Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 25 июля 2016 г. N 10-Р-16
Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2016 г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 25.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Темерева Т.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии:
|
Тукачева А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления (отсутствует); Марова О.О. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; Морозов К.И. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;
|
рассмотрев дело N 10-Р-16, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в отношении <_> по факту размещения в журнале "Выходной день" N 2 (46) март - май 2016 на стр. N 9, рекламы следующего содержания:
""T-STERONE" сеть магазинов спортивного питания. Самый широкий ассортимент спортивного питания в Хакасии и на Юге Красноярского края. При покупке назови кодовое слово "Выходной" и получи скидку 5% на любую продукцию! Если быть, то быть первым. г. Абакан ул. Щетинкина, 40, vk.com/t-sterone19 т.: 8-961-746-30-66".
В присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> установила:
В ходе проведения Хакасским УФАС России мониторинга печатных СМИ на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 16.04.2016 года выявлено распространение <_> рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в журнале "Выходной день" N 2 (46) март - май 2016 на стр. N 9, следующего содержания:
""T-STERONE" сеть магазинов спортивного питания. Самый широкий ассортимент спортивного питания в Хакасии и на Юге Красноярского края. При покупке назови кодовое слово "Выходной" и получи скидку 5% на любую продукцию! Если быть, то быть первым. г. Абакан ул. Щетинкина, 40, vk.com/t-sterone19 т.: 8-961-746-30-66" (далее - реклама).
Хакасским УФАС России был направлен запрос (от 17.03.2016 исх. N 04-1466/КМ) журналу "Выходной день" о предоставлении информации о размещении вышеуказанной рекламы. Был получен ответ (от 04.04.2016 вх. N 1678), в котором представлен утвержденный макет данной рекламы, а также договор N 1 от 19.02.2016 года на размещение рекламы в журнале "Выходной день", заключенный между <_> и главным редактором данного журнала <_> Также представлено приложение к данному договору, в котором указаны следующие сведения: номер журнала, дата выхода, количество полос, сумма платы за размещение рекламы.
31.03.2016 года (исх. N 04-1789/КМ) Хакасским УФАС России был направлен запрос <_> о предоставлении информации о размещении вышеуказанной рекламы и документальных доказательств о том, что ассортимент спортивного питания магазина "T-STERONE" действительно является самым широким в Хакасии и на Юге Красноярского края.
На данный запрос поступил ответ (от 14.04.2016 года вх. N 1921), в котором изложено, что макет вышеуказанной рекламы составил и утвердил <_> Также в ответе имелось вложение файл формата Exel, в котором был перечислен весь ассортимент спортивного питания, имеющегося в наличии магазина "T-STERONE" по состоянию на 14.04.2016 г.
29.04.2016 года (исх. N 04-2519/КМ) был направлен запрос <_> - магазин "Геркулес" (конкуренту <_> - магазин "T-STERONE") о предоставлении сведений об ассортименте спортивного питания, который имелся в наличии магазина спортивного питания "Геркулес", находящегося на территории Хакасии, по состоянию на 14.04.2016 г.
На данный запрос поступил ответ (от 04.05.2016 г. вх. N 2292), в котором был представлен весь ассортимент товаров по состоянию на вышеуказанную дату. В данном перечне присутствуют товары, которые не представлены <_>
Определением от 13.05.2016 г. возбуждено дело 10-Р-16 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении <_> рассмотрение дела назначено на 31.05.2016 г.
В назначенное время <_> явился на рассмотрение настоящего дела и пояснил следующее.
На момент размещения рекламы <_> провел мониторинг рынка, исходя из которого ассортимент магазина спортивного питания "T-STERONE" являлся самым широким по Хакасии и Югу Красноярского края. Также <_> пояснил, что предоставит документальное подтверждение достоверности рассматриваемой рекламы.
Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрев материалы дела, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела N 10-Р-16 в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.
14.07.2016 года в назначенное время представитель <_> - <_> (доверенности не представлено) явился на рассмотрение настоящего дела и пояснил следующее.
<_> находится в больнице и физически не может присутствовать на сегодняшнем рассмотрении. Так как признаки нарушения Закона о рекламе были обнаружены 16.03.2016 года, <_> считает, что не имеет возможности предоставить ассортимент своего товара или каких-либо других доказательств достоверности рекламы по состоянию на 16.03.2016 года, так как с того времени прошло уже почти 4 месяца.
Также представитель ответчика пояснил, что определение об отложении он увидел только 14.07.2016 года. В понедельник - 18.07.2016 года они с <_> могли бы присутствовать на рассмотрении данного дела.
На основании пункта 3.44 Приказа ФАС России от 23 ноября 2012 г. N 711/12 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе" Председатель Комиссии объявила перерыв и назначила продолжение рассмотрения данного дела с того момента, на котором оно было прервано на 18.07.2016 года.
18.07.2016 года <_> явился на рассмотрение настоящего дела и пояснил следующее.
Так как признаки нарушения законодательства о рекламе были обнаружены уже давно, то представить доказательства на тот момент не представляется возможным. Кроме того, <_> указал, что он не обязан доказывать свою невиновность и считает возможным рассмотреть дело на основании имеющихся в деле материалов.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, оценив пояснения ответчика, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона о рекламе).
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. При этом доказательств подтверждения фразы "самый широкий ассортимент спортивного питания в Хакасии и на Юге Красноярского края", используемой в рекламе, предпринимателем не предоставлено.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов: "самый" "дешевле" "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не имеющая такого подтверждения, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия при принятии решения учитывает информацию, предоставленную <_> который осуществляет аналогичный вид деятельности. Как следует из ассортимента товаров <_> группа BCAA (аминокислот), например, фирмы PureProtein BCAA имеет четыре позиции (вкуса), тогда как у <_> в идентичной подгруппе по состоянию на 14.04.2016 г. имелось только две позиции (вкуса).
Поскольку <_> не подтвердил достоверность рассматриваемой рекламы, размещенной в журнале "Выходной день" N 2 (46) март - май 2016 на стр. N 9, то данная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Рекламодателем данной рекламы является <_>
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Так как из пояснений <_> и главного редактора журнала "Выходной день" следует, что, рассматриваемая реклама размещалась только в одном номере журнала "Выходной день", следовательно, оснований для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу следующего содержания: ""T-STERONE" сеть магазинов спортивного питания. Самый широкий ассортимент спортивного питания в Хакасии и на Юге Красноярского края. При покупке назови кодовое слово "Выходной" и получи скидку 5% на любую продукцию! Если быть, то быть первым. г. Абакан ул. Щетинкина, 40, vk.com/t-sterone19 т.: 8-961-746-30-66", распространенную <_> ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Предписание <_> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Т.В. Темерева
|
Члены Комиссии:
|
О.О. Марова
К.И. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25 июля 2016 г. N 10-Р-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016