года заканчивая по 30.04.2016 года, тогда как статья, если смотреть выше, опубликована от 30.04.2016 года.
Первый комментарий добавлен пользователем "Фыв" 26.04.2016 года в 20:08 следующего содержания: "реклама Не, не слышал!". Например, такой комментарий как "Красота - товар скоропортящийся)) Только МОЛОДОСТЬ бесценна !)" (пунктуация и орфография сохранена), написанный пользователем "Житель Мавзолея" 26.04.2016 года в 21:57, затем следующий комментарий "Интересно, кому из сотрудниц ИА не спится)) время позднее, а коменты добавляются быстро)" (пунктуация и орфография сохранена) добавленный тем же пользователем 26.04.2016 года в 22:12.
Тем же числом Хакасским УФАС России составлен Акт N 2 осмотра интернет-сайта "http://archive.org/web/" с целью просмотра архива интернет- сайта "19rus.info".
Архив Интернета (англ. Internet Archive) - некоммерческая организация, основанная в 1996 году в Сан-Франциско Брюстером Кейлом. Архив собирает копии веб-страниц, графические материалы, видео- и аудиозаписи и программное обеспечение. Архив обеспечивает долгосрочное архивирование собранного материала и бесплатный доступ к своим базам данных для широкой публики. Декларируемой целью Архива является сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий, создание и поддержка электронной библиотеки. По состоянию на октябрь 2012 года, размер Архива -10 петабайт. По состоянию на июнь 2016 года содержит 487 миллиардов веб-страниц. Сервер Архива расположен в Сан-Франциско, зеркала - в Новой Александрийской библиотеке и в Амстердаме. С 2007 года Архив имеет юридический статус библиотеки. Данные приведенные из интернета - сайта "https://ru.wikipedia.org/wiki/".
The Wayback Machine - веб-сервис Архива http://archive.org/web/. Содержание веб-страниц время от времени фиксируется c помощью бота, или при ручном указании посетителем сайта адреса страницы для фиксации. Таким образом, можно посмотреть, как выглядела та или иная страница раньше, даже если она больше не существует.
На главной странице интернет-сайта "http://archive.org/web/" в верхней части размещена поисковая строка, в данную строку вводится адрес интернет-сайта для последующего получения сохраненной интернет архивом информации с запрашиваемого интернет-сайта.
Вводим в данную поисковую строку: "19rus.info", в появившемся результате архив не имеет данных с интернет-сайта "19rus.info" с 22.04.2016 по 04.05.2016 гг., далее переходим по имеющейся в архиве единственной дате в мае 2016 года - 05.05.2016 года и автоматически попадаем на главную страницу интернет-сайта "19rus.info" от 05.05.2016 года:
"web.arcghive.org/web/20160505100541/http://www.19rus.info/".
На данной странице в верхней части сайта размещена реклама ресторана доставки "То-Се". дата страницы 13.07.2016 года, курс валют, новостные анонсы и вкладки. На календаре сайта указано 05.05.2016 года. Справа напротив анонсов раздела "Общество", расположен рекламный баннер клуба "Натюрель", в виде меняющихся слайдов, где на одном из слайдов указаны предлагаемые медицинские услуги, одна из которых "лазерное омоложение".
На данных слайдах отсутствует предупреждающая надпись об имеющихся противопоказаниях и о необходимой консультации специалиста.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что по состоянию на 05.05.2016 года на интернет-сайте "19rus.info" размещалась реклама медицинских услуг с нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а именно в ней отсутствовало предупреждение о возможном наличии противопоказаний и о необходимой консультации специалиста.
Во всех вышеуказанных Актах осмотра имеются приложения в виде "ПринтСкринов" экрана монитора, распечаток рассматриваемых интернет страниц с указанием даты и время.
По результатам составленных Актов осмотра и Акта мониторинга интернет-сайта "19rus.info" Хакасское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "ИА "Хакасия" внесло изменения в рекламную статью и модуль, с целью ухода от ответственности, предусмотренной за несоблюдение при размещении рекламы требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
По мнению представителя ответчика <_> вышеуказанный Акт мониторинга интернет СМИ от 11.05.2016 г. не имеет пошаговых действий при составлении данного Акта. Также <_> считает, что Акт N 2 осмотра интернет-сайта содержит недопустимые доказательства, так как использован сомнительный, по его мнению, интернет ресурс - "www.archive.org".
Хакасское УФАС России считает данные доводы необоснованными в виду следующего.
Согласно Письму ФАС России от 28.08.2015 года "О рекламе в сети "Интернет"" при выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/); при этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.
<_> на заседании комиссии от 12.07.2016 года указал, что Акт осмотра интернет-сайта от 27.04.2016 г. составлен не в указанную в Акте дату и подписан "задним" числом. Антимонопольный орган считает данный довод несостоятельным в виду следующего.
Акт мониторинга интернет-сайта от 27.04.2016 г. составлен сотрудниками антимонопольного органа в указанную в нем дату и время, и подписан указанными в нем лицами 27.04.2016 года, что подтверждается датой распечатки интернет страниц и датой, указанной на главной странице интернет-сайта "19rus.info" на момент проведения осмотра.
Комиссия критически относится к пояснениям <_> Представленные ООО "ИА "Хакасия" письменные пояснения <_> не имеют даты составления данных пояснений. В пояснениях указано, что <_> увидела рекламу в первых числах мая. На основании представленных пояснений невозможно установить каким числом были составлены данные пояснения, а также какого именно числа месяца мая и какого года гражданка обращалась в клуб "Naturel". Гражданка <_> была привлечена антимонопольным органом в качестве лица располагающего сведениями, однако, ни на одно из заседаний данное лицо не явилось.
Кроме того, ООО "ИА "Хакасия", несмотря на заявленное обществом ходатайство о привлечении <_> в качестве свидетеля, не предприняло мер для явки свидетеля в целях дачи пояснений по рассматриваемым вопросам.
В рекламной информации ООО "Натюрель" о медицинской услуге, содержащейся в рекламной статье и рекламном модуле, отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний к её применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что свидетельствует о несоблюдении ООО "ИА "Хакасия" (рекламораспространителя) требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Данное обстоятельство подтверждается вышеизложенными Актами, а также заявлением <_> в котором имеются фотоматериалы интернет-сайта "19rus.info", на которых не соблюдается часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
По поводу представленных ООО "ИА "Хакасия" документов и сведений относительно размещения рассматриваемой рекламы Хакасское УФАС России пришло к следующим выводам.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ специализация электронного периодического издания "ИА "Хакасия" информационно-политическая.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ общество имеет право заниматься рекламной деятельностью в соответствии кодом 74.40 по ОКВЭД. Также в пункте 2.2 Устава организации указано, что предметом деятельности Общества является рекламная деятельность.
Согласно пункту 1.1 договора на оказание услуг от 25.04.2016 года, заключенного между ООО "Натюрель" и ООО "ИА "Хакасия", последний обязуется разместить баннер и информацию на сайте "ИА "Хакасия" по адресу: "19rus.info" в виде публикаций, подготовленных как "Заказчиком", так и "Исполнителем" по материалам "Заказчика".
В соответствии с пунктом 2.1.2 ООО "ИА "Хакасия" обязано разместить информацию, подготовленную Заказчиком в полном объеме в соответствующих разделах.
В соответствии с пунктом 2.1.3 ООО "ИА "Хакасия" имеет возможность размещать собственную информацию, подготовленную по материалам Заказчика.
Таким образом, у общества имелась возможность внести изменения в материалы заказчика. Общество разместило представленный заказчиком материал не в полном объеме, что подтверждается вышеуказанными Актами.
На основании платежного поручения N 202 от 22.04.2016 года видно, что ООО "Натюрель" перечислило ООО "ИА "Хакасия" сумму в размере 25 000 руб. Согласно отметке банка данный платеж проведен 22.04.2016 года Восточно-Сибирским банком ПАО Сбербанк г. Красноярск. Абаканское ОСБ N8602/0115.
Однако в назначении платежа указано, что данный платеж значится как оплата по счету N 04 от 25.04.2016 года за оказание информационных услуг на сайте www.19rus.info с 25 апреля по 25 мая 2016 г. Сумма 25000-00 в т.ч. НДС (18%) 3813-56.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что платеж проводился по несуществующему на дату оплаты счету.
Заявки с запросом от ООО "Натюрель" к ООО "ИА "Хакасия" о размещении рекламной статьи и модуля были оформлены в соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе. Таким образом, ООО "Натюрель" не нарушало часть 7 статьи 24 Закона о рекламе, в связи с чем антимонопольным органом в качестве рекламодателя, в соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе не привлекалось.
Данные заявки поданные в рамках договора от 25.04.2016 года не содержат даты. Таким образом, невозможно установить, какой датой были поданы данные заявки обществом.
15.08.2016 года ООО "Натюрель" представило в адрес антимонопольного органа письменные пояснения в которых указано, что изготовление рекламы осуществлялось самостоятельно ООО "Натюрель".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "ИА "Хакасия".
На основании вышеизложенного Комиссия Хакасского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив пояснения представителя Ответчика, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама размещена с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, то комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу медицинской услуги "лазерное омоложение", размещенную ООО "ИА "Хакасия" на интернет-сайте "19rus.info" в рекламной статье "Курс процедур от клуба "Naturel" в Хакасии поможет дамам ощутить весну" от 27.04.2016 года, а также в рекламном модуле "Клуб красоты и здоровья Naturel" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. Предписание ООО "ИА "Хакасия" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Т.В. Темерева
|
Члены Комиссии: |
А.А. Тукачева
К.И. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 22 августа 2016 г. N 13-Р-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016