Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 16 марта 2016 г. N 002969
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей: ПАО "Ростелеком" - Пойлова О.Л. (доверенность N 0501/21/20-15 от 03.02.2015 г.); Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" - Затонской А.А. (доверенность N 15 от 09.03.2016 г.), Каменских В.С. (доверенность N 13 от 09.03.2016 г.),
рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" (вх. N 002969) (далее - заявитель) на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" (далее также - организатор конкурса, Фонд), комиссии по закупкам Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" (далее также - комиссия организатора конкурса) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг телефонной связи и телематических услуг связи, извещение N К-000009/2016 размещено 16.02.2016 г. на сайте www.fond59.ru в сети "Интернет" (далее - закупка, конкурс). установила:
03.03.2016 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора конкурса и комиссии при организации и проведении открытого конкурса. Заявитель указывает, что в ходе процедуры рассмотрения заявок комиссией организатора конкурса допущены существенные нарушения, в результате чего его заявка была незаконно отклонена, что привело в конечном итоге к нарушению порядка определения победителя торгов.
Организатор конкурса с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу (от 10.03.2016 г. б/н, от 16.03.2016 г. б/н), в которых указывает на отсутствие нарушений при проведении открытого конкурса, ссылается на необязательность проведения процедуры торгов в соответствии с действующим законодательством РФ.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 178 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми в том числе создается региональный оператор, который является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В силу ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 г. N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее также - Закон Пермского края о системе капитального ремонта) создается некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", которая является региональным оператором.
На основании ч. 1.1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что положения частей 1.1 и 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части закупок региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора и отбора региональными операторами по результатам конкурса российских кредитных организаций, соответствующих требованиям части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации. До указанного срока порядок проведения и условия конкурса, указанного в части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
К настоящему времени порядок проведения закупок региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора Правительством Российской Федерации не утвержден. Нормативный правовой акт Пермского края, определяющий порядок проведения закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций Фонда также не утвержден. Приказ Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" от 12.10.2015 г. N 170-1/15-ОД "Об утверждении Положения о закупках для административно-хозяйственной деятельности некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" (далее также - Положение о закупках) является внутренним распорядительным актом Фонда и не подпадает под категорию акта, указанного в ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ. Положение о закупках в открытых источниках не опубликовано.
16.02.2016 г. на официальном сайте Фонда www.fond59.ru опубликовано извещение N К-000009/2016 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг телефонной связи и телематических услуг связи.
Датой начала срока подачи заявок указано 16.02.2016 г. Датой окончания срока подачи заявок, вскрытия конвертов с заявками указано 26.02.2016 г. Датой рассмотрения и оценки заявок указано - не позднее 04.03.2016 г.
Даты размещения протоколов открытого конкурса на сайте (протокол вскрытия конвертов с заявками N 01-000009/2016 от 26.02.2016 г.; протокол рассмотрения и оценки заявок N 02-000009/2016 от 29.02.2016 г.) определить не представляется возможным.
Согласно журналу регистрации заявок и протоколу вскрытия конвертов с заявками N 01-000009/2016 от 26.02.2016 г. на участие в открытом конкурсе поступило три заявки: ПАО "ВымпелКом", ООО "Пермтелеком", ПАО "Ростелеком".
По итогам рассмотрения заявок принято решение о признании заявки ООО "Пермтелеком" надлежащей и допуске ее к участию в открытом конкурсе. Заявки ПАО "ВымпелКом"и ПАО "Ростелеком" признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации и Положения о закупках и отклонены.
Рассматривая указанный открытый конкурс с точки зрения обязательности его проведения в соответствии с действующим законодательством РФ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии действующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия проведения такого рода торгов, и, следовательно, не видит наличия правовых оснований обязательности их проведения. Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на указанные торги и принятию мер реагирования в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Так, рассмотрение жалобы ПАО "Ростелеком" в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия считает необходимым прекратить.
Между тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Частью 2 статьи 448 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. В силу ч. 1 статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в том числе в случае, если были допущены нарушения правил, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Из анализа требований обозначенных норм ГК РФ и Закона о защите конкуренции следует, что они распространяются на все торги (в т.ч. на те, проведение которых не является обязательным в соответствии с действующим законодательством РФ).
Из извещения о проведении указанного конкурса и конкурсной документации не следует, что организатором конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 448 ГК РФ был выдержан тридцатидневный период со дня публикации извещения о торгах до дня их проведения. В связи с этим, Комиссия антимонопольного органа, усматривая в таких действиях организатора конкурса признаки нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции и руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, считает необходимым передать материалы данной жалобы должностному лицу антимонопольного органа в целях решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России решила:
1. Прекратить рассмотрение жалобы ПАО "Ростелеком" (вх. N 002969) на действия Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края", комиссии по закупкам Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг телефонной связи и телематических услуг связи, извещение N К-000009/2016 размещено 16.02.2016 г. на сайте www.fond59.ru в сети "Интернет".
2. Передать материалы жалобы должностному лицу антимонопольного органа в целях решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции.
Заместитель Председателя Комиссии Д.Е. Баранов
Члены Комиссии П.И. Литвинов
Е.Д. Ваганова
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде
в течение трёх месяцев со дня его принятия (ст. 52 Закона о защите конкуренции).
Литвинов Павел Игоревич,
+7 (342) 235-10-36.
to59-litvinov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 марта 2016 г. N 002969
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016