Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 10 августа 2016 г. N 177/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
|
Членов комиссии: |
|
при участии со стороны:
1. Уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Министерство):
- "_",
2. Органа, уполномоченного на формирование сводной заявки - Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее - Центр закупок):
- "_",
3. В отсутствии представителей государственных заказчиков (согласно списка рассылки), уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,
4. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью ООО "ЛЕК 19" (далее - ООО "ЛЕК 19"), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,
рассмотрев жалобу N 177/КС ООО "ЛЕК 19" на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственных заказчиков (согласно списка рассылки) при проведении электронного аукциона на поставку препаратов, влияющих на систему кроветворения и кровь, лот N68 (закупка N 0380200000116003629), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственных заказчиков и уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись, установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 03.08.2016 года входящий N 4116 поступила жалоба ООО "ЛЕК 19" на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственных заказчиков (согласно списка рассылки) при проведении электронного аукциона на поставку препаратов, влияющих на систему кроветворения и кровь, лот N68 (закупка N 0380200000116003629).
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями пункта 1 части 1 и пункта 1 части 6 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 3 статьи 4 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи со следующим.
В техническом задании документации об аукционе заказчиками установлено требование к разведению лекарственного препарата Гепарин натрия в растворе NaCl 0,9%, растворе глюкозы 5%, 10%, растворе Рингера. К данным требованиям по совокупности параметров соответствует лекарственное средство "Гепарин натрия Браун" производителя - Б.Браун Мельзунген АГ Р/УП N 012984/01, а также "Гепарин натрия" производителя - Хэбэй Чаншань Биокемикал Фармасьютикал Ко., Лтд. Китай".
Однако, при проведении мониторинга истории поставок препарата "Гепарин натрия" производителя - Хэбэй Чаншань Биокемикал Фармасьютикал Ко., Лтд. Китай", заявитель выяснил, что на территорию Республики Хакасия указанный препарат не поставлялся.
Заявитель считает, что установленное требование ограничивает количество участников размещения закупки, исключая производителей и поставщиков эквивалентных препаратов.
При этом заявленное заказчиками требование в аукционной документации к поставляемому товару, в части его разведения в определенных растворах с определенным процентным соотношением не является требованием, предъявляемым к поставляемому товару (лекарственному препарату). Но, вместе с тем, оно может являться одним из оснований для отклонения заявки того или иного участника аукциона, способного поставить товар, необходимый заказчику.
Кроме того, заявитель указывает, что включение в лот позиции "Гепарин натрия" с указанным техническим заданием влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, которые могут предложить к поставке препарат "Натрия хлорид" всех указанных в техническом задании дозировок и фасовок.
Заявитель считает, что все требования, установленные заказчиками, являются завышенными и излишними, поскольку не являются стандартными показателями, требованиями, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Таким образом, включение в документации об аукционе обозначенного выше условия, нарушает права и законные интересы ООО "ЛЕК 19".
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит:
1. Признать положения аукционной документации в части технического задания неправомерными.
2. Приостановить процедуру осуществления закупки/заключения контракта по указанному электронному аукциону до рассмотрения настоящей жалобы по существу.
3. Провести проверку правомерности действий заказчика в рамках указанного электронного аукциона.
4. Выдать предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.
05.08.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ООО "Лек 19" поступило ходатайство, в котором общество просит Хакасское УФАС России сделать письменный запрос в ОАО "Индукерн-Рус" о предоставлении информации о производстве и наличии лекарственного препарата Гепарин натрия раствор для внутривенного и подкожного введения 5000 Ме/мл. Возможность разведения в растворе NaCl 0,9%, растворе глюкозы 5%, 10%, растворе Рингера. Возможность хранения разведенного раствора в течении 24 часов. Флаконы 5 мл N 10, на территории Российской Федерации. А так же поставлялся ли вышеуказанный препарат в Российскую Федерацию.
08.08.2016 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия сделан запрос в адрес ОАО "Индукерн-Рус", однако на момент рассмотрения жалобы ответа от общества не поступило.
09.08.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ООО "Лек 19" поступили дополнения к жалобе на положения документации об аукционе, в которых указано следующее.
Заявитель считает, что примененный заказчиками (уполномоченным органом) способ формирования лотов (в том числе, в части технического задания) ограничил число участников размещения заказа, исключив поставщиков лекарственного препарата Натрия хлорид. Включение в один лот, указанных позиций не просто ограничивает конкуренцию среди участников аукциона, но и делает невозможным участие в аукционе добросовестного поставщика.
При проведении мониторинга заключенных контрактов на поставку препаратов, влияющих на систему кроветворения и кровь в первом полугодии 2016 года, ООО "Лек 19" предполагает, что при ином подходе к формированию лотов, в процедуре размещения заказа принимало участие больше количество лиц. Участие в закупочных процедурах большего количества лиц, позволяет более эффективно использовать выделенные для этого бюджетные денежные средства, а так же достичь цели размещения заказа (выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям (нуждам) заказчика).
На основании вышеизложенного, податель жалобы считает, что установленное в техническом задании документации об аукционе требование необоснованно ограничивает количество участников закупки, сужает конкурентное пространство, что свидетельствует о нарушении статей 8, 33, 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а так же статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
05.08.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступил пакет документов от уполномоченного органа.
08.08.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступил пакет документов от Центра закупок с приложенными возражениями, в которых указано следующее.
Положения о предельном значении начальной (максимальной) цены контракта (цены лоты) регулирует Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 929).
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, установлено в размере 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств, в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;
В указанном случае начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн. рублей, что соответствует Постановлению Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
Кроме того, описанию объекта закупки по позиции Гепарин натрия (раствор внутривенного и подкожного введения 5000 МЕ/мл. Возможность разведения в растворе NaCl 0,9%, растворе глюкозы 5%, 10% в растворе Рингера. Возможность хранения разведенного раствора в течении 24 часов. Флаконы 5 мл N10) соответствует как минимум два производителя, а именно Б.Браун Мельзунген АГ, Германия и Хэбэй Чаншань Биокемикал Фармасьютикол Ко., Лтд., Китай.
Соответственно любой поставщик в целях поставки определенных товаров может его закупить, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Довод заявителя о том, что Гепарин натрия производства Хэбэй Чаншань Биокемикал Фармасьютикол Ко., Лтд. (Китай) не поставлялся на территорию Республики Хакасия не исключает возможности поставки данного препарата в нужном объеме на территорию Республики Хакасия.
Соответственно по данному аукциону может быть поставлен Гепарин Натрия как производства Германия, так и производства Китай.
Препараты вышеуказанных производителей "Гепарин натрия" зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных препаратов, и имеют Регистрационные удостоверения, что свидетельствует о возможности их поставки на территории Российской Федерации.
Требования о возможности разведения Гепарина натрия в определенных растворах, а также установленном процентном соотношении, установлены в связи с осуществлением лечебного процесса и применении определенных растворов, что обусловлено потребностью заказчика.
На основании вышеизложенного, Центр закупок считает, что при подготовке описания объекта закупки были соблюдены все нормы действующего законодательства, и ограничение конкуренции не допущено.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Центра закупок поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа устно поддержал доводы представителя Центра закупок.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчиков, уполномоченного органа и Центра закупок документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 177/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
05.05.2015 года между организатором совместных закупок - Государственным комитетом по размещению государственных заказов Республики Хакасия (в настоящее время - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок), органом, уполномоченным на формирование сводной заявки - Государственным казённым учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" и 44 заказчиками - государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Республики Хакасия (в том числе 9 государственных заказчиков - согласно списка рассылки) заключено Соглашение о проведении совместных закупок N 240-3-д (далее - Соглашение).
Согласно пункта 1.3 Соглашения, решение о выборе способа закупки принимается заказчиками, и указывается в сводной заявке на размещение закупки (далее - сводная заявка), представляемой организатору совместных закупок органом, уполномоченным на формирование сводной заявки.
Пунктом 1.4 Соглашения установлено, что информация о наименовании и адресе места нахождения заказчиков, объекте закупки и с предполагаемом объеме (количестве товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг) закупки, месте, условиях и сроках (периодах) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, начальной (максимальной) цене контракта (или контрактов) в отношении каждого заказчика, обоснование такой цены соответствующим заказчиком, иная необходимая информация о закупке определяются в соответствии с заявками Заказчиков на приобретение товаров, выполнение работ оказании услуг соответствующими планам проведения процедур по закупкам.
Согласно пункта 1.5 Соглашения, информация, представляемая органом, уполномоченным на формирование сводной заявки организатору совместных закупок в составе сводной заявки, должна в полном объеме соответствовать пункту 1.4. настоящего Соглашения.
Пунктом 1.6 Соглашения установлено, что в целях проведения совместных закупок заказчики передают полномочия по сбору и обобщению заявок органу, уполномоченному на формирование сводной заявки, полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе организацию и проведение совместных закупок, организатору совместных закупок.
Организатор совместных закупок разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении совместных закупок, документацию о совместной закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и в сроки, определенные Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия" (пункт 2.2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения, орган, уполномоченный на формирование сводной заявки, осуществляет формирование сводной заявки, подготовку, согласование и утверждение технического задания, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, условий контракта и иных необходимых документов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Пунктом 6.2 Соглашения предусмотрено, что заказчик и организатор совместных закупок несут ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, Федеральным законом N 44-ФЗ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 146 (в настоящее время - Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579).
Заказчиками электронного аукциона N 0380200000116003629 выступают 9 государственных бюджетных учреждения здравоохранения Республики Хакасия.
Документация об аукционе N 0380200000116003629 утверждена Министром "_".
29.07.2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦК) о проведении электронного аукциона на поставку препаратов, влияющих на систему кроветворения и кровь, лот N 68 (закупка N 0380200000116003629).
Начальная (максимальная) цена (НМЦК) контракта 981 244 рубля 55 копеек.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Исходя из вышеизложенного, Законом о контрактной системе в сфере закупок установлены отдельные положения, определяющие особенности закупок лекарственных средств по сравнению с иными видами товаров. Данные положения призваны противодействовать проявлению возможных злоупотреблений в указанной сфере, как со стороны заказчиков, так и со стороны недобросовестных поставщиков, обеспечив тем самым условия для добросовестной конкуренции, а пациентов всеми необходимыми лекарственными препаратами в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
В целях недопущения случаев ограничения конкуренции при осуществлении закупок лекарственных средств законом введены два основных правила, которым должны следовать заказчики при формировании лотов.
предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации.
предметом одного лота не могут быть лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группированными наименованиями) и торговыми наименованиями. Исключение составляют только два случая: осуществление закупок лекарственных средств по решению врачебной комиссией путем проведения запроса предложений и осуществление закупок в рамках акта Правительства Российской Федерации, определяющего перечень лекарственных средств, закупка которых может осуществляться по торговым наименованиям.
Предельные значения НМЦК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
Указанным Постановлением установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере:
1 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн рублей;
2,5 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн рублей до 5 млрд рублей;
5 млн рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд рублей.
Таким образом, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации. При превышении предельных значений НМЦК заказчики обязаны формировать так называемые "монолоты": 1 лот - 1 МНН.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн. рублей, что соответствует Постановлению Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
Требования к объекту закупки установлены заказчиком в табличной форме в части 7. "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
N лота |
Наименование лота |
Международное непатентованное или химическое группировочное наименование |
Форма выпуска, дозировка, основные характеристики товара |
Единица измерения |
Кол-во |
68 |
Препараты, влияющие на систему кроветворения и кровь |
Натрия хлорид |
Раствор для инфузий 0,9% 250 мл N1. Флакон полиэтиленовый или бутылка полиэтиленовая. |
штука |
15500 |
68 |
Препараты, влияющие на систему кроветворения и кровь |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0,9% 500 мл N1.Флакон полиэтиленовый или бутылка полиэтиленовая. |
штука |
1950 |
68 |
Препараты, влияющие на систему кроветворения и кровь |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0,9% 1000 мл N1. Флакон полиэтиленовый или бутылка полиэтиленовая. |
штука |
255 |
68 |
Препараты, влияющие на систему кроветворения и кровь |
Гепарин натрия |
Раствор для внутривенного и подкожного введения 5000 МЕ/мл. Возможность разведения в растворе NaCl 0,9%, растворе глюкозы 5%, 10%, растворе Рингера. Возможность хранения разведенного раствора в течении 24 часов. Флаконы 5 мл N10 |
Упаковка |
135 |
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://grls.rosminzdrav.ru (далее - реестр лекарственных средств) под установленные заказчиком требования к лекарственному препарату с МНН "Гепарин натрия" соответствуют два производителя: с торговым наименованием "Гепарин-натрий Браун" производства "Б.Браун Мельзунген АГ" (Германия) (регистрационный номер П N 012984/01), а также лекарственный препарат с торговым наименованием "Гепарин натрия" производства "Хэбэй Чаншань Биокемикал Фармасьютикал Ко., Лтд." (Китай) (регистрационный номер ЛП-002456). В Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов также зарегистрированы цены указанных производителей на препарат "Гепарин натрия".
Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следует отметить, что заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Лекарственное средство, поставка которого является предметом данного определения поставщика, свободно обращается на фармацевтическом рынке, его реализация входит в Перечень лицензируемых видов деятельности, и, соответственно, поставка данных препаратов может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на фармацевтическую деятельность или производство лекарственных средств (статья 12 Федерального закона от 04.05.201 1 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Следовательно, соответствующий хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) указанного лекарственного средства.
Таким образом, рынок поставок лекарственного препарата с МНН "Гепарин натрия", в частности с требуемым значением "МНН Гепарин натрия. Раствор для внутривенного и подкожного введения 5000 МЕ/мл. Возможность разведения в растворе NaCl 0,9%, растворе глюкозы 5%, 10%, растворе Рингера. Возможность хранения разведенного раствора в течении 24 часов. Флаконы 5 мл N10" имеет неограниченное количество участников: данные препараты могут быть приобретены как у производителей, так и дистрибьюторов, следовательно, любой участник закупки, обладающий необходимой лицензией на фармацевтическую деятельность, вправе приобрести лекарственные средства с указанным МНН и участвовать в объявленном аукционе.
Кроме того, на заседание комиссии антимонопольного органа представителем Центра закупок было также представлено письмо главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Республики Хакасия анестезиолога-реаниматолога Гончаревич А.Ю., являющегося также одним из членов формулярной комиссии Центра закупок, в котором указано следующее:
"При организации обеспечения лечебных учреждений Республики Хакасия препаратом "Гепарин" просим учитывать следующие свойства, которые важны в клинической практике и гарантируют эффективность проводимого лечения и безопасность пациента при введении этих препаратов:
1. Возможность храпения разведенного (готового) раствора Гепарина
в течение не менее 24 часов. Стабильность препарата, в растворе на протяжении не менее 24 часов определяет и терапевтическую эффективность действия препарата в указанный период, и безопасность проводимой терапии. Возможность использования готового раствора экономит расход лекарственного препарата и время лечебного персонала без снижения эффективности и безопасности лечебного процесса. Это оптимизирует алгоритм действий среднего медицинского переспала во всех случаях работы с готовым раствором Гепарина - если требуется его постоянная инфузия или дискретное введение в течение суток в различных клинических ситуациях.
2. Возможность разведения Гепарина различными растворителям, применяемыми в отделениях (раствор натрия хлорида 0,9%, раствор глюкозы 5%, 10% раствор Риппера). Указанные растворы поставляются и используются в ежедневной клинической практике в ЛПУ Республики Хакасия. Это оптимизирует схемы использования препарата.
В Государственном реестре лекарственных средств представлены несколько производителей Гепарина с указанными характеристиками.
Данные по стабильности растворов Гепарина и совместимости его с другими препаратами подтверждаются соответствующими исследованиями и находят отражение в официальных Инструкциях по применению лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Министерством здравоохранения РФ".
Учитывая, что объектом рассматриваемого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является право на заключение контракта не на производство, а на поставку лекарственного препарата с МНН "Гепарин натрия", то участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Кроме того, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее необоснованность. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшего жалобу на соответствующие действия (бездействия) заказчика.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО "Лек 19" не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
Доводы заявителя жалобы о нарушении заказчиком пункта 3 статьи 4, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения жалобы по Закону о контрактной системе в сфере закупок, не могут быть рассмотрены комиссией антимонопольного органа, поскольку Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, это не предусмотрено.
Вместе с тем, ООО "Лек-19" в рамках Закона о защите конкуренции вправе подать заявление о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства.
Дополнительные доводы, письменно представленные заявителем 09.08.2016 г., а также устно озвученные представителем ООО "Лек-19" на рассмотрении жалобы по существу, комиссией антимонопольного органа не рассматриваются на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Срок окончания подачи заявок (закупка N 0380200000116003629) - 08:00 08.08.2016 г.
Дополнительные доводы к рассматриваемой жалобе представлены ООО "Лек-19" в адрес Хакасского УФАС России 09.08.2016 г.
Таким образом, ООО "Лек-19" пропущен срок для обжалования положений аукционной документации, в части дополнительных доводов.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 177/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 6, статьи 8, пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 105, части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.31, 3.34 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок, решила:
1. Признать жалобу N 177/КС ООО "ЛЕК 19" на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственных заказчиков (согласно списка рассылки) при проведении электронного аукциона на поставку препаратов, влияющих на систему кроветворения и кровь, лот N68 (закупка N 0380200000116003629) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 10 августа 2016 г. N 177/КС
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016