г. Якутск резолютивная часть оглашена 30 июня 2016 года
изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью ДСК "Север" (далее также - ООО "Север", Общество, заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): <_>, <_> (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я)): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО ДСК "Север" на действия/бездействие заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" / уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" (извещение N 0116200007916004320), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, установила:
23 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО ДСК "Север" на действия/бездействие заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" / уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" (извещение N 0116200007916004320).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 30 июня 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указаны следующие доводы:
1) из положения п. 4.1.40 проекта контракта следует, что заказчиком не установлен исчерпывающий перечень обязанностей подрядчика, между тем, по мнению заявителя, отсутствие конкретики в формулировке обязанностей подрядчика является недопустимым и несет для последнего непредвиденные риски;
2) заказчиком в проекте контракта не предусмотрена оговорка о том, что условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией;
3) в проекте контракта отсутствует условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", действующее до 01.01.2017 г.;
4) заказчиком в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика поддержали письменное пояснение заказчика по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ":
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса", что также указано в разделе 2 проекта контракта.
Согласно ч. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) указанное относится к договору строительного подряда, отношения сторон по которому регулируются правилами параграфа 3 главы 37 ГК РФ.
Указание в п. 4.1.40 проекта контракта "нести иные обязательства, вытекающие из данного Контракта, в соответствии с нормами действующего законодательства, государственными стандартами и техническими нормами и иными нормативами, а так же обычаями делового оборота и практики в данной сфере" предполагает исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных в иных разделах (помимо раздела 4) проекта контракта (п.п. 6.2-6.4, 8.6-8.8, 8.10-8.15, 8.17-20, 8.22, 9.2, 9.4-9.6, разделах 10, 12, 13, 14), и конкретизирует применение в отношениях сторон по контракту норм в сфере строительного подряда.
Заявитель не воспользовался правом направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе. И, учитывая, что положения п. 4.1.40 проекта контракта не являются существенными и не противоречат обязательным условиям, предусмотренным ст. 34 Закона о контрактной системе, а также не лишают победителя электронного аукциона права урегулировать замечания по вышеуказанному пункту проекта контракта путем предоставления протокола разногласий согласно ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе, считают, что обращение заявителя с требованием о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта, не является надлежащим способом защиты права.
Заказчик не может включить в условия контракта все нормы действующего законодательства РФ (государственных стандартов, технических норм, регламентов, ГОСТ, СНиП, СП, СН, СанПИН, ТУ и пр.), регулирующие взаимоотношения сторон в сфере строительства.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - СОНО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В случае, если победителем указанной закупки становится СМП или СОНО, требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, к нему не предъявляется.
При этом включение в проекты контрактов условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНО, является правом заказчика и не относится к числу обязательных условий, включаемых в контракт.
Обращают внимание на то обстоятельство, что в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 требований, являющихся приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 г. N 238, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. Закона о контрактной системе, является СМП, СОНО, то в отчете, указанном в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе, учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Таким образом, указание объема привлечения к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в виде процента от цены контракта является необходимым и при заключении контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП или СОНО, что исполнено заказчиком при осуществлении закупки.
Также сообщают, что в п. 23 Информационной карты (раздел 1 документации об электронном аукционе) указано, что вышеуказанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО установлено к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО. Следовательно, не относится к участникам из числа СМП и СОНО.
Рассмотрение участником закупки аукционной документации подразумевает рассмотрение всех его частей, а не только проекта контракта.
Следовательно, требования, предусмотренные чч. 1, 5, 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта превышает двадцать миллионов рублей, заказчиком соблюдены в полном объеме.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика включать в проект контракта условие, предусмотренное ч. 6.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
Также не может такой обязанностью считаться требование, установленное ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 года N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" постановление действует до 01 января 2017 года.
Исходя из содержания нормы ч.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе обязанность предоставить отсрочку уплаты неустойки или их списание возникает у заказчика в силу закона, а не в силу контракта.
4. Требование о запрете на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено") установлено, если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг, и отражено в извещении о проведении электронного аукциона, которое является приложением к аукционной документации.
Данное извещение содержит приоритетную информацию относительно закупки.
С жалобой не согласны, просят признать необоснованной.
Представитель Госкомзакупок РС (Я) поддержала письменное пояснение уполномоченного органа по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ".
По первому и второму доводам жалобы:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов (ч. 9 ст. 105 ФЗ-44).
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не содержит указаний на нарушенные нормы Закона о контрактной системе, права и законные участника закупки, не представлены документы, подтверждающие обоснованность довода заявителя, таким образом, не имеется препятствий для подачи заявки за участие в электронном аукционе и формирования окончательного предложения.
Указанный пункт проекта контракта не противоречит нормам ГК РФ, соответствует нормам Закона о контрактной системе, не ведет к ограничению количества участников закупки, что подтверждается поступлением 2 заявок от участников закупки, которые согласны с условиями проекта контракта.
По второму доводу.
Согласно статье 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом установлено два варианта исполнения данного требования: путем проведения закупок только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или установления требования к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
При этом, установление в проекте контракта оговорки, на которую ссылается заявитель Закона о контрактной системе не установлено, из данной нормы не следует, что если победитель закупки является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, то данное требование не действительно.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путемпроведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Следовательно, закупка, превышающая сумму двадцать миллионов рублей, не может считаться проведенной для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае победы такими организациями.
По третьему доводу.
Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика включать в проект контракта условие, предусмотренное ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Также не может таковой обязанностью считаться требование, установленное ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которому в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015 года N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 6.1 статьи 34, часть 1.1 статьи 95, части 2.1 и 11 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) действуют до 1 января 2017 года.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" постановление действует до 01 января 2017 года.
Таким образом, включение условия, предусмотренного ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и всего порядка, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N190, означало бы возможность его действия в рамках контракта на период позднее 01 января 2017 года, что противоречит вышеуказанным нормам.
Исходя из содержания ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе обязанность предоставить отсрочку уплаты неустойки или их списание возникает у заказчика в силу закона, а не в силу контракта.
По четвертому доводу.
Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" установлено, что в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" постановлено органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с вышеназванным Указом принято Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", которым утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Пунктом 5 в названный перечень включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 в п. 39 извещения и в п. 30 Информационной карты аукционной документации установлено, что в случае, если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг устанавливается запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
То есть к данной закупке применяется запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457, однако, ни данное постановление, ни иной нормативный правовой акт не содержат конкретного механизма реализации запрета.
Кроме того, из самого Постановления Правительства и Указа Президента РФ не следует, что он принят в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, что также следует из того, что в перечень Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N1457 включены не только выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, довод заявителя о том, что должны быть установлены запреты и ограничения в части допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами согласно п. 8 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, не подтверждается.
Минэкономразвития России в своем письме от 17 февраля 2016 года NД28и-353 отмечает следующее: "Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации".
При этом отмечается, что Постановление N 1457 не издано в развитие статьи 14 Закона N 44-ФЗ. В связи с чем при установлении в извещении, документации о закупке запрета, предусмотренного Постановлением N1457, не допускается указывать, что такой запрет установлен в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, позиция Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России дополнительно подтверждает ошибочность доводов заявителя о том, что данный запрет установлен в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе извещение открыто и доступно для ознакомления, размещено одновременно с аукционной документацией, содержит информацию об установлении запрета на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Следовательно, права и интересы потенциальных участников закупки, а также заявителя жалобы не могут быть нарушены.
Указывает, что аналогичные жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признаны необоснованными по извещениям N 0116200007916002922 и N 0116200007916006597.
В ходе рассмотрения дела представителем ООО ДСК "Север" были приведены следующие доводы.
В рамках данной закупки не предусмотрены обстоятельства, определенные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 года N 182 для отсутствия требования по обеспечению исполнения контракта.
Аукционной документацией, извещением о проведении электронного аукциона не предусмотрено никаких ограничений в участии в закупке, в том числе об участии только СМП, СОНО. Вместе с тем, отсутствует требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, предоставлена преференция участникам закупки, не являющимся СМП, СОНО, нарушен пункт 8 часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пункт 4.1.43 проекта контракта устанавливает требование о том, что подрядчик обязан использовать полученные от заказчика денежные средства по целевому назначению.
Между тем, авансирование по данному контракту не предусмотрено, работы оплачиваются на основании актов КС-2, КС-3.
Денежные средства, полученные подрядчиком, являются его собственностью. Подавая заявку на участие в данной закупке, участник закупки не сможет в последующем изменить положения проекта контракта протоколом разногласий.
Соответствующие положения не предусмотрены положениями Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.1.70 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан заключить с АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО договор банковского сопровождения. Между тем, банковское сопровождение контрактов применяется, если их предметом является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млрд рублей.
С ноября 2015 года по апрель 2016 года и по сегодняшний день в АКБ "Алмазэргиенбанк" АО отсутствуют специалисты в области строительства.
Заявка ООО ДСК "Север" на участие в закупке не подавалась, заявитель относится к субъектам малого предпринимательства.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру осуществления закупки, признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими нормы Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Как следует из пояснений представителей заказчика по жалобе ООО ДСК "Север":
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 227 790 132,66 рубля и объект "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" включен в инвестиционную программу РС (Я), в проекте контракта были установлены условия о расширенном банковском сопровождении.
Заказчиком был заключен контракт с АКБ "Алмазэргиенбанк" АО о расширенном банковском сопровождении.
Авансирование по данному контракту не предусмотрено.
Согласно пункту 7.2 проекта контракта работы по данному контракту оплачиваются в пределах и в соответствии с утвержденным графиком производства (промежуточными актами КС-2, КС-3).
Пункт 4.1.43 проекта контракта установлен в соответствии с условиями о расширенном банковском сопровождении. Каждый расход согласуется с банком, заказчик должен выплачивать денежные средства согласно целевому назначению.
Подрядчик будет аккумулировать денежные средства, которые планируются использовать для исполнения данного контракта, на отдельном счете, который открывается в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта.
Согласно пункту 15 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов в соответствии с условиями сопровождаемого контракта банк ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет заказчику отчет по отдельному счету поставщика, соисполнителя о проведении операций в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц, оборотно-сальдовой ведомости по отдельному счету за отчетный месяц, а также информацию о текущих остатках на отдельном счете на последнее число отчетного месяца.
Прилагают письменное пояснение заказчика по доводам ООО ДСК "Север", копии Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02 июня 2016 года N 190 "О внесении изменений в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2016 год, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 г. N 466", Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2016 г. N 333-р., государственного контракта N 16-202 от 16 мая 2016 года, заключенного между ГКУ "СГЗ РС (Я)" и АКБ "Алмазэргиенбанк" АО.
Представитель Госкомзакупок РС (Я) с жалобой ООО ДСК "Север" не согласилась и пояснила следующее:
По первому доводу.
В соответствии с Постановление Правительства РФ N 182 определены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта: проект контракта содержит условие о бакнковском сопровождении контаркта.
Проект контракта по данной закупке содержит в себе требование о банковском сопровождении (п. 4.1.43).
По второму доводу.
Не указано, какие права и законные интересы нарушены установлением пункта 4.1.43 в проекте контракта. Данный пункт контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации.
По третьему доводу.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Главы РС (Я) от 14.03.2016 года N 988 "О банковском сопровождении государственных контрактов для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)" установлено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) осуществляется путем расширенного банковского сопровождения контракта в случае, если предметом контракта являются строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов, включенных в Перечень строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), при начальной (максимальной) цене контракта не менее ста пятидесяти миллионов рублей.
Подпунктом "б" пункта 3 данного Указа установлено, что привлечение банка в целях банковского сопровождения контракта осуществляется в соответствии с Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963, в отношении сопровождаемого контракта, заключаемого для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия) заказчиком - в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа.
На основании указанных норм в проекте контракта установлено требование о заключении расширенного банковского сопровождения с АКБ "Алмазэргиенбанк".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 мая 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116200007916004320 о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" и аукционная документация.
07 июня 2016 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 227 790 132,66 рубля.
28 июня 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007916004320-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Якутского УФАС России считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о том, что в положении п. 4.1.40 проекта контракта заказчиком не установлен исчерпывающий перечень обязанностей подрядчика, что, по мнению заявителя, является недопустимым, поскольку отсутствие конкретики в формулировке обязанностей подрядчика несет для победителя закупки непредвиденные риски, признан необоснованным, в силу следующего.
В п. 4.1.40 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан нести иные обязанности, вытекающие из данного Контракта, в соответствии с нормами действующего законодательства, государственными стандартами и техническими нормами и иными нормативами, а так же обычаями делового оборота и практики в данной сфере, включая, но не ограничиваясь:
- при осуществлении Заказчиком контроля за ходом исполнения настоящего Контракта предоставлять Заказчику все необходимые данные;
- письменно уведомить Заказчика о необходимости проведения освидетельствования скрытых Работ в письменном виде не менее чем за 48 часов до проведения освидетельствования выполненных скрытых Работ, подлежащих последующему закрытию, Уведомление о назначении даты приемки скрытых Работ должно направляться Заказчику в рабочие дни и в часы работы (с 09-00 до 18-00 ч.) Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом, по требованию Заказчика, Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет;
- при получении требования Заказчика о приостановке Работ, в связи с нарушением обязательств Подрядчиком, исполнить таковое незамедлительно, письменно сообщив об этом.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку, по мнению заявителя, положение п. 4.1.40 проекта государственного контракта предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленный довод должен подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке, а в последующем - исполнить контракт.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" действиями заказчика/уполномоченного органа, а также указание на нарушение конкретных норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следует из пояснений заказчика, указание в п. 4.1.40 проекта контракта "нести иные обязанности, вытекающие из данного Контракта, в соответствии с нормами действующего законодательства, государственными стандартами и техническими нормами и иными нормативами, а так же обычаями делового оборота и практики в данной сфере" предполагает исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных в иных разделах (помимо раздела 4) проекта контракта (п.п. 6.2-6.4, 8.6-8.8, 8.10-8.15, 8.17-20, 8.22, 9.2, 9.4-9.6, разделах 10, 12, 13, 14) и конкретизирует применение в отношениях сторон по контракту норм в сфере строительного подряда.
На основании вышеизложенного, данный довод подлежит признанию необоснованным.
2) Довод о том, что заказчиком в проекте контракта не предусмотрена оговорка о том, что условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, признан необоснованным на основании следующего.
В статье 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию аукционной документации, статьей 34 Закона о контрактной системе установлены требования к контракту, заключаемому по итогам проведения закупок.
Ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В рассматриваемом случае, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, а также в п. 23 Информационной карты аукционной документации установлено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Между тем, положения статей 30, 34, 64 Закона о контрактной системе не обязывают заказчика установить оговорку в аукционной документации, проекте контракта о том, что условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, поскольку требование, установленное в ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, применяется, только в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителей) закупки определен хозяйствующий субъект, не являющийся СМП/СОНКО.
Кроме того, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку, по мнению заявителя, отсутствие вышеуказанной оговорки предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленный довод должен подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "СТРОЙИНВЕСТ" действиями заказчика/уполномоченного органа, а также указание на нарушение конкретных норм Закона о контрактной системе.
3) Довод заявителя о том, что в проекте контракта отсутствует условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" действующим до 01.01.2017 г., также признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Закона в контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 года N 190 (далее также - Постановление N 190).
Между тем, ни Закон о контрактной системе, ни указанное выше Постановление N 190 не содержат положений, обязывающих заказчика включать условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию. Не указание в аукционной документации условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в аукционную документацию не означает освобождение заказчика от исполнения указанных норм и не оказывает влияния на результат определения поставщика.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
4) Довод о том, что заказчиком/уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", признан необоснованным в силу следующего.
Материалами дела установлено, что запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено", принятого во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", заказчиком/уполномоченным органом установлен в извещении о проведении электронного аукциона в формате <*doc> размещенный совместно с аукционной документацией на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и подписанный электронно - цифровой подписью представителем уполномоченного органа.
При этом, из положений статьи 63 Закона о контрактной системе не следует, что данный запрет должен быть установлен исключительно в извещении о проведении закупки, сформированном на функционале официального сайта в электронном виде.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" подлежит признанию необоснованной.
Комиссия Якутского УФАС России считает жалобу ООО ДСК "Север" необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части установления пунктом 4.1.43 проекта контракта неправомерного требования о целевом использовании денежных средств, полученных подрядчиком от заказчика, подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.1.43 проекта контракта установлено следующее: "Подрядчик обязан использовать полученные от Заказчика на расчётный счёт денежные средства исключительно в целях исполнения обязательств по настоящему Контракту".
Между тем, Закон о контрактной системе не содержит положений, регулирующих отношения, соответствующие содержанию пункта 4.1.43 проекта контракта.
Включение данного положения в проект контракта возможно в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), а законодательство о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в силу которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии о осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов участников закупки данными действиями заказчика, поскольку конкретного механизма проверки целевого использования денежных средств заказчиком проект контракта не содержит, заявитель при обосновании довода аргументирует лишь домыслами в части возможного некорректного контроля со стороны заказчика, также отсутствует указание на нарушение каких-либо положений Закона о контрактной системе, а также надлежащие доказательства того, что данные действия объективно препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части неправомерного установления в проекте контракта условия о банковском сопровождении контракта подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела установлено, что разделом 22 проекта контракта предусмотрено расширенное банковское сопровождение контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее также - Постановление N 963) рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:
не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Таким образом, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местная администрация муниципальных образований вправе сами определять случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд.
Пунктом 1 Указом Главы РС (Я) от 14.03.2016 N 988 "О банковском сопровождении государственных контрактов для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)" (далее также - Указ N 988) установлено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) осуществляется:
а) путем проведения мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, если начальная (максимальная) цена контракта не менее ста пятидесяти миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа;
б) путем расширенного банковского сопровождения контракта в случае, если предметом контракта являются строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов, включенных в Перечень строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), при начальной (максимальной) цене контракта не менее ста пятидесяти миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 227 790 132,66 рубля.
Предметом данной закупки является выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса".
В ходе рассмотрения дела представителями заказчиками пояснено, что данный объект входит в перечень инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).
В материалы дела заказчиком представлена копия Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 02 июня 2016 года N 190 "О внесении изменений в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) на 2016 год, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 г. N 466" (далее также - Постановление Правительства РС (Я) N 190). Приложением к Постановлению Правительства РС (Я) N 190 объект "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" включен в перечень Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2016 год.
Также в материалы дела заказчиком представлена копия Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2016 г. N 333-р "О заключении долгосрочного государственного контракта для обеспечения строительства объекта "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" (далее также - Распоряжение N 333-р). Приложением к Распоряжению N 333-р установлены объемы выделяемых средств для заключения долгосрочного государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ (227 790 132, 66 рубля).
Таким образом, заказчиком правомерно включено условие о банковском сопровождении контракта.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части неправомерного неустановления требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном функционалом единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, указано, что обеспечение исполнения контракта не требуется.
Извещение о проведении электронного аукциона, размещенное в виде файла "doc", также содержит соответствующее указание.
Также пунктом 16 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
|
1. Размер обеспечения исполнения контракта, руб. |
Не установлен, согласно Постановлению РФ от 11 марта 2016 г. N 182. |
В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Закона о контрактной системе наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" (далее также - Постановление N 182) в соответствии с частью 2.1 статьи 96 Закона о контрактной системе определены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, в том числе, если проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела установлено, что разделом 22 проекта контракта предусмотрено расширенное банковское сопровождение контракта.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом правомерно не установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, поскольку проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части неправомерного установления условия в проект контракта об обязательном заключении с АКБ "Алмазэргиенбанк" АО договора расширенного банковского сопровождения контракта подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.1.70 проекта контракта установлено следующее: "Заключить с Акционерным Коммерческим Банком "Алмазэргиэнбанк" Акционерное общество (далее - Банк), привлеченным Заказчиком, договор о расширенном банковском сопровождении Контракта, на условиях, указанных в разделе 22 Контракта, проект которого является приложением настоящего Контракта (Приложение N 6) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта".
Между тем, Закон о контрактной системе не содержит положений, регулирующих отношения, соответствующие содержанию пункта 4.1.43 проекта контракта.
Включение данного положения в проект контракта возможно в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), а законодательство о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно части 3 статьи 35 Закона о контрактной системе осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Пунктом 1 Указом Главы РС (Я) от 14.03.2016 N 988 "О банковском сопровождении государственных контрактов для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)" (далее также - Указ N 988) установлено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) осуществляется:
а) путем проведения мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, если начальная (максимальная) цена контракта не менее ста пятидесяти миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа;
б) путем расширенного банковского сопровождения контракта в случае, если предметом контракта являются строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов, включенных в Перечень строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), при начальной (максимальной) цене контракта не менее ста пятидесяти миллионов рублей.
Пунктом 3 Указа N 988 установлено, что привлечение банка в целях банковского сопровождения контракта осуществляется в соответствии с Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963, в отношении сопровождаемого контракта, заключаемого для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия):
а) поставщиком - в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа;
б) заказчиком - в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа.
В соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе Постановление N 963 установлены прилагаемые Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (далее также - Правила).
Пунктом 12 Правил установлено, что в случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из перечня банков, указанного в пункте 10 настоящих Правил.
Согласно пункту 10 Правил банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Настоящий подпункт не применяется к банкам, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик в случае привлечения им банка в целях банковского сопровождения отбирает банк до начала процедуры закупки. При этом такой банк может быть отобран заказчиком для сопровождения контрактов, которые будут заключены в будущем.
В материалы дела заказчиком представлена копия государственного контракта N 16-202 от 16 мая 2016 года, заключенного между ГКУ "СГЗ РС (Я)" и АКБ "Алмазэргиенбанк" АО.
Пунктом 2.1 вышеуказанного контракта установлено следующее: "В соответствии с Контрактом Банк обязуется выполнить, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги Банка по организации расширенного банковского сопровождения сопровождаемых контрактов (далее - БС) в соответствии с условиями настоящего контракта".
Пунктами 1.1, 1.1.2 вышеуказанного контракта установлено следующее:
"В рамках настоящего Контракта, дополнительных соглашений и приложений к нему, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, Стороны, принимают следующие термины и их толкование:
"Объект" - сооружения и объекты, в отношении которых заказчиком заключены сопровождаемые контракты на их строительство с Участниками строительства, а именно:
- Центр духовности в музее-усадьбе В.В. Никифорова-Кулумнуур (Республиканский центр дополнительного образования детей) в с. Дюпся Усть-Алданского улуса.
- Культурный центр им. В.В. Никифорова - Кюлюмнюр в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса".
АКБ "Алмазэргиенбанк" АО состоит в перечне банков, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.05.2016 и по состоянию на 01.06.2016 (уточненный по информации Банка России 30.06.2016) согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.http://minfin.ru).
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в силу которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии о осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов участников закупки данными действиями заказчика, также отсутствует указание на нарушение каких-либо положений Закона о контрактной системе, а также надлежащие доказательства того, что данные действия объективно препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
Жалоба ООО ДСК "Север" подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Между тем, в пункте 4.1.67 проекта контракта указано следующее: "Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20% от Контракта".
Следовательно, в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта некорректно указан расчет объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), решила:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия/бездействие заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" / уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" (извещение N 0116200007916004320) необоснованной.
Признать жалобу ООО ДСК "Север" на действия/бездействие заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" / уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" на объекте: "Культурный центр им. В.В.Никифорова-Кюлюмнюр в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса" (извещение N 0116200007916004320) необоснованной.
Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенного нарушения.
В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июля 2016 г. N 06-546/16Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016